Светлана Диденко
Конспект НОД «Осеннее космическое путешествие» в разновозрастной группе (5–7 лет) по познавательному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №79 – детский сад комбинированного вида
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Осеннее космическое путешествие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Разновозрастная общеразвивающая группа 5-7
Составила и провела:
воспитатель
Диденко С. А.
Г. Тула
2015г.
Тема. Осеннее космическое путешествие.
Цель: продолжить формировать представления об осени как времени года.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Осеннее космическое путешествие“ в разновозрастной группе (5–7 лет) по познавательному развитию» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Образовательные:
• систематизировать и закреплять знания детей об осени как времени года;
• закрепить знания детей о годовом цикле времен года (для детей 5-6 лет); уточнить знания детей о годовом цикле времен года (для детей 6-7 лет (ОО «Познавательное развитие»);
• расширять словарь детей: затяжной, моросящий, спячка (ОО «Речевое развитие»).
Развивающие :
• развивать личностные качества ребенка: самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, уверенность в себе;
• продолжить формировать навыки коммуникативного общения (ОО «Социально-коммуникативное развитие»);
• развивать диалогическую связную речь,
память, внимание, логическое мышление, наблюдательность; развивать
диалогическую, связную речь (ОО «Речевое развитие») (общие задачи для двух
возрастов);
• формировать начальные умения рефлексии своей деятельности (мне было легко-трудно) (дети 6-7 лет) (ОО «Социально-коммуникативное развитие»);
Воспитательные:
• воспитывать умение видеть и ценить прекрасное в окружающем мире (ОО «Художественно –эстетическое развитие»
• воспитывать любовь к природе, умение работать в команде (ОО «Социально-коммуникативное развитие») (общие задачи для двух возрастов);
Здоровьесберегающие:
• способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы в детском коллективе во время проведения НОД;
• активизировать двигательную активность детей во время проведения НОД (общие задачи, (ОО «Физическое развитие»).
Основная ОО: «Познавательное развитие».
Интеграция ОО: «Эстетически-художественное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно –эстетическое развитие».
Методы и приемы:
Практические: физкультминутка, стихотворение-загадка, моделирование ситуации на логическое мышление, игра-эксперимент, настольная игра «Сезонная одежда», познавательно-речевая логическая задача.
Наглядные: слайды презентации, картинки –опоры.
Словесные: беседа, объяснения воспитателя.
Слуховые: прослушивание музыки.
Виды детская деятельность: игровая, восприятие художественной литературы (загадок, художественного текста логической задачи (автор Виноградова. Ф., коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная (прослушивание отрывков музыкальных произведений, двигательная.
Предварительная работа: наблюдения за осенними изменениями в природе, рассматривание листьев деревьев, произрастающих на территории детского сада, чтение стихотворений об осени разных авторов, рассматривание иллюстраций книг и альбомов с осенними пейзажами.
План НОД:
1. Вводная часть.
Мотивационный момент – создание проблемной ситуации.
2. Основная часть.
• Демонстрация слайдов «Времена года» - уточнение знаний детей о годовой цикличности времен года (для детей 5-6 лет); демонстрация слайдов с осенними пейзажами.
• Демонстрация слайдов – ознакомление с планетами Солнечной системы, с космическими телами – астероидами, звездами.
• Физкультминутка «Приветствие инопланетян»
• Познавательно-исследовательская деятельность детей – сбор информации о признаках осени :
Отгадывание стихотворения-загадки о первом признаке осени –ЛИСТОПАДЕ;
Моделирование ситуации на логическое мышление -определение второго признака осени – ДОЖДЬ;
Игра-эксперимент на выявление признаков осени – ПОНИЖЕНИИ ТЕМПЕРАТУРЫ и УСИЛЕНИИ ВЕТРА;
Настольная игра «Сезонная одежда» ;
Демонстрация слайда с изображением муравейника осенью и беседа с детьми о поведении насекомых и птиц осенью.
Решение логической задачи «Что сказал ежик?» + демонстрация слайдов
3. Подведение итогов НОД.
Оборудование:
Демонстрационный материал: письмо от инопланетян с CD-диском, емкость с водой, детские резиновые сапожки, плащ-дождевик, косынка, ракета, опорные картинки с признаками осени как времени года
Раздаточный материал: набор картинок «Одежда»
Средства ТСО: обучающая презентация «Осеннее космическое путешествие», ноутбук, экран, магитола, запись космической и танцевальной мелодий (авторы не известен)
Длительность:25 мин –для детей 5-6 лет,. 30 мин. – для детей 6-7 лет.
Реализация непосредственно образовательной деятельности
1. Мотивационный момент – создание проблемной ситуации.
Педагог демонстрирует письмо (блестящий конверт в форме шестигранника, которое пришло в детский сад утром, и предлагает детям его открыть. Письмо оказывается необычным – это CD-диск. Дети делают предположения, от кого может быть это письмо. Выясняется, что оно от жителей планеты Труляляндия, которым нужна помощь – на их планете пропало время года ОСЕНЬ.
Дети стоят около воспитателя
2. Демонстрация слайдов «Времена года» - уточнение знаний детей о годовой цикличности времен года (для детей 5-6 лет, демонстрация слайдов с осенними пейзажами.
Перед тем как отправиться в космический полет педагог предлагает вспомнить о годовой последовательности времен года.
После ответов детей воспитатель предлагает полюбоваться осенними пейзажами.
В процессе просмотра отмечается, что осень- очень красивое, разноцветное время года (слайд №1).
Осень бывает ярко- красной (слайд№2)
И солнечно-желтой, золотой (слайд №3)
Дети стоят около воспитателя
3. Демонстрация слайдов – ознакомление с планетами Солнечной системы, с космическими телами – астероидами, звездами + музыкальное сопровождение «Космическая мелодия».
По окончанию просмотра слайдов педагог предлагает детям «отправиться» в космическое путешествие на ракете. Дети садятся на стулья –космические кресла, пристегиваются ремнями безопасности и отправляются в полет. Под звуки космической мелодии начинается демонстрация слайдов с видами планет Солнечной системы. Воспитатель кратко комментирует слайды, отмечая красоту планет.
Дети сидят на стульях, поставленных друг за другом.
После приземления ракеты ребята «выходят» на поверхность Труляляндии.
4. Физкультминутка «Приветствие инопланетян» (выполнение произвольных танцевальные движений под веселую музыку)
Дети располагаются в центре группы в произвольной форме.
5. Познавательно-исследовательская деятельность детей – сбор информации о признаках осени :
Отгадывание стихотворения-загадки о первом признаке осени –ЛИСТОПАДЕ :
Звезды желтые кружатся
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют…листопад.
Детям дается опорная картинка с изображением осеннего листочка.
(Дети располагаются в центре группы в произвольной форме.)
Моделирование ситуации на логическое мышление -определение второго признака осени – ДОЖДЬ.
Воспитатель обращает внимание детей на предметы-подсказки (ёмкость с водой, резиновые сапоги и плащ – дождевик) и предлагает сделать вывод о втором признаке осени – дожде.
Педагог отмечает, что осенние дожди, в отличие от летних, холодные и затяжные.
Детям дается опорная картинка с изображением капель дождя.
(Дети подходят к предметам подсказкам)
Игра-эксперимент на выявление признаков осени – ПОНИЖЕНИИ ТЕМПЕРАТУРЫ и УСИЛЕНИИ ВЕТРА.
Детям предлагается встать в круг. Педагог с помощью платка моделирует дуновение ветра.
Дети делают вывод о том, что осенью начинают дуть холодные ветра, температура воздуха понижается.
Педагог дает опорные картинки с изображением ветра и термометра.
(Дети в круге)
Далее педагог обращает внимание детей, что с наступлением осенних холодов люди одеваются теплее.
Игра «Сезонная одежда»
Цель: закрепление знаний о сезонной осенней одежде; формирование коммуникативных навыков.
Дети делятся на две команды, которым предлагается выбрать из множества картинок с одеждой осенний комплект для девочки и мальчика.
Детям дается опорная картинка с изображением ребенка, одетого по сезону.
(Дети стоят около столов с картинками)
Демонстрация слайда с изображением муравейника осенью и беседа с детьми о поведении насекомых и птиц осенью.
Детям дается опорная картинка с изображением птиц, улетающих в теплые страны и насекомых.
(Дети рядом с воспитателем около экрана)
Решение логической задачи «Что сказал ежик?» + демонстрация слайдов
(автор Виноградова Н. Ф.)
«Каждый по-своему готовится к зиме. Прыгает белка – непоседа. Собирает орехи, жёлуди, рассовывает их по дуплам, по древесным щелкам, вешает на кустики. Целый день работает белка и всё поглядывает на соседа – ежа, который к осени совсем ленивым стал : мало бегает по лесу, не ловит мышей, заберётся в сухие листья да дремлет.
- Почему ты, еж, совсем разленился? – спрашивает белка. – Почему к зиме не готовишься, корм не запасаешь? Зимой есть нечего будет.
Рассмеялся еж и что-то тихо сказал белке».
А вы, ребята, догадались, что сказал ежик? Почему он запасов на зиму не делает? Почему ему грибы и желуди не нужны?
Дети высказывают свои предположения и делают вывод о том, что ежу запасы не нужны, потому что он впадает в спячку, так же как и медведь, барсук. Осенью эти животные усиленно питаются, чтобы накопить жир и благополучно пережить зиму. Но есть животные, которые не спят зимой – это заяц, лиса волк. Мех у них становится гуще и теплее, а заяц меняет и окрас.
Дети получают опорную картинку с изображением диких животных.
(Дети рядом с воспитателем около экрана)
6. Подведение итогов НОД.
Появляется слайд с изображением осени.
Педагог обращает внимание воспитанников на то, что осень на планете Труляляндия наступила, значит все признаки осени найдены.
Слайд с изображением благодарных инопланетян. Дети прощаются со своими друзьями и садятся в ракету и «улетают». После «приземления» обмениваются мнениями о путешествии, подводят итоги деятельности.