Юлия Рахматуллина
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию для детей разновозрастной группы 5–7 лет «Сказание о Петре и Февронии»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Цель: Формирование интереса к истории православия, представление детей о семье.
Задачи:
Развивающие:
- воспитывать активную социальную позицию, эмоциональную и интеллектуальную децентрацию;
- связную речь и словесно-логическое мышление;
- творческое воображение;
- изобразительное творчество;
- формировать умение рассуждать.
Воспитательные :
- воспитывать уважение к древнерусской литературе, к истории нашей страны, интерес к ее героям и общественным детям;
Темочки:
- День семьи, Любви и Верности, 8 июля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказание о Петре и Февронии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
- формировать представление о хорошей, благочестивой семье, стремление иметь такую же семью и в будущем – быть хорошими мужем и женой.
Образовательные:
- формировать представление об образцах древнерусской литературы (на примере «Сказания о Петре и Февронии»);
- представлении о конверсивных отношениях между существительными, упражнять в подборе слов-признаков к существительным;
- умение рисовать по творческому замыслу.
Состав группы воспитанников : 7 девочек и 12 мальчиков.
Актуальность
Культура России исторически формировалась под воздействием православия. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа, государства. Обеспечивала духовное единство народа, его нравственные устои. На сегодняшний день проблема духовно-нравственного воспитания очень актуальна. Важная роль в решении этой проблемы отводится образовательному учреждению. Представленный в методических разработках материал направлен на расширение кругозора в области духовно-нравственного и семейного воспитания воспитанников. Благодаря мультимедийным презентация можно раскрыть значимый смысл материала, детям будет намного проще освоить и ярче запомнится материал.
В образовательной программе дошкольного воспитания и обучения не предусмотрена НОД по духовно-нравственному воспитанию, поэтому работа ведется в свободное время (утро, вечер).
Форма занятия: занятие-беседа.
Ожидаемые результаты:
1. Дети познакомятся с основными нравственными правилами.
2. У детей сформированы первичные представления о хорошей благочестивой семье.
3. Пробуждение интереса к истории православия, традициями русского народа.
Оборудование: мультимедийное устройство, икона святых Петра и Февронии, слайды рисунки детей.
Способ организации детей : фронтальный.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель : Подберите слова, которые подходят к моему слову. Подходит так же, как к невесте – жених (показывает две картинки). Итак, слушайте:
Муж - …
Супруг – что это значит? Какое слово является парой? - …
Беременная женщина - … Думайте!
Мама - …
Дедушка - …
Прабабушка - …
2. Рассказ
Воспитатель (показывает детям икону святого князя Петра и княгини Февронии). Они святые – что это значит?
Ответы детей.
Они издавна считаются на Руси покровителями семьи. Им молятся, когда женятся или выходят замуж, чтобы семья была крепкой, еще какой?
Ответы детей.
Чтобы муж и жена жили друг с другом в согласии и детей любили. Как вы думаете, как это было связано с той жизнью, которую прожили Петр и Феврония?
Ответы Детей.
Об их жизни народ сложил сказание. Оно так и называется «Сказание о Петре и Февронии». Оно входит в сокровищницу древнерусской литературы. В нем рассказывается о смелом князе, который победил страшного змея, разорявшего Русскую землю. Но когда князь отрубил ему голову, ядовитая кровь брызнула во все стороны и попала на его кожу. Князь заболел, и никто не мог его вылечить. Только однажды узнал он о том, что в одной деревне живет простая девушка Феврония, у которой чистое сердце и помысел. Что это значит?
Ответы детей.
Она лечит травами и молитвой любую болезнь. Поехал Петр к ней, да так и остался с Февронией на всю жизнь. Как вы думаете почему?
Ответы детей.
Стала Феврония его женой. Они очень любили и уважали друг друга, и родилось у них много детей. А Феврония, хотя и стала княгиней, так и осталась скромной и благочестивой, жалела бедных и помогала им. Не нравилось это боярам князя, клеветали на нее. Что это значит?
Ответы детей.
Хотели поссорить их, но Феврония крепко молилась за свою семью и ничего у них не вышло. Прожили целую жизнь князь и княгиня в согласии и умерли в один день, как в сказке. Когда же похоронили их в двух гробах, то на следующий день они оказались в одном, а над их могилой вырос красивый розовый куст. Словно они хотели сказать людям : «Мы жили вместе и хотим быть похоронены тоже вместе!»
Вам понравилось это сказание? Хотели бы вы быть похожими на Петра и Февронию?
Ответы детей.
(На ответах детей воспитатель останавливается особо. И отмечает те нравственные качества, которые являются характерными для Петра и Февронии как для идеальных образов мужчины (мужественность, стойкость, умение держать слово, выдержка, преданность и др.) и женщины (скромность, любовь и нежность, доброта, мудрость, верность и др.). Старается прокомментировать высказывания детей так, чтобы им захотелось именно такие качества у себя формировать и совершенствовать).
3. Физкультурная минутка.
Проводится в форме народной игры.
«Ручеек»
Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном. На освободившееся место встает следующая пара игроков, а освободившийся игрок идет в начало ручейка и проделывает то же самое – идет под руками игроков, выхватывая из ручейка понравившегося человека за руку и уводя его в самый конец ручейка.
4э. Беседа
Воспитатель. Когда вы вырастите, у вас тоже будут свои семьи. Подумайте, какими вы хотите быть мужем и женой?
Мужем кто будет, поднимите руки! Каким? Назовите словами-признаками.
Ответы детей
Женой кто будет? Какой? Назовите слова-признаки.
Ответы детей.
Как вы будете относиться к своим детям? Как будете воспитывать их?
Ответы детей
(Педагог инициирует высказывания детей и способствует своими комментариями созданию положительного образа будущей семьи у каждого ребенка. Особенно останавливается на том, каких детей они хотят вырастить и что для этого нужно делать. И сразу отсеивает высказывания детей, связанные с тем, что это можно сделать, покупая все самое красивое и дорогое, угощая их каждый день сладостями (чтобы они добрыми были) и все разрешая им. Старшие дошкольники уже достаточно большие, чтобы понимать, что это самообман. Поэтому взрослый должен вовремя остановить ребят и направить разговор в правильное русло, воспользовавшись опытом самих детей. Например: «Когда вам хочется слушать своих родителей и быть хорошими: когда вас ругают или когда мама просто грустно-грустно посмотрит на вас?», «Вы могли бы променять своих маму и папу на кучу игрушек? Значит, игрушки не самое главное?» и т. д.
5. Рисование
Воспитатель. Нарисуйте семью, которая у вас будет. Так, как вы хотите, как вы мечтаете.
Пальчиковая гимнастика
"Как у нас семья"
Как у нас семья
Большая и веселая (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)
Расскажите друг другу, что у вас получилось.
6. Подведение итогов. Рефлексия
У воспитателя в руках клубок ниток. Воспитатель разматывая клубочек передает ниточку по кругу детям, при этом воспитатель интересуется, понравилось ли детям занятие, и выражает надежду, что они вырастут хорошими мамами и папами и станут похожими на преподобных Петра и Февронию.
Это занятие переключает внимание детей с идеалов мужества и силы на взаимодополняющие друг друга идеалы мужественности и женственности. Оно посвящено Петру и Февронии еще и потому, что с 2008 г. день их памяти стал государственным праздником России – праздником любви и верности.