Татьяна Мишина
Конспект НОД «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Учитель – логопед МБДОУ№423 Мишина Т. С.
Конспект занятия по теме : «Перелетные птицы». Для детей 6-7 лет (логопедическая группа)
Программное содержание: уточнить представления детей о перелетных птицах, их образе жизни и перемене места обитания в зависимости от времени года. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Помочь уточнить взаимодействие между деятельностью человека и миром птиц, дать возможность самостоятельно определиться в своем поведении в той или иной конкретной ситуации. Закрепить навыки детей в подборе слов к заданной звуковой схеме, составлении новых слов из слова «ласточка». Составление предложений из пяти слов, образование прилагательных от существительных с приставкой «за», типа «замедленный». Составление схемы предложений, опираясь на слуховое внимание. Деление слов на слоги через осуществление ритмического рисунка слова. Согласование глагола с существительным в роде, числе, падеже.
Публикация «Конспект НОД „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением перелетных птиц, звуковые схемы слов: грачи, утки, ласточки, скворцы; таблица со словом «ласточка»; Два панно с изображением парка (экологически чистого и загрязненного).
Раздаточный материал: доски для письма с маркерами на каждого ребенка; набор карточек для графического изображения слов; лист белой бумаги, ножницы, фломастер на каждого ребенка.
Ход занятия
1. Логопед читает детям отрывок из стихотворения С. Маршака и просит ответить, о каком времени года в нем говорится: Снег теперь уже не тот - Потемнел он в поле, На озерах треснул лед, Будто раскололи.
Далее с помощью вопросов воспитатель уточняет знания детей о весне и её приметах.
- Какое сейчас время года? (Ранняя весна.) Давайте вспомним приметы ранней весны. (Тает снег, появились сосульки, проталины, солнце светит ярче, прилетели грачи.)
- А еще какие перелетные птицы вернутся к нам из теплых стран? (Ответы детей.) Почему этих птиц называют перелетными? (Они на зиму улетают из наших мест в теплые края.)
- Почему этим птицам приходится улетать в теплые края? Ведь другие птицы, даже такие маленькие, как воробей, остаются зимовать с нами. (Они не могут добыть себе корм. Перелетные птицы питаются насекомыми, которые зимой прячутся.)
- Так от чего же улетают перелетные птицы в теплые края, от холода или от голода? (От голода.) Правильно, как говорится в народе: «Сытая птица мороза не боится».
- Как вы думаете, когда они вернуться к нам, на свою родину? (Когда появится корм, которым они питаются.)
- Появились первые проталины, но еще бывают морозы. Какую перелетную птицу мы с вами можем увидеть в это время и почему? (Грачей, потому что только грач своим мощным клювом может достать насекомых из мерзлой земли.)
- Пройдет еще немного времени, снег почти растает, появится первая травка и к нам вернуться. (Скворцы, потому что из мягкой земли они легко могут достать червей и насекомых своим тонким клювом.)
- Когда станет совсем тепло, проснуться все насекомые, даже такие маленькие, как мошки, комары, и они будут летать стаями, тогда к нам вернутся. (Ласточки, стрижи.)
- Мы вспомнили многих перелетных птиц, но не все из них будут вить себе гнезда в городе. Большинство из них поселятся далеко-далеко от города, и мы сможем с ними встретиться только тогда, когда поедем за город. А в городских парках и на наших улицах мы сможем любоваться. (Грачами, скворцами, ласточками, утками.) Выставляются на стенд картинки с изображением названных птиц.
На стенд выставляются звуковые схемы слов: утки, грачи, ласточки, скворцы.
- В этих звуковых схемах зашифрованы названия птиц, которых вы видите на этих картинках. Попробуйте их отгадать. (Ответы детей)
2. Игра «Составь новые слова». На стенд выставляется таблица со словом ласточка, и детям предлагается, используя данные буквы, составить новые слова.
3. Игра «Экскурсия в парк» : Педагог предлагает детям представить, что они отправляются на экскурсию в парк, куда вскоре должны вернуться перелетные птицы, и выставляет на стенд два панно с изображением двух разных парков: экологически чистого и грязного
( каждое панно разделено на три части: воздух, земля с растительностью, водоем).
- Посмотрите внимательно на оба парка и скажите, в каком парке вам хотелось бы погулять? Почему? (Ответы детей.)
Дети сравнивают деревья двух парков: в первом парке деревья больные, сломанные, гнилые, заброшенные и т. д. А в другом парке - здоровые, ухоженные, красивые. Затем они также сравнивают воздух, воду, землю, подбирая определения к состоянию окружающей среды этих парков.
- Вы выбрали для прогулок чистый парк, а сейчас посмотрим, какой парк выберут птицы.
- Первыми в парк вернулись грачи. Один из грачей стал искать корм и чуть не сломал себе клюв о железную банку, которая была в земле. Другой грач решил попить воды из лужи и чуть не отравился бензином. Третий попробовал соленый снег, и ему стало плохо. Поднялись грачи и улетели в другой парк, чистый.
- Прилетели скворцы в загрязненный парк. Увидели они поломанные, больные деревья, не нашли не одного скворечника и тоже полетели в чистый парк. Когда вернулись утки в заброшенный пруд, им тоже пришлось не сладко: одна из уток запуталась в проволоке на берегу пруда, другая попала в бензиновое пятно и еле очистила свои перья. Тогда утки тоже перелетели в чистый пруд.
- И ласточкам не понравилось летать в грязном воздухе над первым парком: одна чуть не задохнулась от ядовитых газов, другая покрылась сажей, пролетая над заводской трубой. Ласточки тоже решили поселиться в чистом парке. И стали жить в чистом парке утки, грачи, скворцы и ласточки.
- Пришли дети, увидели перелетных птиц, открыли свои дневники наблюдений и записали: прилетели утки, грачи и ласточки. (Дети пишут эту фразу на индивидуальных маркерных досках.) Когда дети подошли к пруду, они увидели уток, и записали в своих дневниках с помощью графической схемы: «Утки плавают в большом чистом пруду».
4. - А сейчас давайте вспомним чистоговорку про утку.
- Дети хором проговаривают:
- На пруду идет урок, учит плавать всех нырок.
Педагог предлагает детям по очереди разделить на слоги чистоговорки с помощью хлопков.
Проводится игра на слуховое внимание. Каждому ребенку педагог задает вопрос, используя чистоговорку, выделяя голосом в вопросительной форме по одному слову. Ребенок отвечает на поставленный вопрос в утвердительной форме, называя выделенное слово, например: На пруду идет урок? Ответ: На пруду. На пруду идет урок? Ответ: Идет.
5. Проводится дидактическая игра на согласование глагола с существительным в роде, числе и падеже в форме вопросов и ответов.
Вопрос: Кого мы увидели на пруду? Ответ: Уток.
Принесли корм кому? (Уткам.)
Наблюдали за кем? (За утками.)
Потом мы увидели кого? (Грачей.)
Подошли поближе к кому? (К грачам.)
Для кого повесили скворечники? (Для скворцов.)
Смотрели долго на кого? (На ласточек.)
Говорили долго о ком? (О ласточках.)
6. Детям предлагают подумать, как можно помочь заброшенному парку, чтобы в нем тоже поселились птицы. В ответ на вопрос дети убирают съемные картинки, изображающие грязный воздух, землю, пруд. Деревья. Под этими картинками открывается пейзаж чистого парка.
- Как вы думаете, теперь птицы вернуться в этот парк? (Ответы детей.)
7. Итоги: В конце занятия дети вырезают из бумаги журавликов и обыгрывают
стихотворение
П. Воронько «Журавли».
Журавли - журавли, Вы куда свой путь вели? Где летали?
- Мы в чужих небесах,
Мы в чудесных лесах побывали.
- Как на том краю земли Зимовали?
- Мы в далекой стране По родной стороне Токовали.