Лусине Айвазян
Конспект НОД о блокаде Ленинграда
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - расширять представления детей о блокаде Ленинграда.
Задачи:
- развивать представления об организации жизни и быта взрослых и детей во
время войны;
- расширять знания детей об истории города – героя Ленинграда, о героизме
людей, детей переживших блокаду;
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к прошлому своего народа,
чувства гордости и эмоционального сопереживания.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,
Публикация «Конспект НОД о блокаде Ленинграда» размещена в разделах
«Социализация».
Предварительная работа:
1. Разучивание стихотворений о блокаде.
2. Слушание песни о ленинградских мальчишках.
Демонстрационный материал:
1. Презентация о блокаде Ленинграда.
2. Картинки о войне.
Ход занятия:
- Наше с вами занятие посвящено Дню снятия блокады Ленинграда,
которое отмечал наш город 27 января. Это очень памятная дата для
Ленинграда
-А кто мне скажет, как назывался наш город во время войны?
-Молодцы, Ленинград, а жители назывались ленинградцами.
-Много испытаний было у прекрасного города: наводнения, пожары, но эта
война самое страшное испытание.
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась
в мирную жизнь ленинградцев и жители стали работать для фронта.
- Ребята, давайте посмотрим как выглядит наш город на карте.
- До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и
детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры,
музеи. Но пришла война, и очень скоро враги оказались рядом
с Ленинградом. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город,
полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда
он решил задушить город блокадой. Немцы окружили город, перекрыли все
выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город
не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество,
всеми силами защищали город.
- Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города
(звучит песня «вставай страна») В начале войны была написана эта песня,
которая звала народ на борьбу.
- Вот и тогда все встали на защиту города. В город перестало поступать
продовольствие, отключили свет, отопление, воду…
Наступила холодная зима…Наступили страшные блокадные дни…
Их было 900…это почти 2,5года. Норма хлеба снизилась в 5раз, вот такой
кусочек хлеба давали жителю блокадного Ленинграда -
125грамм (показать детям кусок хлеба). И всё, только вода.
- Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки –
маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но
даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они
сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили
на реку Нева.
Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при
бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было
видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали
и бомбили по ночам.
Дети: 1. В войну солдаты город защищали,
Чтоб жить в родной Отчизне мы могли.
За нас с тобою жизнь отдали,
Чтоб в мире больше не было войны.
2. Кружился снег, а город наш бомбили
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили,
Чтоб мирной стала каждая зима!
- Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда
люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).
А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома
(звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца,
Говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни
звук метронома не затихал ни на минуту. Все 900 дней и ночей он сообщал о
том, что город живет, дышит, что Ленинград не сдался.
- Жизнь в городе с каждым днем становилась труднее. Единственной
возможностью для выживания стало Ладожское озеро (показ картин). По
этой дороге под обстрелом противника перевозили хлеб в город, а обратно
вывозили детей и стариков. Поэтому этот путь назвали «Дорога жизни». А
весной поездки по льду были опасны, машины проваливались под лед.
Дети: 3. Наш город назывался Ленинградом,
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
4. Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.
- Ленинград был отрезан от большой земли. В городе оставались
В основном женщины, старики и дети. Все кто мог держать оружие ушли на
фронт. На заводах работали даже дети- школьники.
В то тяжелое время продолжали учиться дети, работали филармонии,
проходили концерты. И это тоже был подвиг, так давали фашистам понять,
что город живет.
- В осажденном городе впервые исполнили «великую седьмую
симфонию» Дмитрия Шостаковича. (звучит симфония) Её ещё
называют Ленинградскую, её композитор сочинял в блокадном городе, как
ответ немецкому нашествию. Эта симфония стала символом победы в
Великой Отечественной войне.
- Мы с вами под музыку этой симфонии посмотрим презентацию о блокаде.
(Просмотр презентации о блокаде).
В январе 1943 года наши войска перешли в наступление, а 27 января 1944
года город был освобожден от блокады.
- Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить
подвиг защитников.
На Пискаревском кладбище, у братской могилы горит Вечный огонь. Люди
приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной
жизнью.
Дети: 5. На Невском проспекте есть надпись одна,
И трудно сейчас нам поверить,
Что именно эта была сторона
Опасной при артобстреле.
6. Зачем эту надпись наш город хранит?
Чтоб взрослые знали и дети:
«Ничто не забыто. Никто не забыт!»
Чтоб помнили все строчки эти.
- Ребята, а мы с вами должны помнить о тех кто нас защищал.