Елена Калинич
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Космические спасатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Космические спасатели».
Калинич Е. И. - воспитатель МКДОУ д/с№3 "Радуга детства" г. Новосибирска
Цель: Выявление знаний, представлений и умений, полученных детьми в течение учебного года.
Задачи:
- совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно, закреплять знание цифр;
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе „Космические спасатели“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
- совершенствовать знания о геометрических фигурах; умение классифицировать их по четырем признакам: цвет, форма, величина, толщина. Декодировать фигуры с помощью знаков-символов;
-выявлять умение воссоздавать предметы из геометрических фигур используя схемы;
- развивать мыслительные операции, внимание;
- совершенствовать умение ориентироваться в пространстве, использовать план для решения задач на ориентировку в конкретных условиях;
- закрепить умение устанавливать соответствие между цветной палочкой Кюизенера и цифрой;
- закрепить знание состава числа из двух меньших (до 10);
- тренировать в умении конструировать предметы из цветных палочек;
- умение определять время по часам, совершенствовать знание дней недели;
- развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки;
- развивать логическое мышление детей.
Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Материалы:
Демонстрационные: конверт с письмом, с подписанным адресом детского сада, в конверте лист с цифрами (изображение цифрика по точкам, геометрические фигуры для лица – два круга-глаза, треугольник-нос и треугольник-рот, схема города. На столе фломастер для соединения цифр.
Цифролет, построенный из модулей, два набора Блоков Дьенеша, коробка для пульта управления. Модель часов. Ширма, отделяющая группу от планеты Цифряндии. Схема сборки домика в игре «Танграмм». На ширме и в интерьере группы размещены космические картинки - имитация космического пространства. Магнитофон, аудиозапись музыкального фона.
Ракета-игрушка для проведения игры. Карточки с задачами в стихах. Два указателя с названием улиц: Геометрическая и Числовая. Два набора цифр для нумерации улиц. Камни-метеориты. Мешочек для метеоритов. Ватман или другой лист для изображения космического пространства, клеящий карандаш, звездочки для наклеивания по количеству выполненных заданий.
Раздаточные: В Цифролете стульчики на каждого ребенка с наклеенными числовыми карточками: три числа, из которых среднее – пропущено. Билеты на Цифролет на каждого ребенка. Кодовые карточки по числу участников, наборы игры «Танграмм», наборы палочек Кюизенера (рассыпанные домики).
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо, вот только не знаю от кого. На конверте только один адрес – кому. Давайте проверим, нам ли предназначается это письмо. Кто мне назовет наш адрес? (Ответы детей). Правильно. (Зачитывает адрес на конверте). Но кто же прислал нам это письмо? Сейчас посмотрим. (вскрывает конверт, достает большой лист бумаги, на котором отмечены точки с цифрами).
Воспитатель: Не понятно, что это? Как вы думаете, ребята, что нам с этим делать? (Выслушиваются предположения детей, предложение соединить цифры по порядку – принять. Если не предложат, то помочь им в этом)
Воспитатель: Давайте попробуем соединить цифры по порядку и посмотрим, что получится.
Дети соединяют цифры фломастером. Воспитатель в середине размещает фигурки: два круга и два треугольника – получается лицо инопланетянина.
Воспитатель: Ребята, да это же Цифрик с далёкой планеты Цифряндии. Что же у них случилось? (Смотрит в конверт и достает еще один листок с письмом).
Воспитатель: Давайте прочитаем письмо и всё узнаем.
Воспитатель, вместе с детьми, читает письмо: «Помогите, кто может! Моя планета Цифряндия попала в беду. На планете прошел метеоритный дождь и разрушил все дома.
Жители планеты – Цифрики остались без крова и отправились в открытый космос искать помощи. Если можете, прилетайте к нам и помогите восстановить разрушенные дома. Схема города прилагается.
Помогите, пожалуйста, кто может!
Жители планеты – Цифрики»
Воспитатель: Ребята, поможем Цифрикам построить дома? (Да) Тогда не будем тратить время зря. Как вы думаете, на чём можно добраться до планеты Цифряндии? (ответы детей). Правильно, на космическом корабле. И наш космический корабль «Цифролёт» уже нас ждёт. Пожалуйста, получите билеты, и займите места, согласно вашим билетам: номер билета должен соответствовать пропущенному числу. Будьте внимательны. (На стульчиках прикреплены числовые карточки: из трех чисел подряд – среднее пропущено. Дети находят свои места и садятся).
Воспитатель: Все дети заняли свои места? (Да) А сейчас межгалактические контролёры проверят, правильно ли произведена посадка. Предъявите, пожалуйста, билеты на проверку. (Проверяется, как дети выполнили задание).
Воспитатель: А сейчас, ребята, нам необходимо собрать пульт управления Цифролётом. Для того, чтобы Цифролёт не попал в руки космических пиратов, все кнопки на пульте управления были закодированы. Я вам раздам карточки с кодами и вы по ним найдете необходимые фигуры-кнопки для пульта управления. (Раздаются кодовые карточки для блоков Дьенеша с четырьмя признаками: цвет, форма, величина, толщина. Каждый находит в коробке нужный ему блок. Все вместе проверяем правильность выбранных блоков. Воспитатель составляет из блоков пульт управления.)
Воспитатель: Пульт управления готов! К взлету космического корабля приготовиться! Надеть шлемы, пристегнуть ремни!
Дети: Есть приготовиться!
Воспитатель: Включить приборы!
Дети: есть включить приборы!
Воспитатель: Завести моторы!
Дети: Есть завести моторы!
Воспитатель: Считаем от 1 до 10!
Дети: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10!
Воспитатель: Стоп! Что-то наш корабль не взлетает. Интересно, почему? (Предположения детей). Поняла! Мы же его не заправили. А заправить наш корабль можно только мыслительной энергией. Мыслить умеете? Сейчас посмотрим. Слушайте внимательно и постарайтесь решить задачи в стихах.
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Три кричат вослед за ней:
«Не забудь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
(Четыре)
Четыре гусенка и двое утят
В озере плавают, громко кричат.
А ну, посчитай поскорей,
Сколько всего в воде малышей?
(Шесть)
У стены стоят кадушки.
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять кадушек,
Сколько было в них лягушек?
(пять)
У Сашки в кармашке
Конфеты в бумажках.
Он дал по конфете
Свете и Пете,
Ирине, Галине,
Марине и Нине,
И сам съел конфету.
А больше и нету.
Сколько же было у Сашки
Конфеток в кармашке?
(семь)
Воспитатель: Я думаю, что корабль зарядился мыслительной энергией и готов к отлету. К взлету космического корабля приготовиться! Надеть шлемы, пристегнуть ремни!
Дети: Есть приготовиться!
Воспитатель: Включить приборы!
Дети: есть включить приборы!
Воспитатель: Завести моторы!
Дети: Есть завести моторы!
Воспитатель: обратный отсчет от десяти до одного начинай!
Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1… Пуск!
(Звучит музыка)
Воспитатель: Наконец-то мы взлетели. Давайте посмотрим время отправления. Кто мне скажет, сколько время показывают наши часы? А кто назовет сегодняшнее число? День недели? В космическом пространстве планеты находятся далеко друг от друга и лететь до них надо не один день. Давайте мы сейчас с вами запустим маленькую ракету в нашем Цифролете. Она будет быстро перелетать из рук в руки, а вы при этом будете называть по порядку дни недели, начиная с сегодняшнего. (Проводится игра «Дни недели по порядку назови!»)
Воспитатель: Мы прилетели на планету Цифряндия. Отстегнуть ремни, снять шлемы, покинуть свои места!
(Все выходят из корабля. За ширмой находятся два ряда столов. На одном ряду рассыпаны наборы «Танграмма», на другом ряду – палочки Кюизенера. Между ними лежат камни- метеориты).
Воспитатель: И правда, смотрите, нет ни одного дома целого. А посмотрите, сколько камней-метеоритов нападало. Давайте мы их соберем все вместе, чтобы они не мешали нашему строительству. Вот какой метеоритный дождь прошел на планете Цифряндия. Сосчитайте, сколько метеоритов мы собрали. Давайте их сложим в мешочек и увезем в детский сад на память о нашем путешествии. А теперь достанем схему города и посмотрим, что нам нужно сделать.
(Достает схему и прикрепляет её на ширме. Рассматривают с детьми. На схеме: улица Геометрическая, где дома построены из геометрических деталей игры «Танграмм» и улица Числовая, домики на которой построены из числовых палочек Кюизенера.)
Воспитатель: Нам необходимо, руководствуясь схемой города построить дома на улице Геометрическая. Как вы думаете, почему эта улица так названа? (Ответы детей). Да, дома на этой улице построены из геометрических фигур. А что общего у всех этих фигур? (Есть углы, вершины, стороны) А какие фигуры не имеют углов? (круг, овал). Молодцы! В письме есть схема постройки домика. Пожалуйста, приступайте к работе. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: А теперь давайте восстановим дома на улице Числовой. Как вы думаете, почему же эта улица так называется? (Потому что каждая палочка обозначает какое-то число). Чтобы построить дом необходимо для фундамента выбрать самую длинную палочку. А далее, второй этаж и последующие - слева помещать палочку на один меньше предыдущей, а справа, наоборот, на один больше предыдущей. В каждом ряду получится одно и то же число, составленное из двух меньших чисел. Для крыши останутся палочки такой же длины как и фундамент. Пожалуйста, приступаем к работе. (Дети выполняют задание)
Воспитатель: (ставит указатели с названием улиц). Ребята, а теперь я попрошу вас рядом с каждым домом поместить цифру-номер дома, внимательно посмотрев на схему. (Дети пронумеровывают дома, руководствуясь схемой города).
Воспитатель: Вот наша миссия и выполнена. Цифрики могут возвращаться в свои дома. А нам пора возвращаться к себе в детский сад. Занимаем свои места на Цифролете. К взлету космического корабля приготовиться! Надеть шлемы, пристегнуть ремни!
Дети: Есть приготовиться!
Воспитатель: Включить приборы!
Дети: есть включить приборы!
Воспитатель: Завести моторы!
Дети: Есть завести моторы!
Воспитатель: обратный отсчет от десяти до одного начинай!
Дети: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1… Пуск!
(Звучит музыка)
Рефлексия:
Воспитатель: Ребята, а у меня в конверте остались еще звездочки. Каждая звездочка – это одно из выполненных нами заданий. Давайте сейчас вспомним, какие задания мы выполняли и наклеим наши звездочки на карте космического пространства. (Дети перечисляют выполненные задания и приклеивают звездочки).
Воспитатель подводит итог: Посмотрите, сколько маленьких звездочек зажглось в космическом пространстве. И на столько больше знаний появилось у нас с вами за этот год. Наш космический корабль приземляется на планете Земля, в городе Новосибирске, на улице Земнухова, 10. Снять шлемы! Отстегнуть ремни! Покинуть палубу корабля.
Приветствуем вас в детском саду!