Наталья Кузнецова
Конспект НОД «Осенний калейдоскоп», образовательная область «Музыка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
Тема занятия: «Осенний калейдоскоп»
Кузнецова Наталья Васильевна
Музыкальный руководитель I квалификационной категории
п. Новонукутский, 2016г
Образовательная область : «Музыка»
Интеграция видов деятельности:
Публикация «Конспект НОД „Осенний калейдоскоп“, образовательная область „Музыка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
Образовательная область «Познание» : активизация познавательного интереса к осенним изменениям в природе; развитие фонематического слуха, вокально-хоровых навыков.
Образовательная область «Коммуникация» : расширять словарный запас, словарь чувств, эмоций и ассоциаций; формировать речевые навыки для ведения свободных диалогов в различных видах и формах музыкальной деятельности; развивать умение действовать коллективно.
Образовательная область «Художественная литература» : воспринимать образы в стихах русских поэтов.
Образовательная область «Физическая культура» и «Музыка» : совершенствование техники выполнения основных и танцевальных движений, добиваясь лёгкости, точности, выразительности; развитие способности к импровизации.
Образовательная область «Безопасность» : умение ориентироваться в пространстве.
Вид занятия: фронтальное, тематическое
Формы образовательной деятельности :
Цель: развивать образное представление; способствовать восприятию красивого в стихах, музыке, движении.
Задачи
Образовательные :
- учить детей искусству «слышать музыку», совершенствовать музыкальную память, узнавать музыкальное произведение по отдельному фрагменту;
- учить детей чувствовать характер музыки, воспитывать сопереживание к ней, различая средства музыкальной выразительности.
Воспитательные:
- формировать коммуникативные навыки;
- воспитывать чувство любви к природе, родному краю;
- прививать детям любовь к классической музыке, желание слушать её.
Развивающие:
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- развивать творческие способности и способность к импровизации под музыку.
Планируемые результаты.
Предметные: воплотить музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений.
Личностные: совершенствовать навыки сотрудничества педагога с детьми, умение действовать сообща, слушать друг друга.
Метапредметные: поддержать интерес к данной образовательной деятельности, вызвать позитивную самооценку своих музыкально-творческих способностей; осознанно высказываться о содержании, характере и особенностях музыкального языка предложенных произведений.
Подготовительная работа: Слушание произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Работа с ритмическим лото. Подбор мультимедийного сопровождения занятия и музыкального репертуара. Разучивание песни «Осень, милая, шурши». Беседы с детьми об осенних изменениях в природе. Чтение стихотворений об осени. Практические занятия с ритмоформулами. Разучивание коммуникативных игр «Здравствуйте!», «Гусеница», «Почтальон», «Надоело нам сидеть» и др.
Оборудование: проектор, ноутбук, экран, аудиосистема, фортепиано, ритмическое лото, ритмические палочки, осенние листья (по 2 на каждого ребенка)
Ход занятия
Дети входят в зал под музыкальную фонограмму «Осень, милая, шурши», проходят круг по залу и садятся на стульчики.
Музыкальный руководитель (далее М. р. читает стихотворение В. Котенёвой
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
- Доброе утро! Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
И я вам пою: - Доброе утро!
Вместе с детьми исполняют интонационное упражнение «Доброе утро!»
М. р. Здороваться можно не только словами, но и жестами, и я предлагаю вам поиграть.
Проводится музыкальная коммуникативная игра «Здравствуйте!»
После игры дети занимают свои места.
М. р. Ребята, посмотрите на экран. Какая прекрасная летняя картина перед нами. Яркие краски, хорошее настроение! А о чем говорят нам бабочки?
Ответы детей.
М. р. Верно – это ритмические формулы. Обратите внимание на доску. Музыкальные листочки (ритмические формулы выложены большими и маленькими осенними листочками) тоже предлагают нам отгадать осенние загадки.
Дети «читают» ритмические формулы, прохлопывают ритмический рисунок ладошками.
М. р. А теперь я предлагаю нам вместе исполнить музыкальную композицию при помощи ритмических палочек.
Исполняют музыкальную композицию с ритмоформулами на экране.
Дети убирают ритмические палочки.
М. р. Только что мы с вами были музыкантами, артистами, исполнителями. А как называют человека, который сочиняет музыку.
Ответ детей. Композитор.
М. р. Правильно. Мы с вами уже слушали музыку П. И. Чайковского из «Детского альбома» и из альбома «Времена года». Послушайте стихотворение и скажите, о чем мы сегодня будем слушать музыку?
Читает стихотворение:
Поспевает брусника, стали дни холоднее,
И от птичьего крика в сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают прочь, за синее море.
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
М. р. Вы догадались, о чем мы будем слушать музыку? Дети. Об осени.
М. р. Мы послушаем «Осеннюю песнь» П. И. Чайковского. А из какого альбома это произведение? Дети. Времена года.
М. р. Молодцы! А на какие три части мы можем разделить осень? Направляет детей к ответу «сентябрь, октябрь, ноябрь». Давайте послушаем произведение и определим, как композитор разделил произведение на три части.
Прослушивают произведение и смотрят видеоряд осенних пейзажей.
Проходит анализ произведения. При помощи наводящих вопросов дети определяют, что в сентябре природа в желто-зеленых красках – музыка светлая, яркая, нежная; в октябре – в желтых и красных красках, опавшие листья, дожди – музыка становится более выразительной, а в ноябре – серые, хмурые краски, трава засыхает, небо становится хмурым, деревья голые, природа засыпает – музыка становится медленной, тоскливой, как будто прощается с яркими красками.
М. р. Ребята, а как ещё можно рассказать об осени? Дети. Можно спеть об осени.
М. р. Мы с вами учили песни об осени. Одну из них мы сегодня исполним. Но сначала нужно разогреть наши голосочки.
Выполняют самомассаж, артикуляционную гимнастику. Исполняют логопедические распевки «Гласные а, у, о,и,э», «Кап-кап», «Дирри-дирри-дон» (с динамической паузой)
М. р. Теперь наш голосовой аппарат готов и мы превращаемся в артистов.
Исполняют песню «Осень, милая, шурши».
После песни звучит музыка дождя.
М. р. Вы слышите музыку, она о чем-то нам рассказывает. Дети. Пошел дождь.
М. р. Конечно же это веселый дождик. И несколько капелек приглашают вас потанцевать. Свободно разойдитесь по залу. Внимательно смотрите на экран, волшебные капельки подскажут вам движения.
Исполняют танец «Капельки»
М. р. поет припев песни «Листопад» и разбрасывает по залу осенние листья.
М. р. Ребята, посмотрите, какой яркий осенний ковер у нас получился. Я предлагаю взять осенние листочки и потанцевать с ними. Постарайтесь для с листочков найти свои танцевальные движения. Можно танцевать в паре с другими листочками. Представьте себя в образе танцующих на ветру листочков.
Дети исполняют танцевальную импровизацию. Музыкальное сопровождение песня «Листопад».
После танца дети оставляют листочки на паласе и присаживаются на палас среди листочков.
М. р. Сегодня мы с вами поговорили об осени. Как её называют поэты, композиторы, художники. Дети. Волшебница, красавица. Я предлагаю вам в группе нарисовать красками осень такой, какой вы её увидели сегодня в музыке. Мне очень понравилось ваше настроение. Спасибо вам.
Дети и м. р. прощаются музыкально «До свидания!» и уходят в группу.