Елена Макарова
Конспект НОД по формированию эмоционального интеллекта детей старшей группы «Музыкальный урок тетушки Метелицы»
Интеграция областей : познание, коммуникация, социализация
Цель: формирование эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи:
- - Продолжить знакомство детей с основными эмоциями, закрепить название и умение распознавать основные эмоции (радость, удивление, грусть, гнев, страх, спокойствие).
- Продолжить обучение детей определению эмоциональных состояний по описанию, по изображению
Публикация «Конспект НОД по формированию эмоционального интеллекта детей старшей группы „Музыкальный урок тетушки Метелицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
- Упражнять в выражении эмоций вербально, при помощи интонации голоса, а также при помощи мимики и пантомимики.
- Познакомить детей с выражением эмоционального состояния посредством музыкальных произведений.
- Развитие эмпатии, умение понимать свои чувства и чувства других людей.
- Воспитывать чувство доброжелательности и дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.
- Побуждать детей к речевой активности, расширение словарного запаса
Оборудование: снежинки с пиктограммами эмоций (Д/И «Зоопарк настроений») – по комплекту на каждого ребенка, изображения солнышек с различными эмоциональными выражениями на перекидной папке-флипчарте по количеству детей, презентация PowerPoint.
Предварительная работа: проведение Д/И «Зоопарк настроений» и мемори-лото «Эмоции», рассматривание изображений людей с мимическим выражением их эмоционального состояния; чтение стихов на тему проявления чувств, настроения и эмоций; проигрывание этюдов на выражение страха, удивления, вины, радости, спокойствия, злости, грусти.
Ход занятия:
Дети входят в группу под музыку (слайд №2, их встречает тетушка Метелица (педагог-психолог).
- Здравствуйте-здравствуйте, это кто ко мне пожаловал? Никого я не звала, никого я не ждала. Наверно, пришли мой волшебный секрет узнать, хотите уму-разуму набраться?
(ответы детей)
- Вот даже и не знаю, а можно ли вам такую драгоценную тайну доверить. Ее можно открыть только дружным, культурным и вежливым ребятам. Можно ли с вами поделиться этим секретом?
(ответы детей)
- Просто так я вам своей тайны не открою, надо ее добыть в испытаниях, заслужить отгадывая мои заковыристые загадки и замудреные задания. Не испугаетесь, справитесь ли?
(ответы детей)
- Прежде, чем приступить к выполнению заданий. Давайте как следует поприветствуем друг друга.
Ритуал приветствия «Здравствуй, друг!». Выполняется парами.
- Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
- Молодцы, вижу какие вы дружные и вежливые. (слайд 3) Вот вам первое задание. Его для вас подготовили пушистые облака и снежные тучки. Они плывут по небу и каждый из них имеет свое настроение и свою эмоцию. Попробуйте отгадать, о какой эмоции говорится в стихотворении. (дети по описанию отгадывают эмоцию и потом пытаются изобразить при помощи мимики/пантомимики)
По небу плыли облака, (слайд 4)
А я на них смотрела.
И два похожих облачка
Найти я захотела.
Я долго всматривалась ввысь
Слегка прищурив глаз,
А что увидела, то вам
Все расскажу сейчас.
Вот облачко веселое
Смеется надо мной:
- Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!
Я тоже посмеялась с ним:
- Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махала вслед рукой.
А вот другое облачко (слайд 5)
Расстроилось всерьез:
Его от мамы ветерок
Вдруг далеко унес.
И каплями-дождинками
Расплакалось оно…
И стало грустно-грустно так,
А вовсе не смешно.
И вдруг по небу грозное (слайд 6)
Страшилище летит
И кулаком громадным
Сердито мне грозит.
Ох, испугалась я, друзья,
Но ветер мне помог:
Так дунул, что страшилище
Пустилось наутек.
А маленькое облачко (слайд 7)
Над озером плывет,
И удивленно облачко
Приоткрывает рот:
- Ой, кто там в глади озера
Пушистенький такой,
Такой мохнатый, мягонький?
Летим, летим со мной!
Так очень долго я играла
И вам хочу сказать,
Что два похожих облачка
Я не смогла сыскать.
- Как вы здорово постарались, ловко вы управились с первым заданием.
- Вот вам второе задание (слайд 8). Проходите пожалуйста за столы. Эту игру мне помогли подготовить мои подружки-снежинки. Правильный ответ на это задание вы будете давать при помощи карточек (снежинки-эмоции на палочке, которые вы видите на своих рабочих местах.
Игра «Чего не хватает?» (слайд 9, 10)
- И снова вы успешно выполнили задание, хоть и пытались вас снежинки запутать. Засиделись на местах, надо бы размяться. Выходите в круг, поиграем с вами. (Проводится беседа о зимних забавах).
- Я предлагаю вам сыграть со мной в снежки (слайд 11). Смотрите за моими движениями и повторяйте движения.
Динамическая пауза "Снежки"
В руки снега я возьму (Руки вытянуты перед собой ладонями вверх, сжимаем кулачки)
И как следует сожму, (изображаем лепку снежка, сначала правая рука сверху, потом левая ладонь)
Запущу комочком снежным (изображаем бросок снежка правой рукой)
Прямо в друга своего! (изображаем бросок снежка левой рукой)
Ну а он ответит тем же – (изображаем бросок снежка правой рукой)
«Выстрел» меткий у него. (изображаем бросок снежка левой рукой)
Мы с ним оба шутники, (отряхиваем от снега живот, ноги)
Любим поиграть в снежки! (отряхиваем от снега руки от плеч до кистей)
- Вот какие веселые зимние забавы. Косточки размяли и снова потрудиться настало время. Вас уже поджидает третье задание. (слайд 12)
Тучки снежные ушли и выглянуло яркое солнышко, которое просит вас назвать какую эмоцию оно загадало и произнести слово «Привет» с такой же интонацией (слайд 13).
(дети по очереди выходят в центр группы и, в соответствии с изображением солнышка, голосом изображают эмоцию).
- Отлично справились, солнышко и меня очень порадовали. Как здорово вы умеете голосом выражать эмоции. Вот уже настало время для четвертого задания. (слайд 14)
Вы умеете распознавать эмоции на картинках, умеете изобразить их сами при помощи лица и голоса. Но вы еще не знаете, что эмоции способны прятаться в музыке. В следующем задании вам надо постараться их услышать и поднять снежинку с той эмоцией, которая спряталась в музыкальном произведении. (слайд 15)
- Спешу вас поздравить, вы успешно выполнили все задания, и я готова поделиться волшебным секретом, как и обещала. Как вы уже поняли, музыка умеет передавать эмоции и в этом кроется волшебство. Если вдруг напала грусть, то красивая и радостная музыка может улучшить настроение. В пустой квартире вам не будет страшно и одиноко, если слушать приятную и добрую музыку. Расшалившемуся малышу поможет успокоиться тихая и спокойная колыбельная. Люди, которые любят хорошую музыку всегда добры и веселы, а злости нет места в их душе. Музыка способна делиться эмоциями и дарить отличное настроение и поддержать в трудную минуту, она как будто живая. Я прошу вас передать этот волшебный секрет своим лучшим друзьям.
- Я для вас приготовила сюрприз. Он называется «Детский альбом». Давным-давно жил великий русский композитор П. И. Чайковский, он сочинил прекрасную музыку для детей. А спустя время талантливый режиссер Инесса Ковалевская сняла прекрасный мультфильм на эту музыку. В нем совсем нет слов, но о чем хотел рассказать П. И. Чайковский вы узнаете по музыке, по ее эмоциональному настроению. Небольшой отрывок из мультфильма мы с вами сейчас посмотрим. (слайд 16)
(дети смотрят третью часть м/ф «Детский альбом»)
- Вот ребята и окончилось наше приключение. Давайте вспомним, что мы с вами делали? Что вы чувствовали, что понравилось, что нет?
(проводится рефлексия занятия)
Ритуал прощания. Дети и Метелица взявшись за руки в кругу прощаются друг с другом.