Татьяна Певнева
Конспект НОД по ФЭМП «Искатели сокровищ» в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 107» комбинированного вида
Конспект
НОД по ФЭМП
«Искатели сокровищ»
Разработала воспитатель
Т. П. Певнева
Барнаул 2021 г.
Программное содержание:
• Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.
• Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10.
Публикация «Конспект НОД по ФЭМП „Искатели сокровищ“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2021
• Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
• Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских)
• Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры, равного одному из сравниваемых предметов.
Дидактический наглядный материал.
Демонстрационный материал: отрезки веревки, картонная полоска, по длине равная одному из отрезков веревки, круги с точками от 1 до 6, геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, «сундук».
Раздаточный материал: Прямоугольные салфетки, ножницы, карточки с изображением цифр от 1 до 6, отрезки веревки, картонная полоска, ракушки(10 шт. на человека).
Ход НОД.
Вводная часть.
Воспитатель приносит в группу конверт.
Открывает его и читает детям письмо:
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам старый морской волк, пират по имени Джон Клык.
Я узнал, что вы очень любите разные приключения. Предлагаю вам отыскать мой пиратский сундук с сокровищами. Чтобы найти его вы должны выполнить все мои задания и отгадать мои загадки.
Желаю вам успехов в поисках клада!
Ваш друг, пират Джон Клык.
P.S. Вот вам первая загадка:
Ветру, чайкам тихо вторя
Волны шепчутся прибоя -
Приложи её лишь к ушку.
Море спряталось в (ракушку)»
Дети отгадывают загадку, вспоминают, где в группе могут быть ракушки (центр опытно-экспериментальной деятельности). Достают коробку с ракушками, под ней находят карточку с заданием.
1 задание. «Пиратский счет» :
Воспитатель предлагает детям отсчитать каждому ребенку по 10 ракушек из коробки. Спрашивает: «Сколько ракушек отсчитали?»
Далее дети выполняют следующие задания:
Отсчитать 5 ракушек, сравнить 2 полученные кучки. Озвучить результат сравнения.
От одной кучки убрать 1 ракушку. Сколько осталось?
К другой кучке добавить 1 ракушку. Сколько стало?
Убрать все ракушки обратно в коробку, убирая по одной ракушке, справа налево и считая, сколько осталось.
Воспитатель читает следующую загадку:
Если ты его заточишь,
Нарисуешь, всё, что хочешь:
Солнце, море, горы, пляж…
Что же это?. .(Карандаш)
Дети отгадывают загадку, догадываются, где искать отгадку (центр художественно-эстетического развития). Под коробкой с карандашами находят следующую карточку с заданием.
2 задание. «Рыболовная сеть» :
Воспитатель читает задание:
«Дорогие ребята, моим пиратам нужно сплести сеть, чтобы ловить рыбу. Для этого необходимо много отрезков веревки определенной длины. Посылаю вам образец и моток веревки, помогите, пожалуйста, моей команде. Как только вы справитесь с этим заданием, получите следующую загадку.»
«Что нужно сделать, чтобы отрезать веревку такой же длины, как образец?» - спрашивает воспитатель.
Дети высказывают свои предложения. Воспитатель подводит их к необходимости использования условной меры. Дети вместе с воспитателем рассматривают адекватные условные меры и выбирают картонную полоску. Затем проверяют равенство длин картонной полоски и веревки путем непосредственного сравнения.
При помощи картонной полоски дети отмеряют и отрезают веревку нужной длины.
Воспитатель читает следующую загадку:
Если б не было её,
Было б кушать тяжело.
Некуда и суп налить,
И котлетку положить. (Посуда)
Дети отгадывают загадку, догадываются, где искать отгадку (центр сюжетно-ролевых игр). В шкафу с игрушечной посудой находят следующую карточку с заданием.
3 задание. «Салфетки для пиратов» :
Воспитатель читает задание:
«Дорогие друзья, я надеюсь, что вы умеете вести себя за столом и пользоваться столовыми приборами. Я тоже учу свою команду быть воспитанными и культурными людьми. Но вот беда: у нас на корабле очень мало салфеток и на всех их не хватает. Помогите разделить мне салфетки на две части, тогда их будет достаточно. Следующая загадка ждет вас после выполнения задания.»
Воспитатель обращает внимание детей на салфетку прямоугольной формы. «Что нужно сделать, чтобы из одной салфетки получились две салфетки?» — спрашивает воспитатель. Дети обсуждают способы деления прямоугольной салфетки: нужно сложить ее пополам так, чтобы короткие стороны совпали. Дети разрезают салфетку по линии сгиба пополам и проверяют равенство полученных салфеток.
Воспитатель уточняет: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? (Половина, одна вторая.) Что больше: целое или часть? Что меньше: часть или целое?»
Воспитатель читает следующую загадку:
Братцев этих ровно семь,
Вам они известны всем.
И все время, будто кругом,
Они ходят друг за другом. (Дни недели)
Дети отгадывают загадку, догадываются, что искать отгадку нужно в центре познавательного развития (стенд с днями недели) находят следующую карточку с заданием.
4 задание. «На что похоже» :
Воспитатель читает задание:
«Мои пираты совсем не знают названия геометрических фигур. А вам они знакомы? Прошу вас назвать их, и вспомнить предметы, которые на них похожи. После получите новую загадку».
Воспитатель поочередно показывает геометрические фигуры (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник). Дети выполняют задание.
Воспитатель читает следующую загадку:
Чтобы я тебя повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит (автомобиль)
Дети отгадывают загадку, догадываются, где искать отгадку (центр сюжетно-ролевых игр). В одной из игрушечных машин находят следующую карточку с заданием.
4 задание. Подвижная игра «Автомобили и гаражи».
Воспитатель читает задание:
«Когда пираты устают от морских походов, они очень любят отдохнуть и поиграть в различные игры. Предлагаю и вам поиграть в игру «Автомобили и гаражи». Эта игра с заданием».
На ковре разложены круги с изображением от 1 до 6 точек. Это гаражи. У детей карточки с цифрами от 1 до 6, обозначающие номера автомобилей.
Воспитатель объясняет правила игры: «Каждый гараж имеет свой номер, обозначенный определенным количеством точек. У ваших автомобилей такие же номера. По моему сигналу поставьте свои автомобили в гаражи с соответствующими номерами и объясните свой выбор».
Игра повторяется 3–4 раза. Каждый раз дети меняются карточками. Игра проводится с музыкальным сопровождением.
Воспитатель читает: «Ребята, вы выполнили все мои задания. Молодцы! От моего сундука вас отделяет всего одна загадка:
Артист на сцене – кукловод,
А зритель в зале том – народ.
Артисту смотрят все на руку.
Что за театр? (театр кукол)
Дети отгадывают загадку, догадываются, где искать отгадку (центр музыки и театра). За ширмой кукольного театра находят сундучок с конфетами.