Сакина Алиева
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию на тему «Слово» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Организационно - образовательная деятельность
Цель: Учить детей, выражать чувства добрыми словами. Закрепить представление о том, что добрые слова помогают людям в общении развивать потребности использовать в своей речи добрые, вежливые слова.
Виды деятельности: Коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная
Интеграция образовательных областей (ОО) : социализация, коммуникация, познание
Планируемые результаты:
Ребенок принимает участие в образовательном процессе.
Овладевает диалогической речью.
Публикация «Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию на тему „Слово“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
Обогащается словарный запас детей.
Ребенок учится анализировать жизненные ситуации, собственное поведение, в которых проявляются и пороки и добродетели.
Словарная работа : спасибо, здравствуйте, пожалуйста.
Предварительная работа: заучивание пословиц, стихотворений о слове, доброте; игра «Подари слово другу»
Содержание образовательной деятельности
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Вадима Шефнера «Слова» :
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть :
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
I) Воспитатель : Ребята, как вы думаете, что нам хотел сказать автор этих строк?
Дети: Что, словом можно убить и спасти.
Воспитатель : Правильно. Слово сильное оружие. Если захочешь можешь ранить человека, и наоборот словом можно утешить, спасти. То есть нужно подумать, прежде чем что – либо говорить. Не зря гласит народная мудрость «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
Ребята, а как вы думаете, где рождается слово?
Дети: В голове, в мыслях.
Воспитатель : Верно. Мысль, воплощенная в звуковые и буквенные одежды есть слово. Слово исходя из уст и входя в сердце слушающего, продолжает жить в нас. Мысль – это то, что мы думаем, а слово – то, что мы подумали, увидели и сказали.
II) Воспитатель : Слово раскрывает то, что есть в уме и сердце человека. Слово раскрывает образ мыслей человека. Ребята, а какие бывают слова?
Дети: Добрые, злые.
Воспитатель : Правильно. Слова бывают добрые, мудрые или наоборот грубые, обманчивые. Слово свидетельствует о том, какая сила добрая или злая живет в человеческой душе. Жестокое или нечистое сердце себя всегда выскажет и нехотя раскроется. Поэтому необходимо удалить из своей речи все грубые, обманчивые, льстивые слова. Не зря говорят «Доброе слово и горе побеждает, и от беды спасает, а злое слово разрушает и боль причиняет»
Воспитатель : С детства все мы с вами помним наставления взрослых о так называемых добрых словах : здравствуйте, пожалуйста, спасибо. Но не все, быть может, вникли в их внутренний смысл. Произнося приветствие, раньше сердечно желали собеседнику долгих лет жизни во здравии и благополучии; употребляя слово «пожалуйста», выражали почтительное отношение к человеку, старшему возрастом. Именно с этими словами «пожалуй старче» в старину приглашали в свой дом путника, утомленного дорогой, или просили сесть приглашенного на более почетное место, поближе к главе семьи. «Спаси тебя Христос, спаси тебя Господь, спаси тебя Бог» - вот что значит нынешнее «спасибо» - не просто словесную благодарность, не формулу вежливости, но молитву о спасении.
Предлагаю детям повторить, что означают слова «пожалуйста, спасибо, здравствуйте».
Физкультминутка (игра) «Подари слово другу»
Воспитатель : Ребята, а что вам нравится больше, когда вы слышите в свой адрес добрые или злые слова?
Дети: добрые!
А вы умеете говорить друг другу добрые слова? Сейчас мы это проверим, играя в игру «Подари слово другу»! Встанем в круг, и бросая мяч товарищу подарим добрые слова.
III) Воспитатель : В заключение я хочу вам предложить три золотых правила языка:
Правило первое: «Думай, что говоришь». Иными словами, прежде чем сказать недоброе слово подумай, не обидишь ли ты им своего товарища.
Правило второе: «Не говори того, чего не думаешь». Лучше промолчать, нежели сказать неправду.
Правило третье: «Не всё, что думаешь, говори». Проверь, правильно ли ты думаешь. Например: Ты подумал, что Саша сломал твою машину и поссорился с ним. Не обвиняй Сашу, может он сломал машину нечаянно и тоже очень переживает.
IV) Воспитатель : А сейчас ребята поиграем в игру «Доскажи словечко»
Я начну, а вы кончайте,
Хором, дружно отвечайте!
1. Растает даже ледяная глыба от теплого слова …. (спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
3. Когда вас ругают за шалости, вы говорите (простите, пожалуйста)
4. Если друг попал в беду…. (помоги ему)
5. Решай споры словами…. (а не кулаками)