Лыкова Валентина
«В гости к морским обитателям. Счет в пределах 5». Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
ОО: "Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений"
Тема: «В гости к морским обитателям»
Цель: Закреплять представления детей о количественном составе числа 5 из единиц. Развивать умение сравнивать предметы по высоте.
Задачи: Упражнять в счете в прямом и обратном порядке в пределах 5. Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две части, учить называть каждую часть (половинка, одна из двух частей). Упражнять в раскладывании предметов по высоте (от низкого к высокому и наоборот) результаты сравнения отражать в речи (самый высокий, ниже, еще ниже,. самый низкий; самый низкий, выше, еще ниже,. самый высокий. Развивать глазомер, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание, умение видеть и устанавливать ряд закономерностей. Воспитывать отзывчивость, самостоятельность, доброжелательное отношение к окружающим.
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие. Ознакомление с миром природы», «социально – коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие»
Активизация словаря: половина, целое, часть.
Предварительная работа: счет в пределах 5, знакомство с цифрами, знакомство с морскими обитателями.
Демонстрационный материал: картинки с изображением морских обитателей (дельфин, краб, морская звезда, медуза, набор цифр 1-5, круг, квадрат для деления пополам. Картинка – Нептун, батискаф, набор крупных геометрических фигур. мяч
Раздаточный материал: цифры, по 1 квадрату белого цвета, ножницы, палочки Кюизенера (5 штук разного размера). Раскраски с изображением морских обитателей, цветные карандаши.
ХОД
Вводная часть . Организационно-сюрпризный момент. Мотивация к деятельности.
Привлечь внимание детей звукам и «шум моря»
«Море шумит, всех ребят собрать спешит.
- Посмотрите, кто нас встречает? Морской царь - Нептун.
Приглашает нас в гости, в свое царство.
На чем можно путешествовать по морским глубинам? (батискаф) – демонстрация картинки на доске – батискаф.
В круг скорее становитесь,
Крепче за руки держитесь»
- Начинает погружение, ведем обратный отсчет: 5, 4, 3, 2, 1.
- Чтобы мы смогли дышать по водой, нужно сказать волшебные слова.
Носиком дышу свободно,
[ише – громче, как угодно.
Без дыханья жизни нет.
Без дыханья меркнет свет.
Дышат рыбы и киты,
Дышим он, и я, и ты.
Основная часть
Состав числа 5 из единиц.
- Демонстрация картинок «морские обитатели- 5 штук)
- Какие обитатели встретились на пути? Назовите их.
- Сколько всего? (5)
- Как получилось 5? (1- дельфин, 1 медуза, 1- краб, 1- морская звезда, 1- морской конек)
Игровое упражнение «Прятки». Работа с цифрами.
- Жители моря любят играть в прятки.
- Обозначьте количество обитателей цифрой. Выберите и покажите соответствующую из своего набора.
- Будьте внимательны.
- Закройте глаза (закрыть геометрической фигурой одного из обитателей, перевернуть карточку)
- Кто и за какой фигурой спрятался?
- Сколько осталось обитателей, обозначьте количество цифрой.
И т. д до 1
- Расставьте цифры по порядку, назовите
- Назовите цифры в обратном порядке, начиная с 5.
Физ. минутка «Рыбки»
- Нептун приглашает нас в морской детский сад.
- Что вы видите? (4 цветные рыбки)
- Поиграем в месте с рыбками, подвигаемся?
Рыбка рыбке говорила,
Плавничками шевелила:
"Чтобы быть здоровой, гладкой,
Будем делать мы зарядку.
Хлоп направо, хлоп налево.
Мы стройны, как королевы!
Будем хвостиком вилять:
Раз, два, три, четыре, пять!
Два подскока, три хлопка.
Головою два кивка".
Игровое упражнение «подели угощения» Работа с раздаточным материалом.
- Дети, посмотрите и скажите, рыбки одинаковые?
- Чем отличаются? (разного цвета)
- По сколько рыбок каждого цвета? (2 – красных, 2- синяя, 1 – зелёная)
- Нептун решил проверить, Как рыбки умеют дружить.
Для этого он приготовил угощения.
- Для двух красных рыб – одно круглое угощение.
- Как поступить рыбкам? Кому взять угощение? Как поделить угощение между рыбками?
- Как это сделать? (складывают и разрезаю круг пополам)
- На сколько частей разделили угощение? Какие получились части? (равные, одинаковые)
- Как можно назвать каждую часть? (половина)
- Сколько половин получилось? (одна вторая)
- Что больше половина или целое яблоко?
- Разделите следующее угощение для двух синих рыбок. Какой формы угощение? (квадрат). Что нужно для этого сделать?
- Какие получились части? Сколько? Какой формы?
- Что больше половинка или целое?
- Одно угощение для зелёной рыбки.
У какой рыбки угощение получилось больше? Почему?
Игра «Я знаю пять морских обитателей»
Встанем в круг и вспомним каких морских обитателей вы знаете. Назовите пять обитателей, отбивая на каждое название мячом об пол.
Уп-е "Расставь башенки в ряд"
- В морских глубинах. Много чудесных замков. (демонстрация на доске 5 замков разного цвета)
Сколько замков вы видите? Чем похожи? (формой- треугольные)
- Чем отличаются? (Цветом, высотой)
- Расставьте «замки по высоте от самого низкого до самого высокого.
Уточняем правил отбора последующего «замка» по высоте,
правила раскладывания предметов с самого низкого до самого высокого.
Заключительная часть. Итог. Рефлексия
- Все обитателям моря пора отдыхать, а нам возвращаться в детский сад.
Занимаем места в батискафе. (встаем в круг)
- Начинаем отсчет для всплытия.
- Где мы побывали? Кто нас приглашал?
- Вам понравилось?
- Что понравилось делать?
- Чему научились?
- Кого из обитателей и чему научили? (научились рыбок делиться угощениями)
- Нептун подарил вам раскраски с изображением морских обитателей. их нужно раскрасить, обозначить количество цифрой, выучить стихотворение.