Райхан Аббясова
Конспект НОД «Наши пернатые друзья» в старшей группе
▼ Скачать +Заказ
Конспект НОД в старшей группе.
Тема: «Наши пернатые друзья» Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель. Развивать у детей познавательный интерес к живой природе, природе родного края, птицам. Вызывать у детей желание помогать птицам, особенно зимующим. Продолжать развивать и закреплять знания о перелетных и зимующих птицах родного края.
Публикация «Конспект НОД „Наши пернатые друзья“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Задачи. Воспитывать доброе отношение к птицам, желание ухаживать за ними. Уточнять и расширять представления детей о птицах, об их частях тела, о среде обитания. Познакомить детей с понятием «Перелетные птицы», «Зимующие птицы». Активизировать словарь детей по теме «Птицы». Создать представление у детей о значении подкормки для зимующих птиц. Способствовать формированию заботливого отношения к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях. Умение экспериментировать, делать выводы, развивать мелкую моторику, творческие способности детей. Обогащать словарный запас детей.
Оборудование: изображение птиц, следов, кегли, бумага для эксперимента, ковёр «Фиолетовый лес», корм для птиц, аудио запись «Голоса птиц», макеты деревьев.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с птицами, наблюдение на прогулке за птицами, чтение книги В. Бианки «Повести и рассказы о природе», «Наши птицы», заучивание стихов о птицах, просмотр презентации о птицах. Дидактические игры и упражнения, речевые игры, экскурсии в парк.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Какое сейчас время года? А погода какая?
Воспитатель читает детям стихотворение М. В. Титовой «Осенняя пора»
Наступили холода, скоро к нам придёт зима.
И птицы – наши верные друзья, улетели в тёплые края.
2. Беседа.
- О каких птицах (зимующих или перелётных) говорится в стихотворении?
- Ребята, скажите, а почему птиц называют перелётными? (Воспитатель выслушивает ответы детей и обобщает их.)
- Совершенно верно, перелётные птицы – это птицы, которые половину года проводят с нами, а на вторую половину года покидают нас, отправляясь в другие тёплые страны.
- Почему перелётные птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей).
- Правильно, все эти птицы питаются насекомыми, но осенью насекомые исчезают, водоёмы замерзают, птицы лишаются основного корма и улетают в тёплые края.
Сегодня утром у окна я обнаружила птенца, а в клюве у него письмо, давайте вместе прочтём его. «Здравствуйте, дорогие ребята, меня к вам отправили друзья. Настали холода и многие пернатые улетели в тёплые края, потому что здесь птицы не могут найти себе корм. Весной они вернутся. А чтобы узнать, какие это птицы, отгадайте загадки.
1. Я в скворечнике живу, песни звонкие пою. (Скворец)
2. Под крышей я леплю гнездо из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно пуховую перину. (Ласточка)
3. Всех прелестных птиц черней, чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне, вскачь, а зовется птица… (Грач.)
4. Клином печальным в небесной дали с криком прощальным летят… (Журавли)
- Молодцы, правильно угадали загадки и назвали перелётных птиц. А сейчас послушайте стихотворение «Птицы зимой» о других птицах, которые не улетают, а остаются с нами зимовать (читает ребёнок)
Сначала падает снежок
На землю тихо, как пушок,
Потом мороз лютует.
А воробьи, синицы
И все другие птицы –
Как они зимуют?
Зимою птицам холодно,
Тоскливо очень, голодно.
Порой терпеть невмочь.
А люди всемогущие,
В тепле всегда живущие,
Должны ли им помочь?
- Как вы считаете должны ли люди помогать птицам зимой? (Ответы детей)
- Правильно, конечно, должны. Зима очень сложное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Птицы не могут найти корм под снегом. А когда птицы голодные, они мёрзнут и могут погибнуть. Поэтому голод для птиц зимой страшнее холода. Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей)
- Правильно птиц нужно подкармливать.
Зёрнами, салом и хлеба горбушкой
Птиц угощает зимою… (Кормушка)
Стихотворение «Покормите птиц» А. Яшин. (читает воспитатель) :
Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.
Не богаты их корма. Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна будет им зима.
Сколько гибнет их — не счесть, видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.
Разве можно забывать: улететь могли,
А остались зимовать заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну.
- О чем говорится в стихотворении? Чем нужно подкармливать птиц?
- У нас в детском саду на участках развешаны кормушки, чтобы подкармливать птиц зимой. Сегодня на прогулке мы подкормим птиц, давайте выберем, чем их можем подкормить.
Дети подходят к столу, на котором расположены тарелки с семенами, крошками хлеба, пуговицы, крупа, сало, плоды рябины, мелкие детали от конструктора…
- Молодцы, вы правильно выбрали корм. Давайте отдохнём и сделаем физминутку.
Физминутка
Вьюга веет над полями (руки вверх, покачивание)
Над горами и лесами (руки на поясе)
Вправо, влево посмотри (повороты вправо и влево)
Сидят на ветках снегири (машут руками)
Очень холодно зимой (ежатся)
Птицам хочется домой (приседают)
Мы покормим снегирей (пальцами рук стучат по коленкам)
Птицам будет веселей (подпрыгивание на двух ногах, на месте)
Дидактическая игра «Что за птица?»
Воспитатель подводит детей к доске с картинками, показывая кормушку.
- Ребята, здесь картинки с изображением птиц, а в нашей кормушке крошки хлеба, сало, семечки и ветка рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это? (воробьи) (ответы детей, выбирают картинку с изображением птицы)
- На следующий день прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не тронули, но сало и семечки склевали. Кто это? (синички) (ответы детей, выбирают картинку с изображением птицы).
- Следом прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками, с белой полосой на темно-синих крыльях. Они сидели склевали ягоды рябины. Кто это? (снегири) (ответы детей, выбирают картинку с изображением птицы).
- А здесь на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Сама птица черная, бока белые и длинный черный хвост. Птицы съели крошки и семечки, склевали крупу. Кто обедал на кормушке? (сороки) (ответы детей, выбирают картинку с изображением птицы).
- Ребята, как вы считаете, если птицы зимой не улетают в тёплые края, а остаются зимовать с нами, как их можно назвать? (Зимующие).
- Правильно.
1. Посмотрите, на столах конверты. А в них пазлы, их надо собрать и посмотреть, что там изображено, а так же картинки-раскраски, может надо что-то докрасить? Садитесь за столы и выберите одно, что вам больше нравится: раскраски или пазлы. Докрасьте нужным цветом то, что вы считаете нужным. (красную грудку снегиря, жёлтую грудку синички, красные ноги аиста, красную шапочку дятла, … Дети собирают пазлы, докрашивают разноцветными карандашами грудки, крылья, хвост, клюв).
- А сейчас мы поиграем в игру «Улетают – не улетают»
Я буду называть птиц. Если назову перелётную – вы «летаете» по группе, если зимующую – подлетаете к кормушке и «клюёте крошки».
- Молодцы, вы были внимательны. Посмотрите на картинки, что вы докрасили карандашами? (части тела птиц)
-Правильно. Что есть у птицы? (голова, клюв, хвост,.)
Какие части тела помогают летать? (крылья и хвост)
Как птицы передвигаются? (летают, прыгают, ходят)
А человек тоже ходит, может прыгать, а летать может? (Нет)
Нужно провести эксперимент. Вы любите экспериментировать? (Да).
Предлагаю пройти в “Лесную лабораторию”. Чтобы туда дойти, нам нужно найти следы птиц, перейти через ручей и не замочить ноги.
(Воспитатель расставляет кегли, дети обходят их, став на носки, руки на поясе).
Экспериментальная деятельность
Дети подходят к столу.
- Когда птица летит, что она делает? Дети: она раскрывает крылья.
- Ребята, представьте, что лист бумаги это раскрытые крылья, а смятый лист - сложенные крылья.
(Воспитатель берет лист бумаги, мнет его. Затем берёт смятый лист бумаги, бросает на пол, то же самое делает с ровным листом, дети повторяют).
- Какой лист бумаги летит дольше? Почему?
Дети: ровный лист бумаги летит дольше, а смятый сразу падает.
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: Птице помогают летать раскрытые крылья, если птица закроет крылья, то сразу упадет на землю, как камень.
- А сейчас мы поиграем и узнаем: как вы запомнили перелётных и зимующих птиц?
Игра «Найди свой дом». Правила игры.
- Каждый берёт карточку с изображением птицы и бегает по поляне. Я произношу «стоп», а вы в зависимости от того, какая птица изображена на карточке, встаёте рядом с символом. На Фиолетовом ковре 2 дерева: «зимнее» и «весеннее». На «зимнее» дерево вешаете карточки с зимующими птицами, на «весеннее» - с перелётными.
- Молодцы, вы были внимательны.
- Скажите, как вы думаете, для чего нужны птицы? (Ответы детей)
- Что может случиться, если птицы вдруг исчезнут?
- Что вам больше всего запомнилось на занятии?