Валентина Баева
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР «Зима. Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»
Цель: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные :
• Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
• Активизация и расширение словаря за счёт:
• имён существительных (санки, лыжи, коньки, лыжник, фигурист, горка, каток; снег - снеговик – Снегурочка – снегири – снежок – снегопад);
Публикация «Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР „Зима, Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2024
• имён прилагательных (рассыпчатый, липкий, холодный, мокрый, мягкий (снег, скользкий, прозрачный, хрупкий, холодный, гладкий, чистый (лёд);
• Развитие связной речи (составление предложений по теме занятия «Зима. Зимние забавы».
• Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в творительном и родительном падежах; подбор и использование в речи родственных слов; подбор признаков к предметам).
• Коррекционно-развивающие:
• Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
• Развитие общей моторики - умение совершать синхронные движения руками и ногами; сочетать речь с движением;
• Развитие диалогической речи.
• Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
• Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
• Развитие универсальных предпосылок учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
• Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.
Оборудование:
Доска магнитная, «волшебная тарелка», картинки снеговиков с недостающими деталями, цветные карандаши, «волшебный снежок» (ватный комочек, сюжетные и предметные картинки по теме, две корзины с ватными шариками; д/и «Найди отличия», конверт со снежинками.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Вводная беседа о зиме.
- Дети, посмотрите в окно и скажите, какое сейчас время года?
- Как вы догадались? Какие признаки зимы вы знаете?
- Что происходит зимой в жизни животных, птиц, насекомых? – Вам нравится, когда зима снежная? Почему? – А для кого снег создает трудности? (Птицам, животным; нет корма, тяжело передвигаться).
Основная часть
1. Дыхательное упражнение «Чем пахнет зима?»
(Вдох через нос – выдох через рот). На выдохе дети называют, то чем пахнет зима (свежестью, морозом, холодом, метелью).
2. Игра «Снежный ком»
Логопед держит в руках белый клубок ниток.
- Ребята! На что похож этот клубок? (Ответы детей)
- Да, на снежный комочек. Хотите с ним поиграть?
Дети передают «снежный ком» друг другу и называют слова, характерные для зимы. (Снег, холод, метель, снежинка, лед, Дед Мороз, коньки, мороз)
3. Образование родственных слов.
- Ребята, посмотрите, на столе лежит круг. На что он похож? (Ответы детей)
- Дети, это «волшебная тарелка». Мы будем выполнять то задание, возле которого комочек остановится. А все задания будут про зиму. (Логопед кладёт комочек на тарелку с нарисованными стрелками и заданиями.)
- Хотите отправиться в путешествие вместе со снежным комочком?
Логопед: Снежный комочек начинает свой путь.
Покатился снежный ком,
Для себя нашёл он дом.
В доме том живёт загадка.
Подберите к ней отгадку!
- Чем покрыта зимой земля?
- У слова снег есть слова-родственники, а какие это слова, мы сейчас узнаем. Они очень похожи по своему звучанию.
Игра «Доскажи словечко» (Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (снежинки.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (снежки.)
Словно в белый пуховик,
Нарядился. (снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (снег.)»
Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)
Снег – снежок, снеговик, снегири, снежинка, снежный ком, Снегурочка, снегопад.
4. Загадки.
Логопед: А комочек снова катится.
Покатился снежный ком
И опять увидел дом.
В доме том живёт загадка.
Нужно вам найти отгадку!
- Почему все дети любят зиму? (Можно кататься на санках, играть в снежки, лепить снеговика… Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям.
Отгадайте загадку:
Льется речка – мы лежим, Лед на речке – мы бежим. (Коньки)
Выставляется предметная картинка «коньки» - Одним из зимних развлечений детей является катание на конках. - Как называется то место, где можно кататься на коньках? (на льду, на катке)
Игра «Подбери слова – признаки к слову «лед». Лёд (какой) – прозрачный, гладкий, хрупкий, скользкий, холодный, чистый…
- С чем можно сравнить гладкий лед? (со стеклом) - Назовите сходства и отличие льда и стекла (прозрачный, гладкий, хрупкий; лед тает)
Логопед: Какая же загадка ждёт нас теперь?
Покатился снежный ком
И нашёл он третий дом.
В доме том живёт загадка.
Но какая к ней отгадка?
-Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
Вывешивается предметная картинка («лыжи»)
- Где можно кататься на лыжах? (по дорожке, с горки)
- На чем еще можно кататься с горки? (на санках)
Вывешивается картинка («санки»)
Санки ещё называют салазки, саночки, а в старину – каталочки.
- Как вы думаете, где интереснее кататься на санках – по дороге или с горки?
- Дети очень любят играть в снежки. Каким должен быть снег, чтобы из него можно было слепить снежок? (липкий, мокрый, мягкий)
- Какие еще зимние забавы детей вы знаете? (Рассматривают картину «Зимние забавы детей» и составляют по ней предложения)
5. Физкультминутка.
«Снежный бой»
Логопед предлагает детям встать в две шеренги друг напротив друга и по команде начать игру «Снежный бой». Каждой команде даётся по корзине ватных шариков, имитирующих снежки.
А теперь начнём кидать –
И друг в друга попадать.
Раз, два, три –
Начало игры!
Когда корзины опустеют и снежный бой закончится, логопед просит детей рассказать, кто в кого попал снежком. (Я попал в Ваню. Я попал в Петю. Я попала в Вику.)
Логопед говорит детям:
А мороз-то – ой-ой-ой! - (обхватить свои плечи руками и поёжиться)
Но не хочется домой. (покачать головой из стороны в сторону)
Руки трите, трите, трите, (тереть рукой об руку)
Ручками похлопайте,
И на ручки подышите, (далее выполняются движения в соответствии
Ножками потопайте, с текстом)
Попрыгайте на месте,
А после сядьте вместе.
6. «Найти отличия»
Логопед: Ребята! Снежный комочек отправляется в путешествие в последний раз.
Покатился снежный ком,
Перед ним последний дом.
В доме том живёт загадка.
Подберите к ней отгадку/
Логопед: Отгадайте загадку:
Что за нелепый человек, Пробрался в двадцать первый век. Морковкой нос, в руке метла, Боится солнца и тепла. (Снеговик)
Логопед показывает детям картинки с двумя снеговиками и просит найти 5 отличий.
Отличия:
1) у одного нос – морковка, а у другого – шишка;
2) у одного на голове ведро, а у другого кастрюля;
3) у одного 3 пуговицы, а у другого нет пуговиц;
4) у одного метла в левой руке, а у другого в правой;
5) у одного весёлое настроение, а у другого грустное.
7. Индивидуальная деятельность детей.
Дидактическая игра «Что забыл нарисовать художник?»
Употребление существительных в родительном падеже.
Логопед: Ребята, кто нарисовал снеговиков? (Снеговиков нарисовал художник)
Логопед: Правильно, художник, который очень любил рисовать зимние картины. Как-то раз художник решил нарисовать братьев - снеговичков, но поторопился, и не всё дорисовал. Давайте поможем художнику - дорисуем снеговичков и расскажем об этом.
- Садитесь за стол и выбирайте картинки.
(Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)
«У моего снеговика нет (ведра, метлы, носа, глаз, рук). Я дорисую…»
(Логопед хвалит детей и вывешивает картинки на магнитной доске.)
8. Итог занятия.
Логопед: Вот подходит к концу наше путешествие. Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили?
Логопед: Ребята, снежный комочек приготовил вас сюрприз. Закройте глаза и выставите ладони. (Логопед кладёт на ладонь снежинку.)
- Этими снежинками мы украсим нашу группу к Новому году.