Галина Евгеньевна Тюрина
Детская экспериментально-исследовательская деятельность. Конспект НОД «О дрожалке и пищалке».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать у детей навыки поисково-познавательной деятельности, выявить особенности образования звука и передачи его.
Задачи:
образовательные:
• Формировать навыки исследовательской деятельности.
• Знакомить детей с элементарными понятием «звук».
развивающие:
• Развивать логическое мышление, любознательность и сообразительность.
• Совершенствовать коммуникативные навыки людей.
Публикация «Детская экспериментально-исследовательская деятельность, Конспект НОД „О дрожалке и пищалке“,» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Продукты питания
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
• Стимулировать познавательные способности при помощи эксперементов.
воспитательные:
• Создавать благоприятные условия для развития положительной самооценки детей.
• Поощрять стремление детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Использованные материалы.
• Длинная линейка.
• Спичечные коробки 2 штуки.
• Нитки, 2 тонких палочки.
• Расческа.
• 2 бумажных рупора.
• Бокал на ножке из тонкого стекла.
• Картинки (бегемот, тигр, птицы, мышь, медведь).
• Алгоритм работы со стеклом.
Ход мероприятия.
Сегодня мы будем говорить о звуке. Послушайте стихотворение Дж. Ривза «Шумный Ба-Бах»
В очень громких сапогах
Ходит по лесу ба-бах.
И, услышав этот звук.
В ветках спрятался тук-тук,
На сосну вбежал цок-цок,
В чащу кинулся прыг-скок,
Чик- чирушка в листьях – порх!
Шебуршонок в норку – шорх!
Тихо-тихо все сидят.
И, хихикая, следят.
Как шумит в лесу Ба-бах
В очень громких сапогах.
О каких звуках поэт написал в этом стихотворении?
Скажите, что такое звук?
Это то, что мы слышим.
А как записать звук на бумаге?
Люди придумали буквы.
Как же образуется звук?
Опыт с линейкой.
Линейку положить на стол так, чтобы один конец её свесился со стола и дернуть за него – линейка закачается. Сделать конец покороче и снова дёрнуть - линейка затрясётся быстрее и издаст определенный звук (загудела). Дрожит, значит гудит. Если кончик линейки короткий, линейка дрожит быстро и гудит тонким голосом, а если длинный – гудит сердитым.
Выходит, чем короче конец линейки, тем тоньше звук, а чем длиннее, тем звук сердитее?
А ещё вот что можно придумать. Взять тонкую проволочку зацепить один конец за что-то и слегка натянуть. После этого дернуть проволочку посредине – проволочка загудит. Если натянуть сильнее и дёрнуть, она пискнет тоненько. Натягивая её, то сильнее, то слабее проволочка будет пищать то тонким, то сердитым голосом.
А теперь тихонько прикоснитесь к своему горлышку и назовите своё имя. Чувствуете, горлышко дрожит. Значит, звучат только дрожащие предметы. Посмотрите на картинки животных. Густые сердитые голоса называются - низкими (медведь, бегемот, тигр). Самый низкий мужской голос называется - бас, а женский – контральто.
Тоненькие же голоса называются высокими. Высокие голоса у птиц, мышей.
Самый высокий женский голос – сопрано, мужской – тенор.
Как же передаётся звук?
Я сделала спичечный «телефон».
Делать его очень просто. Взять 2 спичечных коробка, иголку с ниткой, проткнуть донышки обеих коробок иголкой, после этого выдернуть нитку из иголки, а чтобы кончик нитки не выскочил из коробки привязать спичку.
Теперь натянем нитку между коробками и будем разговаривать. Дотроньтесь до ниточки, она дрожит, т. к. по ней бежит звук, когда мы говорим в коробочку, дрожит донышко, от него дрожит нитка, дрожь бежит по нитке на вторую коробочку и заставляет донышко тоже дрожать, и от этого получается звук.
А что дрожит, когда мы разговариваем друг с другом без телефона? Правильно воздух. Когда мы говорим, горло дрожит, от него дрожит воздух, от этого по воздуху, как по воде, бегут волны. Только в воздухе их не видно, а слышно, они и попадают к нам в ухо.
Физкультминутка:
Капля первая упала, кап,
И вторая пробежала, кап,
Мы на небо посмотрели,
Капельки кап, кап запели
Намочились наши лица,
Мы их вытирали
Ножки посмотрите мокрыми стали,
Мы плечами поведем
И все капельки стряхнём.
А теперь посмотрите, как образуется звук в пустом бокале. Вначале я хочу обратить ваше внимание на то, из чего сделан бокал (из стекла).
И я хочу напомнить вам о безопасности работы со стеклом:
Со стеклом будь осторожен
Ведь оно разбиться может,
А разбилось не беда,
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат совок
И для мусора бачок-
В миг осколки соберут
Наши руки сберегут
Показать алгоритм работы со стеклом.
Опыт:
Взять тонкостенный бокал, поставить на стол, левой рукой держать за ножку, а правой, слегка помочив пальцы водой, средним или указательным пальцем начнём водить по краю бокала. Появляется мелодичный звук. Дрожит стекло бокала, воздух внутри колеблется и образует звук.
Звук хорошо распространятся не только в воздухе, но и в воде, а также в металлах.
Из всего сказанного следует сделать вывод. Всё, что «дрожит» или «пищит» издаёт звук. Звук распространяется волнами, поэтому мы его и слышим.
Сегодня мы с вами «изобретём» новую «дрожалку». Это расческа. Посмотрите, дёрнешь за зубчик и она пискнет, только уж больно тихо. Вот если я поднесу к уху расческу, тогда хорошо и громко слышно, беда только в том, что вы плохо слышите. Вот поднесу ко лбу мне слышно, а вам плохо, а вот я к столу поднесу, дёрну, расческа звякнет громко. И всегда, если приложищь расческу к твердому предмету, она пищит громко, а в воздухе – слабо. А вот возьму рупор поднесу к нему расческу, как она пискнула? Да, громко. Так почему с рупором громче получается? Когда зубчик дрожит в воздухе один, он воздух вокруг себя колышит, но зубчик маленький, он мало воздуха колышет, вот звук получается тихий. А вот когда расческу поставим к рупору, он тоже задрожит, а т. к. он большой, то и воздуха колеблет больше, вот и получается звук громче.
А что же получается со столом, дверью?
А теперь проделаем опыт.
Вот представьте вы оказались с рупором в лесу, пошёл дождь, а вам очень захотелось пить. Как выйти из этого положения и утолить жажду? С помощью рупора можно напиться, повернуть широким концом кверху, а узкий к какой-нибудь посуде. В широкий конец рупора попадет сразу много капель и они стекают в узкий. Вот и бежит вода из рупора, как из водопровода. А теперь, ребята, кто понял, почему в рупор лучше слышно? У рупора один конец широкий, звука в него попадает много и весь он собирается в ухе, как в воронке.
Значит у зайца уши тоже два рупора. Ему нужны такие уши, чтобы хорошо слышать в лесу.
Сегодня мы с вами узнали, как сделать звук громче и почему у зайца длинные уши.
А сейчас мы с вами» вернёмся» в весенний лес и послушаем звуки «весеннего леса» (компьютерная запись).