Наталья Батырева
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Поможем найти Машеньку»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка НОД
Аннотация
Возраст участников: 4-5лет, средняя группа
Тип НОД: познавательный
Форма НОД : путешествие
Планируемый результат: Дети смогут считать до 5 (количественный счет, порядковый счет); сравнивать количество предметов в группах на основе счета (в пределах 5); определять каких предметов больше, меньше, равное количество; уметь сравнивать два предмета по величине (длиннее - короче); определять положение предметов в пространстве по отношению к себе (вверху - внизу, слева - справа, в центре); определять части суток; различать и называть геометрические фигуры.
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в средней группе „Поможем найти Машеньку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Цель: Создать условия для формирования элементарных математических представлений для развития познавательных интересов детей.
Программные задачи:
Обучающие:
- учить детей различать и называть прямоугольник, его элементы : углы и стороны;
- продолжить знакомство со счетом в пределах 5.
Развивающие:
- развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике;
- развивать у детей умение соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами: дверь-прямоугольник; тарелка-круг; платок-квадрат;
- развивать умение детей сравнивать два предмета по величине;
- развивать у детей навык ориентирования на листе бумаги;
- развивать мыслительные операции (сравнение).
Воспитывающие:
- воспитывать у детей интерес к математическим знаниям;
- воспитывать умение выполнять действия в подгруппе по достижению общего результата.
В течение всей НОД осуществлялась интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»
- формировать у детей умения употреблять существительные в именительном и винительном падежах;
- развивать умение детей рассказывать, отвечать на вопросы;
- развивать связную, четкую речь.
«Физическое развитие»
- развивать у детей самостоятельность, организованность, инициативность в двигательной деятельности детей;
- формировать правильную осанку;
- продолжать работу по укреплению здоровья детей.
«Социально-коммуникативное развитие»
- способствовать формированию личностного отношения к соблюдению моральных норм, взаимопомощи;
- воспитывать отзывчивость, желание быть смелым, сильным.
«Художественно-эстетическое развитие» - продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки.
Индивидуальная работа: добиваться четких, полных ответов на поставленные вопросы.
Словарная работа: прямоугольник, аэродром.
Методическая работа:
Словесный метод – беседа, рассказ, описание, указание;
Наглядный метод – использование счетного материала, мультимедийная презентация, демонстрация;
Стимулирующий – поощрение, создание благоприятного климата, разнообразие видов деятельности;
Практический – работа у доски, за столами, игровой.
Вводная часть
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, сегодня утром нам пришло письмо из деревни от бабушки и дедушки. Их внучка Машенька ушла в лес и заблудилась. Они просят найти Машеньку.
- Вы хотите помочь бабушке и дедушке?
Предполагаемые ответы детей : да
Воспитатель: Ну что же, путь наш не близок, много ждет нас трудностей, но вы смелые, решительные ребята и справитесь! В путь!
(идем)
Основная часть
- И перед нами первое испытание – ручейки.
- Одинаковые ли ручейки по ширине?
Предполагаемые ответы детей : нет
- Покажи, Ирина, широкий ручей.
- Какой ручей показала Ирина?
Предполагаемые ответы детей : широкий
- Покажи, Слава, узкий ручей.
- Какой ручей показал Слава?
Предполагаемые ответы детей : узкий
- Давайте перешагнем широкий ручей (делаем широкий шаг)
- Какой ручей мы перешагнули?
Предполагаемые ответы детей : широкий
- А какой шаг мы сделали?
Предполагаемые ответы детей : большой
- Теперь перешагиваем через узкий ручей (делаем маленький шаг)
- Какой ручей мы перешагнули?
Предполагаемые ответы детей : узкий
- А какой шаг мы сделали?
Предполагаемые ответы детей : маленький
- Почему мы сначала сделали большой шаг, а потом маленький?
Предполагаемые ответы детей : потому что большой ручей шире, а маленький уже.
- Ну что же, идем дальше искать Машеньку и перед нами необычные бревнышки, давайте присядем, отдохнем. Мы с вами оказались на лесной полянке, и здесь нас ожидает новое задание. Послушайте, про кого это?
Кто зимой в берлоге спит,
Летом ходит да рычит?
Очень любит мед, конфеты,
Угадайте, кто же это?
- Правда, а на полянке нас встречают медвежата. Они укажут нам дорогу к Машеньке, если мы ответим сколько их.
- А как мы можем узнать сколько медвежат?
Предполагаемые ответы детей : посчитать
- Кто хочет посчитать медвежат?
- Иди, Маша, посчитай (считает - 1,2, 3, 4,5 – всего 5)
- Как вы думаете, правильно посчитала Маша?
- Иди, посчитай, Ваня.
- А что любят медведи?
Предполагаемые ответы детей : сладкое, мед, конфеты.
- Давайте угостим их конфетками.
- Иди, Лиза, угости – (и этому медвежонку, и этому медвежонку….)
- Поскольку конфеток Лиза дала каждому медвежонку?
Предполагаемые ответы детей : по одной
- Хватило ли медвежатам конфет?
Предполагаемые ответы детей : нет
- А что нужно сделать, чтобы не обижать медвежонка?
Предполагаемые ответы детей : угостить
- Иди, Егор, угости медвежонка.
- Сколько конфет ты дал медвежонку?
Предполагаемые ответы детей : одну
- Что мы можем сказать о медвежатах и конфетах?
Предполагаемые ответы детей : их поровну, по пять
- А где же у нас медвежата-то живут?
Предполагаемые ответы детей : в лесу
- И вот перед нами лес. Как называются эти деревья?
Предполагаемые ответы детей : березы
- Что можно сказать о высоте этих берез? Они одинаковые?
Предполагаемые ответы детей : нет
- Как мы можем проверить?
Предполагаемые ответы детей : поставить от самой высокой до самой низкой
- Кто хочет попробовать? Иди, Витя, поставь березки. (Самая высокая, еще ниже, еще ниже … самая низкая)
- Как вы думаете, правильно Витя поставил?
Предполагаемые ответы детей : да
- Настя, покажи самую высокую березку. Тася, покажи самую низкую березку.
- А сейчас мы немного отдохнем, потому что нам нужны силы для поисков Машеньки.
Музыкальная динамическая пауза «Спорту – да»
- Пришло время отправляться дальше. Ребята, что нам нужно сделать?
Предполагаемые ответы детей : найти Машеньку
- А что это за шорох? Давайте посмотрим. Ой, какая интересная фигура.
- Вы хотите с ней познакомиться? Это прямоугольник. Давайте вместе повторим, как называется эта фигура – прямоугольник.
- На какую фигуру похож прямоугольник?
Предполагаемые ответы детей : квадрат
- Только у квадрата равны все стороны, а у прямоугольника равны две противоположные стороны (показываю). Он улыбается и хочет вам что-то рассказать о себе. Я – прямоугольник, у меня четыре стороны, четыре угла и этим я похож с квадратом.
- Ребята, какие предметы похожи на прямоугольник?
Предполагаемые ответы детей : кровать, стол, шкаф, окно, дверь и т. д.
- А какие предметы похожи на квадрат? Круг?
Предполагаемые ответы детей : квадрат – телевизор, подушка, стул; круг – тарелка, солнце и т. д.
- Молодцы. Мы познакомились с новой фигурой – прямоугольник. Давайте повторим еще раз вместе – прямоугольник.
- А теперь нам пора отправляться дальше, но мне кажется, мы заблудились и попали в болото.
- Кто нас здесь встречает?
Предполагаемые ответы детей : лягушки
- Они покажут нам дорогу, по которой ушла Машенька, если вы скажете на котором по счету месте стоит лягушка в шляпке? – Кто хочет сказать, на котором по счету месте? И т. д.
- Справились мы и с этим испытанием. Пора отправляться дальше в путь. Ой, а что же это такое?
Предполагаемые ответы детей : перышко
- А перышко-то не простое – волшебное. Оно хочет с нами поиграть в игру «Закончи предложение». Кого оно коснется, тот и будет отвечать на его вопрос.
- Завтракаем мы утром, а ужинаем (вечером)
- Спим мы ночью, а делаем зарядку (утром)
- Днем мы обедаем, а завтракаем (утром)
- Делаем зарядку утром, а обедаем (днем)
- Солнышко светит днем, а луна (ночью)
- Молодцы! А сейчас вновь пора отправляться на поиски Машеньки. И перед нами новое задание – лесной аэродром. Вы знаете, что происходит на аэродроме?
Предполагаемые ответы детей : отправляются в полет самолеты
Воспитатель: Правильно. Какая тишина! Здесь, наверное, никого нет. А вам бы хотелось полетать на самолетах?
Предполагаемые ответы детей : да
- Ну что же, я буду руководителем полета, а вы – летчики. Вы должны показать фигуры высшего пилотажа. Самолетом станет кружок, а лист бумаги – летное поле, а летное поле – аэродром.
- Поставьте свои самолеты на летное поле внизу. Летчики готовы и самолеты быстро поднимаются вверх и резко падают вниз.
- Где теперь находятся самолеты?
Предполагаемые ответы детей : внизу
- А теперь самолет летит влево. Где находится самолет?
Предполагаемые ответы детей : слева
- Самолет летит вправо. Где находится самолет?
Предполагаемые ответы детей : справа
- Самолет летит в центр. Где находится самолет?
Предполагаемые ответы детей : в центре
- Самолет принимает исходное положение и возвращается на взлетную полосу – вниз. Откуда мы с вами взлетали?
Предполагаемые ответы детей : с аэродрома
Воспитатель: Умницы ребята! С такими замечательными друзьями мы быстро найдем Машеньку. И мне, кажется, что наш путь подходит к концу, и я уже вижу каких-то странных созданий. Интересно кто это? Вы знаете?
Предполагаемые ответы детей : лесные стражники
- А вы догадываетесь, кого они охраняют?
Предполагаемые ответы детей : Машеньку.
Воспитатель: Они пропустят нас, если мы найдем между стражниками отличия (ищем отличия).
Заключительная часть
(появление Машеньки)
- А вот и наша Машенька, здорова и невредима. Давайте расскажем ей ребятки, какие испытания встречались у нас на пути?
- С чем вы справились легко?
- А что было самое трудное?
- Давайте оценим свой вклад в поиски Машеньки. Если вам было легко и просто справляться с заданиями и у вас все получилось - вы выбираете солнышко. Если вы старались, но не все получилось – солнышко, закрытое тучкой. Я старался, но не получилось – тучка (дети объясняют свой выбор, почему выбрали тот или иной значок).
- Молодцы!
- Теперь пришло время прощаться с Машенькой и возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем 1-2-3! И вот мы оказались в детском саду. На этом наше путешествие закончилось.