Светлана Павлова
Конспект НОД по ФЭМП для подготовительной к школе группы «Поможем Буратино. Задачи на сложение и вычитание в пределах 10»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Познавательное развитие (ФЭМП)
Интеграция образовательных областей: Физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, развитие речи.
Вид занятия: комбинированное; по закреплению и применению полученных представлений в решении практических и познавательных задач.
Тема: «Поможем Буратино»
Задачи:
Обучающие:
• Закрепить умение детей считать в пределах от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, умение называть число предыдущее и последующее названному числу; умение ориентироваться на плоскости листа бумаги;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Сложение и вычитание. Знаки «плюс» и «минус»
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
• Актуализировать знания о частях суток;
• Совершенствовать умение детей составлять и решать простые, арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10 и правильно выбирать арифметическое действие при решении задач; умение составлять число 9 из двух меньших чисел.
Развивающие:
• Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, произвольного внимания;
• Развивать мелкую моторику пальцев рук с помощью пальчиковой гимнастики.
Воспитывающие:
• Воспитывать самостоятельность, воспитывать интерес к математическим занятиям и самостоятельность.
Методы и приёмы руководства:
Практические: использование сюрпризных моментов;
Наглядные: использование демонстрационного и раздаточного материала;
Словесные: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение;
Демонстрационный материал: Письмо, игрушка Буратино, конверт с заданиями, цифры от 1 до 10, картинки с изображением овощей, цветок «Ромашка» для закрепления знаний о составе чисел.
Раздаточный материал: Счетные палочки по количеству детей, простые карандаши, листы бумаги в клетку, комплект карточек синего, красного, зеленого цвета по количеству детей
Подготовка к занятию, предварительная работа: отгадывание загадок, решение логических и простых арифметических задач, индивидуальная работа, выполнение графического диктанта.
Ход занятия
Организационно-мотивационная часть:
Колокольчик наш звенит, заливается
Мальчики и девочки в круг собираются!
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
Топнем левою ногой,
Щелкнем правою рукой.
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
И опять играть начнем. (Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом)
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам послушать загадку, и определить какое занятие у нас будет.
Загадка
Она – царица всех наук
Без неё мы – как без рук.
Научит думать и решать
И много действий совершать. (математика)
Воспитатель: Правильно! Это Математика, очень важная и нужная наука.
Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. А кто его написал, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Это кто, за очень странный
Человечек деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это? (Буратино)
Хотите узнать, о чём он пишет? (Да)
Чтение письма:
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злой кот Базилио и лиса Алиса перехитрили меня и отобрали мой золотой ключик, который я нёс папе Карло. А забрать ключик мне нужно выполнить задания. Я боюсь, что я не справлюсь. Пожалуйста, помогите! Задания находятся в конверте в коробочке с письмом».
Воспитатель: Ну, что, ребята? Поможем Буратино? (Да)
Деятельностная часть
Задание 1: «Математическая разминка» (Воспитатель по очереди опрашивает детей, дети отвечают)
1. Вспомним порядковый счет от 1 до 10
2. Вспомним обратный счет от 10 до 1
3. Назовите соседей чисел 3, 5, 7, 9
4. Угадайте число, живущее между числами 5 и 7, 4 и 6, 9 и 7, 5 и 3
5. Назовите предыдущее число чисел 3, 6, 8
6. Назовите последующее число чисел 2, 5, 9.
7. Что длиннее неделя или месяц? (месяц)
8. Что длиннее 1 час или 60 минут? (одинаково равны)
9. Сколько месяцев в году? (12)
10. Назовите сказки, где упоминается цифра 7. (Белоснежка и 7 гномов)
11. Какая цифра спряталась в слове семья? (7)
12. Сколько всего частей в сутках, перечисли их (утро, день, вечер, ночь)
13. Герои сказки «Три поросёнка» пришли в гости к героям сказки «Три медведя». Сколько их стало всех вместе? (6)
- Молодцы, ребята! Вы справились с первым заданием. А теперь давайте разомнем наши руки, чтобы выполнить следующее задание.
Пальчиковая гимнастика «Наши пальцы»
Дружно пальцы встали в ряд — (Показываем ладони)
Десять крепеньких ребят. (Сжимаем пальцы в кулак)
Эти два — всему указка,
Все покажут без подсказки. (Показываем указательные пальцы)
Пальцы — два середнячка,
Два здоровых бодрячка. (Показываем средние пальцы)
Ну, а эти безымянны,
Молчуны, всегда упрямы. (Показываем безымянные пальцы)
Два мизинца — коротышки -
Непоседы и плутишки. (Вытягиваем мизинцы)
Пальцы главные средь них -
Два больших и удалых. (Показываем большие пальцы, остальные сжимаем в кулак)
Задание 2. Ориентировка на листе бумаги «Нарисуй картину для Мальвины»
Нарисовать облако в правом верхнем углу.
-Где нарисовали облако? (ответы детей)
В левом нижнем углу - дом.
-Где нарисовали дом?
В верхнем левом углу - солнце.
-Где нарисовали солнце?
В правом нижнем углу - грибы.
-Где нарисовали грибы?
А в середине - цветок.
-Где нарисовали цветок?
Молодцы! Замечательная получилась картина, Мальвине очень понравится. Уберите на край стола листочки с заданием.
Задание 3. Игра «Ромашка». Состав числа «9».
- Ребята, ветер сорвал лепестки с ромашки и разбросал. Осталась одна середина и на ней обозначены цифры 9. Нам нужно собрать все лепесточки, на которых, написаны числа составляющие число 9.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы, справились с заданиями! Но у нас есть еще и другие задания от кота Базилио и лисы Алисы! Поэтому нам нужно отдохнуть.
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся, (Руки вверх, вдох – потянулись)
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся. (Наклоны)
Руки в сторону развел, (Развели руки в стороны,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. (Встали на носочки).
Задание 4. «Расставь знаки»
Воспитатель: Нам предстоит с вами расставить знаки. С помощью счетных палочек выложите подходящий знак.
5 3=8; 8 4= 4 3 3=6
6 4=10; 10 1=9 7 5=2
Задание 5. «Решение задач»
Ребята, послушайте задачу: «На столе лежало 3 огурца и 2 помидора. Сколько всего овощей лежало на столе?»
Где в задаче условие? Условие, это то, что нам уже известно (на столе лежало 3 огурца и 2 помидора).
Воспитатель: «Сколько всего овощей?» Это вопрос задачи, это то, что нам неизвестно, то, что нужно найти.
Воспитатель: Какое решение задачи? Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего овощей?
Ответы детей: Нужно составить пример: 3 + 2 = 5.
Воспитатель: Теперь можно ответить на вопрос задачи? Давайте проговорим ответ задачи полным предложением.
Ответы детей: На столе лежало всего 5 овощей.
Зрительная гимнастика «Глазкам нужно отдохнуть»
(Ребята закрывают глаза)
Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)
Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)
Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)
Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)
Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
Задание 6. А теперь я из конверта достаю самое последнее задание. Чтобы помочь Буратино вам ребятки, нужно выполнить графический диктант.
Графический диктант «Ключик»
У каждого на столе лежат листочки в клетку. Придвиньте к себе поближе, возьмите карандаш и слушайте меня внимательно. На листочке есть черная точка, поставили на точку карандаш. Я буду говорить, в какую сторону нужно двигаться и на сколько клеток проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги.
Начинай рисовать линии от черной точки: отсчитай 8 клеток вправо, 2 вверх, 3 вправо, 5 вниз, 3 влево, 2 вверх, 4 влево, 3 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 в низ, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 1 вверх.
Воспитатель: Ребята, что у вас получилось? Правильно, это золотой ключик! Получилось у вас помочь Буратино? (Да)
Рефлексивно-оценочная часть
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Вам понравилось помогать Буратино?
– Какие задания мы выполняли? (отгадывали загадки, выполняли задания, решали задачи, рисовали).
– Покажите карточку того цвета, как вы себя оцениваете:
• Красный – вам было легко, все ясно и понятно
• Синий – вам было понятно, но у вас не все получилось
• Зелёный – задания были трудными, и у вас не получилось. Трудно было, выполнять задания или нет.
Воспитатель: Какие молодцы! Я очень довольна вашими знаниями, все дети были очень внимательными, активными и старательными. Вы помогли Буратино в трудной ситуации и справились со всеми заданиями.