Гузель Гатаулова
Конспект НОД по аппликации «Украшение подноса с использованием элементов народной росписи»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД. Образовательная область «Художественное творчество».
Аппликация на тему : «Украшение подноса с использованием элементов народной росписи».
Интеграция образовательных областей :
1. Формирование целостной картины мира – творчество русского народа, история хохломской, городецкой, жостовской росписи, изучение темы «Посуда».
Публикация «Конспект НОД по аппликации „Украшение подноса с использованием элементов народной росписи“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Посуда. Аппликации
- Посуда. Все о посуде для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
2. Познание (исследовательская деятельность, конструирование)– свойства дерева, применение природного материала человеком.
3. Экскурсия – сбор растений для гербария, сравнение с элементами росписи.
4. Рисование (декоративное) – роспись тарелочек по мотивам хохломской росписи, разделочных досок по мотивам городецкой росписи.
5. Коммуникация - рассказывание ребят на тему «Русская матрешка».
Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народного орнамента.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве.
2. Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.
3. Знать некоторые сведения о промысле, характерных признаках, традициях.
4. Различать и называть знакомые предметы разных промыслов с растительным узором (Городец, Хохлома, Жостово, Гжель, их характерные особенности.
5. Закреплять умение вырезать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать на листе круглой формы.
6. Видеть разнообразие материалов (дерево, жесть, фарфор и т. д.).
7. Выделять средства выразительности: элементы узора, их цвет, сочетания, колорит, чередование.
Развивающие:
1. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.
2. Развивать воображение, фантазию творческое восприятие через самостоятельную деятельность.
3. Развивать творческие способности.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к прекрасному, к народному декоративно-прикладному искусству.
2. Закреплять умение работать самостоятельно.
3. Получить эмоциональный отклик на сделанную работу.
Выставка народных промыслов : Гжель-посуда, Хохлома-посуда, Жостовские подносы, Городец – доски, кони.
Предварительная работа.
- Знакомство с предметами народного декоративно-прикладного искусства.
- Рассматривание иллюстраций и образцов с элементами хохломской, городецкой, гжельской, жостовской росписи.
- НОД по изо-деятельности (лепка, аппликация, рисование).
Материалы:
- полоски цветной бумаги;
- клей, клеенка, салфетка, кисточка, подставка для кисточки;
- ножницы;
- силуэты подносов круглой формы.
Ход :
Дети стоят вокруг воспитателя.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы проводим необычное занятие.
Мы с вами идём на экскурсию в выставочный зал, где мы посмотрим работы народных мастеров – умельцев. Посмотрите, здесь собраны игрушки и посуда. Они не простые, их сделали русские мастера из Городца, Гжели, Хохломы и Жостово.
Посмотрите! Это вещи нынче
В гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты
Древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России
Мир преданий и добра
Чтоб сказать, что есть в России
Чудо – люди – мастера!
А вот какие это мастера, вы догадайтесь сами.
Отгадайте-ка загадку.
Загадывает загадку Городец (ребенок).
Из липы доски сделаны,
И прялки, и лошадки
Цветами разрисованы.
Как будто полушалки.
Там лихо скачут всадники,
Жар-птицы ввысь летят.
И точки черно-белые.
На солнышке блестят.
Здесь ромашки и купавки,
Словно капельки росы,
Расцветают здесь розаны
Удивительной красы.
Воспитатель:
- Что же такое Городецкая роспись? Это роспись по дереву. Основной мотив – цветок (розы, розаны, ромашки, купавки, мерцающие «оживкой». Фон не окрашен, имеет цвет дерева. Готовые изделия покрывают лаком.
Загадывает загадку Гжель (ребенок).
Сине-белая посуда,
Расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла
И цветами расцвела:
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.
Воспитатель:
- Что такое Гжель? Гжель – это посуда, сделанная из тонкого белого фарфора, которую расписывают растительным орнаментом синего, голубого цвета.
После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.
Синяя сказка – глазам загляденье;
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель.
Загадывает загадку Хохлома (ребенок).
Разные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьется и цветы
Удивительной красы.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки, как листочки,
Здесь же каждый – золотой.
Красоту такую люди
Называют…
(Хохломой).
Воспитатель:
- Что такое Хохлома? Хохломские изделия изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т. д.
Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (завитки – стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете нет таких соцветий
Всех чудесней наша Хохлома.
Воспитатель:
- Какую роспись мы еще не назвали?
Ребенок:
- Жостовская роспись. Это роспись по железу. Знамениты жостовские подносы.
Железные подносы покрываются черной краской, а затем расписывают различными цветами. В центре цветы крупные, а по краям – поменьше. Каждый поднос разный.
Воспитатель:
- Молодцы. Все росписи вспомнили. При выставочном зале работает мастерская, где вы можете на некоторое время стать мастером и украсить свой поднос цветочным узором. На столах всё необходимое для работы. Дети напоминают о правилах работы с ножницами, клеем, о правильной посадке за столом. Воспитатель напоминает о приемах вырезывания из сложенного листа бумаги, о расположении орнамента на круге-«подносе».
- Мастера, вы можете приступать к работе.
Дети работают. Воспитатель проходит, смотрит, подбадривает, советует.
Под тихую русскую музыку дети работают. В конце занятия изделия мастеров выставляются на выставочный стенд. Дети вместе с воспитателем рассматривают их и любуются ими.