МААМ-картинки

Детская экспериментально-исследовательская деятельность. Конспект НОД «О дрожалке и пищалке». (6 фото)

Галина Евгеньевна Тюрина
Детская экспериментально-исследовательская деятельность. Конспект НОД «О дрожалке и пищалке».
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: формировать у детей навыки поисково-познавательной деятельности, выявить особенности образования звука и передачи его.

Детская экспериментально-исследовательская деятельность. Конспект НОД «О дрожалке и пищалке».

Задачи:

образовательные:

• Формировать навыки исследовательской деятельности.

• Знакомить детей с элементарными понятием «звук».

развивающие:

• Развивать логическое мышление, любознательность и сообразительность.

• Совершенствовать коммуникативные навыки людей.

Публикация «Детская экспериментально-исследовательская деятельность, Конспект НОД „О дрожалке и пищалке“,» размещена в разделах

• Стимулировать познавательные способности при помощи эксперементов.

воспитательные:

• Создавать благоприятные условия для развития положительной самооценки детей.

• Поощрять стремление детей решать познавательные задачи и делать выводы.

Использованные материалы.

• Длинная линейка.

• Спичечные коробки 2 штуки.

• Нитки, 2 тонких палочки.

• Расческа.

• 2 бумажных рупора.

• Бокал на ножке из тонкого стекла.

• Картинки (бегемот, тигр, птицы, мышь, медведь).

• Алгоритм работы со стеклом.

Ход мероприятия.

Сегодня мы будем говорить о звуке. Послушайте стихотворение Дж. Ривза «Шумный Ба-Бах»

В очень громких сапогах

Ходит по лесу ба-бах.

И, услышав этот звук.

В ветках спрятался тук-тук,

На сосну вбежал цок-цок,

В чащу кинулся прыг-скок,

Чик- чирушка в листьях – порх!

Шебуршонок в норку – шорх!

Тихо-тихо все сидят.

И, хихикая, следят.

Как шумит в лесу Ба-бах

В очень громких сапогах.

О каких звуках поэт написал в этом стихотворении?

Скажите, что такое звук?

Это то, что мы слышим.

А как записать звук на бумаге?

Люди придумали буквы.

Как же образуется звук?

Опыт с линейкой.

Линейку положить на стол так, чтобы один конец её свесился со стола и дернуть за него – линейка закачается. Сделать конец покороче и снова дёрнуть - линейка затрясётся быстрее и издаст определенный звук (загудела). Дрожит, значит гудит. Если кончик линейки короткий, линейка дрожит быстро и гудит тонким голосом, а если длинный – гудит сердитым.

Выходит, чем короче конец линейки, тем тоньше звук, а чем длиннее, тем звук сердитее?

Фото «О дрожалке и пищалке»

А ещё вот что можно придумать. Взять тонкую проволочку зацепить один конец за что-то и слегка натянуть. После этого дернуть проволочку посредине – проволочка загудит. Если натянуть сильнее и дёрнуть, она пискнет тоненько. Натягивая её, то сильнее, то слабее проволочка будет пищать то тонким, то сердитым голосом.

Детская экспериментально-исследовательская деятельность. Конспект НОД . - фото

А теперь тихонько прикоснитесь к своему горлышку и назовите своё имя. Чувствуете, горлышко дрожит. Значит, звучат только дрожащие предметы. Посмотрите на картинки животных. Густые сердитые голоса называются - низкими (медведь, бегемот, тигр). Самый низкий мужской голос называется - бас, а женский – контральто.

Тоненькие же голоса называются высокими. Высокие голоса у птиц, мышей.

Самый высокий женский голос – сопрано, мужской – тенор.

Как же передаётся звук?

Я сделала спичечный «телефон».

Делать его очень просто. Взять 2 спичечных коробка, иголку с ниткой, проткнуть донышки обеих коробок иголкой, после этого выдернуть нитку из иголки, а чтобы кончик нитки не выскочил из коробки привязать спичку.

Фото №1 Цель формировать у детей навыки поисково познавательной деятельности выявить особенности образования звука и передачи его

Теперь натянем нитку между коробками и будем разговаривать. Дотроньтесь до ниточки, она дрожит, т. к. по ней бежит звук, когда мы говорим в коробочку, дрожит донышко, от него дрожит нитка, дрожь бежит по нитке на вторую коробочку и заставляет донышко тоже дрожать, и от этого получается звук.

А что дрожит, когда мы разговариваем друг с другом без телефона? Правильно воздух. Когда мы говорим, горло дрожит, от него дрожит воздух, от этого по воздуху, как по воде, бегут волны. Только в воздухе их не видно, а слышно, они и попадают к нам в ухо.

Физкультминутка:

Капля первая упала, кап,

И вторая пробежала, кап,

Мы на небо посмотрели,

Капельки кап, кап запели

Намочились наши лица,

Мы их вытирали

Ножки посмотрите мокрыми стали,

Мы плечами поведем

И все капельки стряхнём.

А теперь посмотрите, как образуется звук в пустом бокале. Вначале я хочу обратить ваше внимание на то, из чего сделан бокал (из стекла).

И я хочу напомнить вам о безопасности работы со стеклом:

Со стеклом будь осторожен

Ведь оно разбиться может,

А разбилось не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат совок

И для мусора бачок-

В миг осколки соберут

Наши руки сберегут

Показать алгоритм работы со стеклом.

Опыт:

Взять тонкостенный бокал, поставить на стол, левой рукой держать за ножку, а правой, слегка помочив пальцы водой, средним или указательным пальцем начнём водить по краю бокала. Появляется мелодичный звук. Дрожит стекло бокала, воздух внутри колеблется и образует звук.

Звук хорошо распространятся не только в воздухе, но и в воде, а также в металлах.

Из всего сказанного следует сделать вывод. Всё, что «дрожит» или «пищит» издаёт звук. Звук распространяется волнами, поэтому мы его и слышим.

Сегодня мы с вами «изобретём» новую «дрожалку». Это расческа. Посмотрите, дёрнешь за зубчик и она пискнет, только уж больно тихо. Вот если я поднесу к уху расческу, тогда хорошо и громко слышно, беда только в том, что вы плохо слышите. Вот поднесу ко лбу мне слышно, а вам плохо, а вот я к столу поднесу, дёрну, расческа звякнет громко. И всегда, если приложищь расческу к твердому предмету, она пищит громко, а в воздухе – слабо. А вот возьму рупор поднесу к нему расческу, как она пискнула? Да, громко. Так почему с рупором громче получается? Когда зубчик дрожит в воздухе один, он воздух вокруг себя колышит, но зубчик маленький, он мало воздуха колышет, вот звук получается тихий. А вот когда расческу поставим к рупору, он тоже задрожит, а т. к. он большой, то и воздуха колеблет больше, вот и получается звук громче.

А что же получается со столом, дверью?

Фото №2 Задачи образовательные Формировать навыки

А теперь проделаем опыт.

Вот представьте вы оказались с рупором в лесу, пошёл дождь, а вам очень захотелось пить. Как выйти из этого положения и утолить жажду? С помощью рупора можно напиться, повернуть широким концом кверху, а узкий к какой-нибудь посуде. В широкий конец рупора попадет сразу много капель и они стекают в узкий. Вот и бежит вода из рупора, как из водопровода. А теперь, ребята, кто понял, почему в рупор лучше слышно? У рупора один конец широкий, звука в него попадает много и весь он собирается в ухе, как в воронке.

Фото №3 Исследовательская деятельность исследовательской деятельности

Значит у зайца уши тоже два рупора. Ему нужны такие уши, чтобы хорошо слышать в лесу.

Сегодня мы с вами узнали, как сделать звук громче и почему у зайца длинные уши.

А сейчас мы с вами» вернёмся» в весенний лес и послушаем звуки «весеннего леса» (компьютерная запись).

Публикации по теме:

«Наш огород». Наблюдения за ростом и развитием растений Представленна презентация на тему "Наш огород" из цикла "Огород на окне"в старшей логопедической группе (от 6 до 7 лет). "У ворот шумит.

Организация совместной деятельности с детьми через технологию проектирования игротек. .

Автор публикации:
Детская экспериментально-исследовательская деятельность. Конспект НОД «О дрожалке и пищалке».
Опубликовано: 29 сентября 2013 в 18:52
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детская экспериментально-исследовательская деятельность. Конспект НОД «О дрожалке и пищалке».» (включая файлы) размещена пользователем Галина Евгеньевна Тюрина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД