Вера Зебарова
Конспект НОД по формированию коми разговорной речи для детей 6–7 лет «Дары Коми пармы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Образовательные задачи:
Закрепить знания детей о лесе, о том, что растет в лесах Республики Коми. Учить узнавать и называть дары леса на коми языке. Учить классифицировать предметы (деревья, грибы, ягоды). Учить детей создавать по замыслу коллективную композицию на тему «Дары леса».
Публикация «Конспект НОД по формированию коми разговорной речи для детей 6–7 лет „Дары Коми пармы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика Коми
- Темочки
Развивающие: развивать навыки работы с соленым тестом, упражнять в приё мах лепки: лепка предмета из отдельных частей, скатывание шарика, раскатывание столбиков движениями ладоней вперед-назад на дощечке, соединение деталей в единое целое и сглаживание мест соединения.
Воспитательные: учить детей выполнять работу в парах, способствовать развитию интереса к коми языку, воспитывать бережное отношение к родной природе.
Материал: презентация «Коми парма - богатство Республики Коми», картинки деревьев, грибов, ягод, маска медведя, цветное тесто, доски для лепки разных размеров 5на3см, 7на4см, стеки, скалки. технические карты, растительное масло, влажные салфетки, рамка для создания картины,
Ход образовательной деятельности:
Видза оланныд, дона челядь!
- Ребята, а на каком языке я поздоровалась с вами?
- На коми языке.
Я хочу вам предложить отправиться на прогулку. А куда, отгадайте сами! (Звучит фонограмма «Звуки леса») одновременно воспитатель показывает презентацию про коми парму, про леса РК.
- Вы догадались куда предстоит нам отправиться? (ответы детей). Правильно в лес.
Воспитатель читает стихотворение.
Я иду землёю Коми,
Древняя тайга кругом.
Лес такой – могуч, огромен.
Есть ли где в краю другом.
Коми му кузя ме муна,
Ггр сулал сьд вр.
Врыс вывтi – вывтi уна,
Сыысьунаыс оз тр.
Какое самое главное богатство РК? А как называется бескрайний лес, щедро дарящий РК свои богатства? (главное богатство – это лес, тайга, парма)
- Ребята, что растет в лесу?
- Мый быдм врын?
Дети отвечают чтением стихотворений на коми языке.
Врын быдм пожм, коз,
Врын быдмо чд и мича оз,
Врын-уртшак, ельдг, гоб,
дйо тыр чумантор.
Врод ветла дыр,
Врын тшакыс тыр,
Кисьтма сюр, сяр,
Сийс озыр ар.
- Правильно: деревья, грибы и ягоды.
- Давайте скажем на коми языке.
- Врын быдм тшак, пуяс, вотс.
- А вы знаете как называются по коми деревья?
(показ картин деревьев)
-Пуяс. Врын быдмны пуяс.
-Назовите их названия: кыдз пу- береза,
Пожм- сосна,
Коз-ёлка,
Пелысь–рябина.
-А как называются грибы по коми? (показ картин грибы)
- Тшакъяс. Скажите полным предложением.
Врын быдмоны тшакъяс.
- Какие их названия можете назвать?
- Уртшак - сыроежка, ельдг - грузди, гоб - подберёзовик, дона гоб - белый гриб.
А что ещё растет в лесу? (показ картин ягод)
Правильно, ягоды.
А по коми ягоды - это вотс.
-Какие ягоды растут в лесу?
-Пув - брусника, чд- черника, мидз-малина, клюква-
турипув.
Ребята, скажите, где растет клюква?
Правильно, на болоте, в лесу есть болотистые места.
Дидактическая игра на классификацию предметов «Раздели на группы» (деревья, грибы, ягоды).
Детям даётся задание, все картинки разделить на три группы.
Ребята, а давайте мы с вами поиграем.
Малоподвижная игра «Медведушка–бабушка»
Ошк-баб, ошк-баб
Тэнсыд чдт вотам,
Тэнсьыд пувт вотам,
Бур вотсс босьтам,
Лёк вотсс колям.
Медведя дразнят, а он их догоняет.
Ребята, вы много и правильно рассказали о дарах леса на коми языке. Я предлагаю вам изобразить лес и его дары на общей картине, которую мы отнесем на выставку «Осенние воспоминания», в нашем детском саду. Но эту картину мы не будем рисовать, а будем….(жест воспитателя на материалы для лепки). Ответ детей- лепить.
Лепить будем из соленого цветного теста. Работать будем парами. Первая пара лепит ягоды, вторая пара-грибы, третья пара и четвертая пара лепят-деревья, так как в лесу много деревьев кыдз пуяс-березы, козъяс- ёлки, пелысьяс-рябина, пожмъяс-сосны, дети лепят на дощечках, потом приносят изделия и соединяют с коллективной картиной. Помогут нам технические карты, которые уже вам знакомы.
Лепку надо выполнить на дощечках для лепки разных размеров: маленькие для грибов и ягод (размер5см на 3 см, чуть больше для деревьев (размер 7см на 4см, которые определяют нужный размер поделки.
Вопросы в конце НОД:
- Ребята, чем мы сегодня занимались?
- Что вы вылепили? Как это произнести на коми языке (пуяс, тшак, вотс).
- А что бы вы еще хотели вылепить (ответы детей)
- Ребята, я вас хочу угостить очень полезной ягодой.
- Как вы думаете, какая это ягода (ответы детей)
- Правильно, это клюква. Давайте её попробуем на вкус.
Молодцы, ребята, вы много слов уже знаете на коми языке, научились отвечать полным ответом. Сегодня вы справились с заданиями. Я вами очень довольна.
Продукт НОД: картина, вылепленная детьми из соленого теста: "Дары пармы".