Людмила Горина
Конспект НОД по ФКЦМ для детей второй младшей группы «День-ночь»
▼ Скачать
Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира у детей второй младшей группы (3-4 года) по теме «День-ночь»
* Цель: познакомить детей с временными понятиями (утро, день, вечер, ночь) и их последовательностью.
* Образовательная область: «Познавательное развитие».
* Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие».
* Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД по ФКЦМ для детей второй младшей группы „День-ночь“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
- Темочки
· Формировать первичные представления о влиянии солнца на жизнедеятельность человека и окружающий живой и неживой мир.
· Систематизировать знания детей о чередовании частей суток, жизнедеятельности человека в каждую из частей суток.
· Способствовать формированию элементарных представлений о луне, месяце.
· Актуализировать представления детей о луне и солнце, полученные в ходе собственных наблюдений.
Развивающие:
· Развивать мышление, учить видеть закономерности, развивать зрительное восприятие.
· Развивать умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи.
· Развивать поисковую активность, творческое воображение, поисковое мышление на конкретном материале, умение делать выводы.
· Развивать речевую активность, обогащать словарный запас детей по данной теме.
Воспитательные:
· Продолжать воспитывать гуманные чувства, формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач.
* Словарная работа: утро, день, вечер, ночь, завтра, вчера, солнце, раньше, позже, режим, закат, восход, месяц, луна, части суток, время суток.
* Оборудование: столы, ноутбук, макет солнца.
* Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением частей суток, сюжетные и предметные картинки по теме.
* Раздаточный материал: бумажное солнышко, бумага формата А4 (сине-голубой градиент).
* Предварительная работа с детьми:
· Рассматривание иллюстраций в книгах, сюжетных и предметных картинок, наблюдение за небом из окна группы и на прогулках, «домашние задания» по взаимодействию родителей с детьми (беседы, прогулки)
· Чтение и заучивание стихотворений про части суток.
* Структура. Методические приёмы.
I. Вводная часть (8 минут).
1. Чтение стихотворения «Солнышко на небе» (А. Малаев)
2. Сюрпризный момент (Почемучка).
3. Прослушивание сказки «Как солнышко и луна путешествуют по небу».
4. Подвижная игра «Утро-день-вечер-ночь».
II. Основная часть (9 минут).
1. Игровая ситуация «Путешествие во времени»
· Физкультурная разминка с элементами артикуляционной гимнастики «Самолет»
· Разгадывание загадок, рассматривание сюжетных картинок (на каждой «остановке»)
2. Игра -экспериментирование «Солнышко садится».
III. Заключительная часть (4 минуты).
1. Обобщение воспитателя.
2. Чтение стихотворения Э. Булгаковой «Утро, день и ночь»
*Организация детей на НОД : чтение, обобщение воспитателя – дети на ковре, игра- экспериментирование – дети за столами, подвижная игра, игра-путешествие – дети свободно перемещаются по группе.
* Ход НОД:
I. Вводная часть.
Воспитатель:
- Солнышко на небе Раньше всех встаёт. Поздно спать ложится, Как не устаёт?
Я бы не смогла так — По его пути,
За один денёчек Небо всё пройти!
Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь.
- Ребята, кажется, к нам пришли гости. Посмотрим, кто там?
Дети:
-Да!
Воспитатель открывает дверь и вносит куклу (Почемучка).
- Ребята, это Почемучка.
Дети здороваются.
Воспитатель:
– Кажется, Почемучка чем-то взволнован. Что у тебя случилось?
Почемучка:
- Почему же, почему? Ничего я не пойму!
То светло, то темно! Не понятно ничего. Почему я рано встал?
Кто меня с утра поднял? Чьи лучи в моем оконце? Подскажите, дети!
Дети:
- Солнце!
Почемучка:
- Ах, вот оно что! Солнышко! Но когда я ложился спать – не было никакого солнышка. Было темно. И на небе светило вовсе не солнышко. Что это было, ребятки?
Ответы детей (луна, месяц, звезды). Воспитатель:
- Почемучка, мы с ребятами тебе сейчас покажем, почему с утра светло, а вечером темно.
Прослушивание сказки «Как солнышко и луна путешествуют по небу».
Почемучка:
- Вот как интересно! Ребята, значит, солнышко умеет вставать и садиться?
Дети:
- Да!
Почемучка:
- А как это, не пойму?
Воспитатель:
- Ребята, покажем Почемучке, как солнышко встает и садится?
Дети:
- Да!
Подвижная игра «Утро-день-вечер-ночь»
Солнышко проснулось, деткам улыбнулось. (потягиваются, улыбаются)
Детки, просыпайтесь, детки, умывайтесь. (имитируют умывание)
Мы успеем поиграть, почитать, порисовать, (шевелят пальчиками,
«держат книгу», имитируют рисование кистью)
Погулять, потанцевать, папе с мамой помогать. (бег на месте, прыжки на месте, «моют посуду», «вытирают пыль»)
Вот уж солнышко садится, нам пора в кровать ложиться. (садятся на корточки)
Ручки под щечку – наступила ночка.
Утром солнышко проснется - снова деткам улыбнется. (встают, тянутся, улыбаются)
Воспитатель:
- Ребята, и утро, и день, и вечер, и ночь называются частями суток. Я хочу вам объяснить, как на части день делить.
Время суток «утро» – солнце встало шустро! Время суток «день» - нам шалить не лень!
Время суток «вечер» - с мамой встреча! Время суток «ночь» - спят и сын и дочь.
II. Основная часть.
Почемучка:
- Как у вас интересно! Вот бы повторить путешествие солнышка по небу!
Воспитатель:
- Ребята, а вы хотите повторить путешествие солнышка по небу?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Тогда мы отправляемся в путешествие. А на чем мы будем путешествовать? Какой транспорт летает по небу?
Дети:
- Самолет!
Воспитатель:
- Конечно самолет! А кто управляет самолетом?
Дети:
- Пилот!
Воспитатель:
- Правильно, молодцы! Почемучка, наши ребята отличные пилоты и с удовольствием возьмут тебя с собой в путешествие.
Почемучка:
- Здорово! Итак, самолеты, на взлетную полосу. Полетели!
Игра -путешествие.
Физ. минутка с элементами артикуляционной гимнастики «Самолеты».
Я лечу-чу-чу-чу, Деток всех прокачу! У-у-у-у-у – полетели!
Ж-ж-ж-ж – прилетели!
(во время прочтения стихотворения дети имитируют полет самолета и повторяют строки за воспитателем).
Почемучка (демонстрирует сюжетную картинку с изображением времени суток – утра) :
- Солнце яркое встаёт, Петушок в саду поёт, Наши дети просыпаются,
В детский садик собираются. Когда это бывает, ребята?
Дети:
-Утром!
Почемучка:
- Правильно! Полетели дальше!
Физминутка, повтор.
Почемучка (демонстрирует сюжетную картинку с изображением времени суток – дня) :
-Солнышко уже давно, Смотрит ласково в окно. Поиграли, почитали
И немножечко устали. На прогулку мы идем. Происходит это?.
Дети:
-Днём!
Почемучка:
- Правильно, умницы!
Физминутка, повтор.
Почемучка (демонстрирует сюжетную картинку с изображением времени суток – вечера) :
- Наигралась детвора. Расставаться нам пора. Вот уже и мы с тобой Возвращаемся домой.
Огни мелькают словно свечи, Все ответят- это…
Дети:
- Вечер!
Физминутка, повтор.
Почемучка (демонстрирует сюжетную картинку с изображением времени суток – ночи) :
- Кот клубком свернулся, Носиком уткнулся,
Я в своей кроватке Засыпаю сладко,
Звезды зажигаются, Месяц появляется,
Город спит, все отдыхает… И когда это бывает?
Дети:
-Ночью!
Почемучка:
- Какие молодцы! Все-то вы знаете! Тогда полетели в детский сад! Там нас ждет собственное небо и солнышко с луной. Покажем солнышку дорогу в небе!
Физминутка, повтор. Дети садятся за столы.
На бумаге формата А4 в сине-голубом градиенте в заранее сделанные прорези дети помощью воспитателей вставляют макет солнышка на палочке, по сигналу воспитателя «Ночь» солнышко начинает движение (солнце садится). По сигналу
«Утро» движение в обратном порядке (солнце встает). Воспитатель уточняет – солнце садится – это закат, солнце встает – это восход.
III. Заключительная часть. Воспитатель:
- Почемучка, тебе понравилось наше путешествие?
Почемучка:
- Очень понравилось! Спасибо вам, ребята! Обязательно расскажу свои друзьям про то, как солнышко встает…как же это называется…забыл…
Дети (с подсказкой воспитателя) :
- Восход!
- Ой, спасибо, конечно, восход! И еще расскажу про то, как солнышко садится…как же это называется…
Дети:
- Закат!
Почемучка:
-Точно, закат! И еще расскажу про самолет, и яркие звезды, и про половинку луны….опять забыл!
Дети:
-Месяц!
Почемучка:
- Месяц!А напомните мне, как же назвать и утро, и день, и вечер, и ночь…
Дети (с подсказкой воспитателя) :
-Части суток!
Воспитатель:
- Утро. Нужно подниматься. Чистить зубы, умываться,
Отыскать свои носки, завязать свои шнурки, Собираться в детский сад.
"С добрым утром" - все подряд утром люди говорят. По часам две стрелки ходят.
Вдруг осталась лишь одна. Это полдень! Это полдень! На двенадцати она.
Так запомните ж, ребятки, и часы играют в прятки. Если день прошёл не зря от восхода до заката,
То ему благодаря станешь мудрым ты когда-то.
Только тот, только тот жизнь счастливо проживёт, Кто весь день трудиться любит – а не кто наоборот. А ленивым, если честно, жить совсем неинтересно.
Ночь придёт, а значит солнцу где-то нужно будет спать. Только я его кровать не могу нарисовать.
А вы можете, ребята?
Дети: