Людмила Младшева
Конспект НОД по финансовой грамотности для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создать необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
Познавательное развитие: закреплять знания о том, что такое доходы и расходы; какие бывают деньги; где их можно хранить; что можно купить за деньги, а что нельзя.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий
- Темочки
Социально-коммуникативное развитие: воспитывать умение работать в коллективе,
оказывать помощь, поддержку.
Физическое развитие: закреплять физические умения детей.
Участники: дети старшей группы, воспитатель.
Место проведения: музыкальный зал.
Время проведения: первая половина дня.
Продолжительность: 25 минут.
Материалы: монеты и купюры разной стоимости, банкомат, копилки, кошельки, весы, контейнеры с водой, салфетки, смайлики, магнитная доска, монеты с цифрами, мешочки, банковские карточки, пуговицы разных размеров, фольга, дидактическая игра «Сложи купюры», презентация, проектор, экран, пособие «денежный чемоданчик».
Данный материал будет полезен для педагогов дошкольных учреждений, как
конспект НОД по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста.
Список используемых источников:
1. Антонова Ю. Обсуждаем и играем: креативные задания для детей по финансовой грамотности. – М. : ВИТА-ПРЕСС, 2017. – 56 с. : ил.
2. Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика детям, большим и маленьким -М. :ТЦ Сфера, 1994.-157 с.
3. Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику:Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
4. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М. :АРКТИ, 2006.-88 с.
5. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16
5. Ульева Е. Откуда берутся деньги?: Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 45 с.
6. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-256 с.
Интернет ресурсы:
https://www.minfin.ru/ru/document
https://dohcolonoc.ru/
http://e.stvospitatel.ru/
ХОД НОД
Дети проходят в зал и видят, что на полу лежит банковская карточка (на обратной стороне изображение Скруджа Макдака)
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это такое? Вы знаете?
Дети: банковская карта
Воспитатель: Наверно кто-то ее потерял. Как вы думаете, кто?
Звучит музыка из мультфильма «Утиные истории» и на экране появляется Скрудж Макдак.
Скрудж Макдак: Здравствуйте, ребята! Я Скрудж Макдак. Самый богатый во всем мире селезень.
Грустным голосом:Со мной произошло несчастье: я потерял свою карточку, на которой лежат все мои деньги, а вместе с ней и пин код. Я теперь бедный. Для того, чтобы получить доступ к моему счету, необходимо ввести правильный пароль, который состоит из 4 цифр-монет, но пароль можно получить только у сотрудников банка. Ребята, поможете мне вновь стать богатым?
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем, бедняжке Скруджу? (Ответы детей)
Воспитатель: Куда же нам нужно с вами отправиться?
Дети: в банк
Воспитатель: Правильно, в банк. Пойдемте!
Физкультминутка
По тропинке иди и под ноги смотри,
На носочках иди и осанку держи,
Ты на пяточках иди, сбербанк будет впереди.
Влево, вправо посмотри, через дорогу проходи
И к сбербанку подходи.
Воспитатель повязывает галстук банковского работника, заходит вперед детей и встречает их.
Воспитатель: Добрый день, ребята! Рада приветствовать вас в нашем банке. Чем могу вам помочь? (Дети рассказывают о проблеме)
Воспитатель: Я с большим удовольствием помогу вам и бедному Скруджу Макдаку. Для этого вам необходимо пройти через 4 зала и выполнить в них правильно все задания. В каждом зале вам дадут монетку с цифрой от пин кода. Собрав все 4 монетки с цифрами, вы сможете получить доступ к карточке Скруджа. Ну, что, готовы? Тогда начнем с первого зала.
1 зал «Денежный».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, в этом зале у нас хранятся деньги.
Деньги бывают разные. Давайте подойдем поближе и рассмотрим их.
Воспитатель Какие вы видите деньги? Как они называются?
Дети: монеты и бумажные деньги
Воспитатель: Правильно. Давайте начнем с монет.
Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет
и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак).
Воспитатель: Какие монеты вы знаете?
Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям.
Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим бумажные деньги. Бумажные деньги называются купюры. Какие они?
Дети: Бумажные, прямоугольные.
Можно продемонстрировать шуршание купюрой. (Купюры шуршат).
Воспитатель: Какие купюры вы знаете?
Дети называют купюры, воспитатель демонстрирует их детям, затем проговаривают хором.
Воспитатель: А теперь, посмотрите внимательно на эти монеты! Что здесь не так? Какие монеты здесь лишние? Почему? (Лишними являются старые монеты, на них сейчас уже ничего не купить).
Воспитатель: Разделите пожалуйста эти монеты на: старые и новые!
Игра «Разбери монеты»
Воспитатель: А, здесь тоже не порядок, кто-то спутал все купюры. Ребята, будьте внимательны и соберите правильно все купюры.
Игра «Сложи купюры».
Воспитатель: Ну, что ж, вы молодцы, справились с заданиями и за это получаете свою первую монетку с цифрой от пин кода. (Воспитатель достает из мешочка монетку с цифрой 3)
2 зал «Финансовая лаборатория»
Воспитатель: Ребята, как же нам разобраться, что лучше монеты или купюры? Подумайте? А может мы попробуем это проверить. Давайте пройдем в следующий зал, финансовую лабораторию. Мы в ней проведем небольшое исследование. Пройдемте. Встаньте так, чтобы всем было удобно. Как настоящие исследователи мы результаты опытов будем фиксировать на доске. Разделим ее зрительно на две части: монеты и купюры.
Воспитатель: Для этих исследований мы взяли настоящие монеты и не настоящие купюры. Почему? Сделаем вывод с вами попозже.
1. Эксперимент: Давайте возьмем с вами в одну руку монетку, а в другую купюру. Теперь попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом купюру. Что произошло? (помялась, не помялась). Попробуйте порвать. Рвется? (Ответы детей) Какой вывод мы можем сделать? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На доске напротив монеты ставим смайлик, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент: А теперь, давайте попробуем опустить в воду монету и купюру.
Воспитатель: Отлично. Что происходит? (Ответы детей)
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт? (Ответы детей)
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? отметьте на доске.
ВЫВОД смайлик монетке.
3 Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Как узнать? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, нам помогут весы. Давайте положим на одну чашу весов монетку, а на другую – купюру. Что тяжелее? Что легче? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: - Может, подуем?
- Что происходит с монетой?
- А что происходит с купюрой?
- Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД Купюра легче, а значит ее удобнее носить в сумочке, кошельке, она на такая тяжелая. Что выигрывает? Ставим смайлик.
4 Эксперимент
Воспитатель: Положите купюру и монету в кошельки. (купюры в один кошелёк, монеты в другой) Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети: Проверяют. ВЫВОД.
Воспитатель: Посмотрите на доску. Кто выигрывает? (Ответы детей)
Воспитатель: А что значит ничья? (Ответы детей)
Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем? (Ответы детей)
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры. Воспитатель: Вы, молодцы! Я вам вручаю вторую монетку с цифрой от пин кода. (1)
Музыкальная разминка «Деньги-лепесточки» (из мультфильма «Три котенка»)
3 зал «Экономический»
Воспитатель: Дети, скажите пожалуйста, а зачем вообще нужны деньги?
Дети: купить мороженое, заплатить за свет, телефон и т. д.
Воспитатель: Вы правы, деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно.
Воспитатель: Где же можно взять деньги? (Ответы детей).
Деньги можно тратить и получать. Когда мы получаем деньги, это называется - доходы, а когда мы тратим их, это - расходы.
Игра «Можно и нельзя купить» Дети подходят к экрану и по очереди выберают карточку с изображением чего-либо и говорят, можно это купить или нельзя. (карточки: дом, машина, продукты питания, дружба, семья, любовь).
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! И с этим заданием справились. Получайте третью монетку с цифрой от пин кода. (8)
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю самим попробовать изготовить монеты. Хотите? Для этого нам нужно перейти в следующий зал.
4 зал «Монетный»
Изготовление монет. (Дети берут пуговицы, заворачивают их в фольгу).
Воспитатель: Молодцы, потрудились на славу. Устали наверное? Я предлагаю размять наши руки.
Пальчиковая гимнастика «Будем денежки считать»
Будем денежки считать,1,2,3,4,5 (сгибаем и разгибаем пальцы рук)
1и 2 оплатим дом, дом в котором мы живем (отгибаем мизинец и безымянный)
Третья монетка одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвертую монетку, будем есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока спрячем в донце кошелька (прячем большой палец в кулак)
А зачем мы спрячем пятую монетку?
(Будем копить)
А где можно хранить деньги?
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Посмотрите пожалуйста сюда. Что вы здесь видите? (Ответы детей)
Воспитатель: В нашем банке есть специальный сейф для хранения денег. Он закрывается на ключ. Я предлагаю сейчас вам положить ваши монетки в этот сейф и закрыть их там. (Дети складывают в сейф свои монеты).
Воспитатель: Получайте свою четвертую монету от пин кода. (5)
Воспитатель: Теперь, когда у вас все 4 цифры, вы можете проверить, подходят ли они к карточке, которую вы нашли. Если цифры подойдут, то мы вернем Скруджу все его богатство. Где мы можем проверить карточку?
Воспитатель: Правильно, в банкомате. Пошлите к нему.
Дети подходят к банкомату. Вставляют карточку и поочередно вводят цифры, изображенные на монетах. Открывается ячейка и в ней лежат золотые монетки. Дети их достают, рассматривают.
Звучит музыка и на экране вновь появляется Скрудж Макдак.
Скрудж Макдак: Дорогие мои ребята! Огромное спасибо вам за помощь! Вы спасли меня от бедности. Я в долгу перед вами не останусь. Эти монеты, которые вы нашли в банкомате, не простые, они из золота. Возьмите их себе. А еще, я хочу подарить вам на память денежный мешок. Возьмите его к себе в группу, копите и преумножайте свои знания. До свидания, друзья!
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Помогли скружду и с пользой провели время.
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
Воспитатель: Нам пора отправляться в группу.