Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР «Зима. Зимние забавы»

Валентина Баева
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР «Зима. Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы

«ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Цель: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные :

• Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.

• Активизация и расширение словаря за счёт:

• имён существительных (санки, лыжи, коньки, лыжник, фигурист, горка, каток; снег - снеговик – Снегурочка – снегири – снежок – снегопад);

Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР „Зима, Зимние забавы“» размещена в разделах

• имён прилагательных (рассыпчатый, липкий, холодный, мокрый, мягкий (снег, скользкий, прозрачный, хрупкий, холодный, гладкий, чистый (лёд);

• Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы».

• Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в творительном и родительном падежах; подбор и использование в речи родственных слов; подбор признаков к предметам).

Коррекционно-развивающие:

• Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

• Развитие общей моторики - умение совершать синхронные движения руками и ногами; сочетать речь с движением;

• Развитие диалогической речи.

• Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.

• Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

• Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Коррекционно-воспитательные:

• Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

• Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.

Оборудование:

Доска магнитная, «волшебная тарелка», картинки снеговиков с недостающими деталями, цветные карандаши, «волшебный снежок» (ватный комочек, сюжетные и предметные картинки по теме, две корзины с ватными шариками; д/и «Найди отличия», конверт со снежинками.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Вводная беседа о зиме.

- Дети, посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?

- Как вы догадались? Какие признаки зимы вы знаете?

- Что происходит зимой в жизни животных, птиц, насекомых? – Вам нравится, когда зима снежная? Почему? – А для кого снег создает трудности? (Птицам, животным; нет корма, тяжело передвигаться).

Основная часть

1. Дыхательное упражнение «Чем пахнет зима?»

(Вдох через нос – выдох через рот). На выдохе дети называют, то чем пахнет зима (свежестью, морозом, холодом, метелью).

2. Игра «Снежный ком»

Логопед держит в руках белый клубок ниток.

- Ребята! На что похож этот клубок? (Ответы детей)

- Да, на снежный комочек. Хотите с ним поиграть?

Дети передают «снежный ком» друг другу и называют слова, характерные для зимы. (Снег, холод, метель, снежинка, лед, Дед Мороз, коньки, мороз)

3. Образование родственных слов.

- Ребята, посмотрите, на столе лежит круг. На что он похож? (Ответы детей)

- Дети, это «волшебная тарелка». Мы будем выполнять то задание, возле которого комочек остановится. А все задания будут про зиму. (Логопед кладёт комочек на тарелку с нарисованными стрелками и заданиями.)

- Хотите отправиться в путешествие вместе со снежным комочком?

Логопед: Снежный комочек начинает свой путь.

Покатился снежный ком,

Для себя нашёл он дом.

В доме том живёт загадка.

Подберите к ней отгадку!

- Чем покрыта зимой земля?

- У слова снег есть слова-родственники, а какие это слова, мы сейчас узнаем. Они очень похожи по своему звучанию.

Игра «Доскажи словечко» (Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю. (снег.)

С неба всё скользят пушинки —

Серебристые. (снежинки.)

Вот веселье для ребят —

Всё сильнее. (снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в. (снежки.)

Словно в белый пуховик,

Нарядился. (снеговик.)

Рядом снежная фигурка —

Эта девочка —. (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри —

С красной грудкой. (снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил. (снег.)»

Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

Снег – снежок, снеговик, снегири, снежинка, снежный ком, Снегурочка, снегопад.

4. Загадки.

Логопед: А комочек снова катится.

Покатился снежный ком

И опять увидел дом.

В доме том живёт загадка.

Нужно вам найти отгадку!

- Почему все дети любят зиму? (Можно кататься на санках, играть в снежки, лепить снеговика… Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям.

Отгадайте загадку:

Льется речка – мы лежим, Лед на речке – мы бежим. (Коньки)

Выставляется предметная картинка «коньки» - Одним из зимних развлечений детей является катание на конках. - Как называется то место, где можно кататься на коньках? (на льду, на катке)

Игра «Подбери слова – признаки к слову «лед». Лёд (какой) – прозрачный, гладкий, хрупкий, скользкий, холодный, чистый…

- С чем можно сравнить гладкий лед? (со стеклом) - Назовите сходства и отличие льда и стекла (прозрачный, гладкий, хрупкий; лед тает)

Логопед: Какая же загадка ждёт нас теперь?

Покатился снежный ком

И нашёл он третий дом.

В доме том живёт загадка.

Но какая к ней отгадка?

-Две новые кленовые подошвы двухметровые:

На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)

Вывешивается предметная картинка («лыжи»)

- Где можно кататься на лыжах? (по дорожке, с горки)

- На чем еще можно кататься с горки? (на санках)

Вывешивается картинка («санки»)

Санки ещё называют салазки, саночки, а в старину – каталочки.

- Как вы думаете, где интереснее кататься на санках – по дороге или с горки?

- Дети очень любят играть в снежки. Каким должен быть снег, чтобы из него можно было слепить снежок? (липкий, мокрый, мягкий)

- Какие еще зимние забавы детей вы знаете? (Рассматривают картину «Зимние забавы детей» и составляют по ней предложения)

5. Физкультминутка.

«Снежный бой»

Логопед предлагает детям встать в две шеренги друг напротив друга и по команде начать игру «Снежный бой». Каждой команде даётся по корзине ватных шариков, имитирующих снежки.

А теперь начнём кидать –

И друг в друга попадать.

Раз, два, три –

Начало игры!

Когда корзины опустеют и снежный бой закончится, логопед просит детей рассказать, кто в кого попал снежком. (Я попал в Ваню. Я попал в Петю. Я попала в Вику.)

Логопед говорит детям:

А мороз-то – ой-ой-ой! - (обхватить свои плечи руками и поёжиться)

Но не хочется домой. (покачать головой из стороны в сторону)

Руки трите, трите, трите, (тереть рукой об руку)

Ручками похлопайте,

И на ручки подышите, (далее выполняются движения в соответствии

Ножками потопайте, с текстом)

Попрыгайте на месте,

А после сядьте вместе.

6. «Найти отличия»

Логопед: Ребята! Снежный комочек отправляется в путешествие в последний раз.

Покатился снежный ком,

Перед ним последний дом.

В доме том живёт загадка.

Подберите к ней отгадку/

Логопед: Отгадайте загадку:

Что за нелепый человек, Пробрался в двадцать первый век. Морковкой нос, в руке метла, Боится солнца и тепла. (Снеговик)

Логопед показывает детям картинки с двумя снеговиками и просит найти 5 отличий.

Отличия:

1) у одного нос – морковка, а у другого – шишка;

2) у одного на голове ведро, а у другого кастрюля;

3) у одного 3 пуговицы, а у другого нет пуговиц;

4) у одного метла в левой руке, а у другого в правой;

5) у одного весёлое настроение, а у другого грустное.

7. Индивидуальная деятельность детей.

Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»

Употребление существительных в родительном падеже.

Логопед: Ребята, кто нарисовал снеговиков? (Снеговиков нарисовал художник)

Логопед: Правильно, художник, который очень любил рисовать зимние картины. Как-то раз художник решил нарисовать братьев - снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом.

- Садитесь за стол и выбирайте картинки.

(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)

«У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»

(Логопед хвалит детей и вывешивает картинки на магнитной доске.)

8. Итог занятия.

Логопед: Вот подходит к концу наше путешествие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?

Логопед: Ребята, снежный комочек приготовил вас сюрприз. Закройте глаза и выставите ладони. (Логопед кладёт на ладонь снежинку.)

- Этими снежинками мы украсим нашу группу к Новому году.

Публикации по теме:

Коллективный коллаж «Зимние забавы» в рамках тематической недели «Зима. Зимние забавы»Коллективный коллаж «Зимние забавы» в рамках тематической недели «Зима. Зимние забавы» Все дети любят зиму, но не все задумываются, что было бы, если бы зимой не было снега. В рамках тематической недели «Зима. Зимние забавы»,.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей коррекционной группе «Зима. Зимние забавы»Конспект НОД по окружающему миру в старшей коррекционной группе «Зима. Зимние забавы» Конспект НОД по окружающему миру в старшей коррекционной группе «Зима. Зимние забавы». Цель: уточнение представлений детей о зиме и зимних.

Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему «Зимние игры, забавы и развлечения»Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему «Зимние игры, забавы и развлечения» Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему «Зимние игры, забавы и развлечения» Цели: закрепить название зимних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР «Зима. Зимние забавы»
Опубликовано: 12 ноября 2024 в 11:05
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР «Зима. Зимние забавы»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Баева (УИ 3258205) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД