Любовь Гарли
Конспект НОД по познавательному развитию «Прогулка по Летнему саду».
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Прогулка по Летнему саду»
Участники: дошкольники 6 -7 лет
Количество детей: 10 человек
Длительность: 30-35 мин.
Педагогический замысел:
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Задачи:
• способствовать формированию у детей познавательного интереса к родному городу; расширять представления детей о достопримечательностях Санкт – Петербурга;
• способствовать освоению исследовательской деятельности;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Прогулка по Летнему саду“,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Летние прогулки и наблюдения
- Лето
- Лето. Конспекты занятий на тему Лета
- Темочки
• содействовать развитию логического мышления; установлению причинно-следственных связей;
• развивать навыки учебной деятельности (в ориентировании по словесному заданию)
• содействовать развитию у детей устойчивого внимания в процессе выполнения заданий на наглядной и звуковой основе.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
• формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками;
• расширять представления детей о деятельности людей для благоустройства и украшения нашего города;
• воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему.
Образовательная область: «Физическое развитие»
Задачи:
• способствовать овладению элементарными нормами и провилами здорового образа жизни (при формировании полезных привычек).
Образовательная область: «Речевое развитие»
Задачи:
• обогащать словарь детей словами, специфичными для садово-парковой архитектуры;
• способствовать развитию у детей речи – доказательства.
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»
Задачи:
• развивать навыки в рисовании, умение подбирать подходящие для раскрытия своего замысла материалы;;
• способствовать развитию у детей творческого воображения.
Предварительная работа.
С детьми проведены беседы об истории Санкт-Петербурга, чтение книг о Санкт-Петербурге, рассматривание иллюстраций достопримечательностей города, дидактические и настольно-печатные игры на тему.
В НОД использованы: экспериментирование, обследование предмета, ориентирование по словесному заданию, отгадывание загадок, складывание пазла, вопросы к детям, разгадывание ребусов, виртуальная экскурсия по Летнему саду, физкультминутка, гимнастика для глаз, рисование
Ход совместной деятельности.
Воспитатель. Ребята, я хочу вам показать интересную находку (показывает пластиковую бутылку). Ее нашли в море. Что это? (Ответ детей) Интересно, плавала она или лежала на дне моря, когда ее нашли? (Ответы детей). Я предлагаю проверить это на опыте. Вот наше море (емкость с водой, вот бутылка. Кто смелый – кладет бутылку в воду. Что мы видим? (Ответ детей: «Она плавает»). А у меня точно такая же бутылка утонула (окунаю другую бутылку в воду). Почему? (Дети доказывают, что закрытая бутылка плавает, потому что в ней воздух, который легче воды).
Но рассмотрим нашу находку. Какая она? (Ответы детей). Может в ней волшебный джин? Откроем бутылку. Джина нет, но есть таинственная записка. Кто может читать, читайте.
ИДИТЕ ОТ ЧИСЛА 10 ДО 1.
В КОНЦЕ ПУТИ ИЩИТЕ книгу
Дети находят книгу.
Воспитатель: Ребята это том со стихами А. С. Пушкина,здесь и страница заложена. Слушайте внимательно:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид.
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит.
О каком творении Петра написал А. С. Пушкин эти строки (Ответ детей)
Царь Петр решил строить город европейский: с красивыми домами, с прямыми широкими улицами,сделать Санкт-Петербург столицей своего государства. Царь был за границей и видел красоту королевских дворцов и парков. Уже через год, как началось строительство Петропавловкой крепости на Заячьем острове, Петр распорядился о строительстве регулярного сада на левом берегу Невы напротив своего первого домика. План сада был нарисован самим царем. Место он выбрал интересное. Сейчас мы с вами его смоделируем. Но сделать это можно, если угадать названия рек и каналов, окружающих этот сад. (Детям предлагаются зашифрованные изображения рек и пазл «Модель Летнего сада». (Дети выполняют задание).
Воспитатель. Кто знает, как называется часть суши, окруженная со всех сторон водой. Если не знаете, то воспользуйтесь подсказкой : расположите буквы по порядку и прочтёте это слово.
В О О С Р Т
6 1 5 2 4 3
Дети отгадывают слово "остров".
Воспитатель. Огромную работу предстояло проделать на этом острове прежде, чем увидеть здесь сад. По вашему мнению, что надо было сделать, чтобы получить красивый сад? (Дети отвечают). Царь приказал привезти саженцы деревьев из разных мест. Угадайте по листьям эти деревья (Проводится игра «С какого дерева лист»). А цветы приказал сажать однолетние, их еще называли «летниками», отсюда и название сада, догадались? От слова «лето» (дети называют). Петр I хотел устроить сад «лучше, чем у французского короля в Версале».
В Летнем саду на аллеях, как по линеечке, стояли ровно подстриженные кусты, деревья и даже зеленые лабиринты. А среди них – привезенные из Италии мраморные статуи персонажей античной мифологии, греческих и римских императоров, ученых и философов древнего мира. А еще в Летнем саду работали фонтаны. Где же брали для них воду? Угадайте название этой реки.
Протекая недалеко,
Не велика,не мала,
Той воды не пожалела
Речка добрая дала.
-Мне воды совсем не жалко,-
Говорит река…
Дети угадывают - Фонтанка
Давайте с вами тоже сделаем фонтанчики. Разделитесь по два человека. Один берет бутылку отверстием вверх (это канал, откуда течет вода в трубы фонтана, другой ребенок у трубки поднимает конец. Я (Нева) лью воду в канал, и она поступает в трубу для фонтана. А теперь догадайтесь, как сделать, чтобы из трубки появился фонтан (бутылку не двигаем, потому что реку не двигают).(Если трубку опустить ниже бутылки, появится фонтан, если поднять выше – прекратится). В Летнем саду были устроены фонтаны- шутихи, которые неожиданно обдавали гостей водой во время знаменитых петровских ассамблей и различных празднеств.
А сейчас мы с вами совершим виртуальную экскурсию в Летний сад (детям демонстрируются слайды с синхронным объяснением).
Петр I хотел устроить сад «лучше, чем у французского короля в Версале».Из Франции он пригласил архитектора Ж. Б. Леблона.
На картинке видно, как распланирована территория сада: различные аллеи (это специально устроенные дорожки в парке, крытые дорожки, боскеты, пруды и строения.
Боскет — замкнутый участок парка правильной геометрической формы со стрижеными деревьями и кустарниками В боскетах размещают также фонтан, цветник, небольшой бассейн.
Далее представлены фото:
Аллеи Летнего сада
Летний сад украшают крытые дорожки,беседки,цветники, газоны со скульптурами.
Благодаря коллекции скульптур, царь желал ознакомить своих придворных с мифологией, античным искусством, привить художественный вкус.
На протяжении многих лет после Петра I императоры России собирали коллекцию скульптур для Летнего сада.
Летний сад украшают великолепные фонтаны. «Гербовый» фонтан»
Фонтан «Царицын»
Фонтан «Пирамида»
Фонтан «Коронный»
Петр I называл Летний сад своим «огородом».
Говорят сам царь сажал картошку, которую привез в Россию из Голландии. Оттуда же он привез и подсолнух. Здесь были грядки с овощами и теплицы. Как вы думаете, какие овощи выращивали на царском огороде? («Дети отвечают) В отличие от европейских парков в Летнем саду росли и фруктовые деревья. А какие фрукты растут в нашем климате? (Ответы детей) Царь распорядился, чтобы в Летнем саду был устроен птичий двор. В нем жили не только птицы (черные аисты, орлы, журавли, различные редкие породы птиц, но и редкие породы животных (дикобраз, черно-бурая лисиц, соболи и прочие). На птичьем дворе была и голубятня. В ней содержались голуби самых разных и редких пород Еще в петровские времена в южной части парка был вырыт Карпиев пруд, в котором разводили карпов. Кроме рыб здесь жил и ручной тюлень.
Кроме Карпиева пруда был устроен и Менажерийный пруд В центре пруда устроили небольшой островок с беседкой, куда на лодке перевозили царя, когда ему хотелось побыть одному. Этот пруд был построен для разнообразных водоплавающих птиц. : уток, гусей и других птиц редких пород. Вокруг пруда для них поставили восемь домиков.
В Летнем саду были построены кофейный и чайный домики. Кофейный домик раньше был кофейней, а теперь там выставочный зал.
Но главным строением в Летним саду является Летний дворец. где царь жил со своей семьей в теплое время года и принимал в нем гостей. Строил дворец любимый архитектор царя Доменико Трезини. Дворец этот имеет два этажа. Наверху жила царица с детьми, а внизу сам царь. Здесь у него были тронный зал и мастерская. В ней стояли станки. Царь Петр был мастер на все руки: пилил, строгал, ковал железо, точил на станке разные вещи из дерева и кости.
Далее представлены фото:
С разных сторон Летний сад огорожен красивыми решетками
Это - решетка Летнего сада.
Южные ворота Летнего сада со стороны Мойки
со стороны Лебяжьей канавки
Ажурная решетка этих ворот повторяет рисунок решетки Михайловского сада, расположенного напротив через р. Мойку
Это решетка Летнего сада со стороны Невы.
Рассказывают, что однажды приплыл из Англии один знатный человек. Его корабль бросил якорь на Неве у Летнего сада. Всю ночь путешественник любовался чудесной оградой. А утром отправился домой, сказав, что самое прекрасное он уже видел.
А это памятник И. А. Крылову, великому русскому баснописцу
Это первый монумент, посвященный литератору в России. Скульптор П. Клодт изобразил баснописца задумавшимся над книгой. На постаменте барельефы с известными героями крыловских басен.
Баснописец Крылов, баснописец Крылов.
Он в саду среди кленов сидит и дубов,
А вокруг него звери и птицы:
Волки, цапли, медведь и лисицы.
Что за памятник чудный поставлен ему!
Было б скучно Крылову сидеть одному,
Днем и ночью с раскрытою книжкой,
Но не скучно с козой и мартышкой!
Мы из сада уйдем, а лиса и медведь
Танцевать будут, прыгать вокруг него, петь.
На плечо к нему голубь присядет,
И Крылов его тихо погладит.
Гимнастика для глаз. .
Возле этого памятника есть скамьи, на которых можно посидеть, отдохнуть. Представим себе, что и мы там сидим,а возле нас летают воробьи. Люди здесь кормят воробьев, и они людей не боятся. Будем наблюдать за птичками только глазками, не поворачивая головы и сидя с ровными спинами. Воробей сидит на кустике слева, вот он перелетает на куст справа, потом садится на верхние ветки дерева, а оттуда слетает на землю поклевать крошек. Шустрый воробышек повторяет свой путь, а затем улетает от нас, Проводим его глазками, посмотрим вдаль. А теперь пройдемся с вами по аллеям с яркими цветами и представим, как разговаривают между собой цветы.
Физкультминутка.
Говорит цветку цветок:
(Дети поднимают и опускают руки).
«Подними-ка свой листок.
Выйди на дорожку
(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)
Да притопни ножкой
Да головкой покачай,
(Вращение головой).
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка-
(Наклоны).
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся
(Встряхивания кистями рук).
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе.
Ребята, а какие цветы вы бы посадили в Летнем саду? Нарисуйте их, можно нарисовать красивые клумбы с цветами. Садитесь за столы. Для рисования вам все приготовлено. (Дети рисуют цветы, клумбы с цветами, затем составляют красивый газон). Воспитатель. Молодцы, ребята, постарались для нашего старинного сада. Ваши цветы стали еще одним украшением Летнего сада. Все правители, жившие после ПетраI,старались украсить этот сад. А какой царь и чем украсил первый парк в нашей стране, и как берегли его в дни войны, и как заботятся о нем в наше время вы можете вместе со своими родителями узнать из книг в библиотеке или из интернета. А когда придёте в детский сад, то расскажите об этом своим друзьям.
Планируемый результат:
-устойчивость внимания в процессе выполнения заданий на наглядной и звуковой основе: - упорядочение представлений о Летнем саде в Санкт-Петербурге; - закрепление представлений о фруктах и овощах, произрастающих в нашем климате; - приобретение навыков в экспериментировании; - обогащение словаря детей словами, специфичными для садово-парковой архитектуры - готовность детей к совместной деятельности со сверстниками.
Дальнейшая работа:
-продолжение знакомства с городом;
-содействие формированию у детей познавательной деятельности;
-организация экскурсий в музеи города;
-содействие развитию детского творчества.