Шамина Татьяна Алексеевна
Конспект НООД по формированию элементарных математических представлений «Умные задачки» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему : «Умные задачки» для детей подготовительной к школе группы.
Подготовила : воспитатель первой квалификационной категории Шамина Татьяна Алексеевна.
Публикация «Конспект НООД по формированию элементарных математических представлений „Умные задачки“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
Цель: закрепление умения детей составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Задачи :
Образовательные:
1. Упражнять в прямом счёте в пределах 20, в обратном счёте в пределах 10, в порядковом счёте от 1 до 20.
2. Закрепить понятия: «предыдущее», «последующее», «числа-соседи» названного числа.
3. Закрепить знания о последовательности дней недели.
4. Закрепить умение определять время по часам.
5. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
6. Формировать навык полных ответов на вопросы.
Развивающие:
1. Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
2. Развивать смекалку, зрительную память, воображение, мелкую моторику рук.
3. Способствовать формированию мыслительных операций.
Речевые:
1. Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, рассуждать, доказывать.
Воспитательные:
1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
2. Воспитывать интерес к математическим занятиям.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься вместе.
Предварительная работа с детьми : отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.
Методические приё мы:
Игровой: использование сюрпризных моментов.
Наглядный: использование картинок.
Словесный: напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: карточки-картинки, цифры, тетради, счётные палочки, мяч.
Демонстрационный материал : карточки-картинки, карточки с цифрами от 1 до 12, арифметические знаки «+», «-», «=».
Раздаточный материал : тетради, карандаши, счетные палочки.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Ход НООД:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Она царица всех наук,
Без неё мы как без рук.
Научит думать и решать,
И много действий совершать. (Математика).
Воспитатель:
Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать.
Надо, прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессий,
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась
Математика!
Воспитатель: «Ребята, вы уже догадались, о чём пойдёт речь? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, сегодня мы с вами отправимся в гости к царице всех наук: математике. Предлагаю провести математическую разминку.
Игра с мячом «Подумай и ответь».
-Повторим счёт от 1 до 20. Я начну, а тот, кому я брошу мяч, продолжит.
-0,1,2…
-Обратный счёт от 10 до 1.
-Назовите числа по порядку от 1 до 10.
- Какое число называется предыдущим?
-Предыдущее число для числа 7?
-Какое называется последующим?
-Последующее для числа 9?
-Назовите числа-соседи числа 5? 3? 8?
-Сколько дней в неделе?
-Сколько месяцев в году?
-Назовите первый день недели?
-Как называется четвёртый день?
-Какая по счёту пятница?
-Какой день идёт за вторником?
-Какой стоит перед воскресеньем?
Воспитатель: Молодцы! Справились с разминкой, а теперь займите свои места и попробуйте отгадать весёлые загадки-задачки.
Слушайте внимательно :
1) Яблоки в саду поспели,
Мы отведать их успели:
3 румяных, наливных,
2 с кислинкой.
Сколько их? (5)
2) На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны.
Сколько ворон? (2)
3) Мурка кошка-мышеловка
Съела трех мышей в кладовке,
И сейчас к норе подкралась.
Цап! Еще одна попалась,
Вот так Мурка! Сколько ей
Удалось поймать мышей. (4)
4) Пять ворон на крышу сели,
Две еще к ним прилетели.
Отвечайте быстро, смело
Сколько всех их прилетело? (7)
5) Я сегодня ночью встала,
Звё зды все пересчитала:
Три— на окошке,
Две— на перинке,
Одна в колпачке
На зеленом сундучке.
Я считала, я трудилась,
Но потом со счета сбилась.
Помогите мне опять
Звёзды все пересчитать! (6 звёзд)
Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. Ребята, любите ли вы решать арифметические задачи?
Из скольких частей состоит задача? (Из четырёх).
Как называется первая часть? (Условие).
Вторая? (Вопрос).
Третья часть? (Решение).
И четвёртая (Ответ).
Ребята, а какие бывают арифметические задачи? (На сложение и вычитание).
При решении задач на сложение, какой арифметический знак используется? (Плюс).
А, при решении задач на вычитание? (Минус).
Воспитатель: А сейчас пусть наши глазки немного отдохнут.
Зарядка для глаз.
Солнышко с тучками в прятки играло, (закрыть, открыть глаза)
Солнышко тучки - летучки считало.
Серые тучки направо,
Черные тучки налево,
Легких – две штучки, (глаза наверх)
Тяжелых – три штучки, (глаза вниз)
Тучки попрощались, тучек не стало, (закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло. (широко открыть глаза).
Воспитатель помещает на доску картинку.
Воспитатель: Давайте составим и решим задачу по этой картинке.
- Кто составит условие задачи?
Ребё нок: На ветке видело пять синичек, к ним прилетели ещё две синички.
Воспитатель: правильно. Кто задаст вопрос с задаче?
Ребё нок: Сколько синичек стало сидеть на ветке?
Воспитатель: Эта задача на сложение или на вычитание? (На сложение).
Воспитатель: Решение выложите, пожалуйста, у себя на столах с помощью цифр и арифметических знаков. (Одному ребёнку предложить выложить решение на доске, сравнить решение на доске с тем, что выложили дети у себя на столах).
-Какой арифметический знак использовали? (плюс).
Воспитатель: Кто даст ответ к задаче?
Ребё нок: На ветке стало 8 синичек.
Воспитатель размещает на доске следующую картинку.
Воспитатель: Давайте составим задачу по этой картинке?
Ребё нок: На полянке было 9 яблок, одно яблоко унёс ёжик.
-Кто поставит вопрос к задаче?
Ребё нок: Сколько яблок осталось на полянке?
-На какое арифметическое действие эта задача? (на вычитание).
Выложите решение задачи у себя на столах. (один ребёнок выполняет задание на доске. Затем ответы сравниваются).
-Какой арифметический знак использовали? (минус).
-Какой ответ в задаче? (На полянке осталось восемь яблок).
Воспитатель: Молодцы! Чтобы дальше продолжить наше путешествие стране, давайте мы немного отдохнём.
(Воспитатель предлагает детям взять карточки с цифрами и расположить их на ковре в виде циферблата).
Физкультминутка «Весёлые стрелочки».
Ходят стрелочки по кругу (дети идут по кругу взявшись за руки)
И хотят догнать друг друга,
Стрелки, стрелки, не спешите,
Вы нам время подскажите. (останавливаются, приседают).
Воспитатель: Времени три часа (встают дети, сидящие напротив цифр 12 и 3, и так далее.
Воспитатель: А сейчас разомнём свои пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Стоит в поле теремок (пальчики складывают домиком)
На двери висит замок (пальчики в замок)
Открывает его волк (движения из стороны в сторону)
Дёрг, дёрг, дёрг, дёрг (пальчики пытаются разомкнуться)
Пришёл Петя-петушок (фигура из пальчиков - петушок)
И легко открыл замок (пальчики размыкаются).
-Пальчики размяли, присаживаемся на свои места.
Воспитатель: Какие вы молодцы! Со всеми заданиями справляетесь!
Думаю, что следующее будет тоже вам интересно!
Графический диктант «Помоги ёжику найти гриб».
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы сегодня показали хорошие знания и порадовали меня своими ответами. А вам понравилось в гостях у математики? Кому и что понравилось больше всего? (ответы детей).