МААМ-картинки

Конспект НОД «Народная игрушка — деревянная игрушка» (3 фото)

Нина Александровна Беспорочная
Конспект НОД «Народная игрушка — деревянная игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД

«Народная игрушка — деревянная игрушка»

знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой

Цель: Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства.

Публикация «Конспект НОД „Народная игрушка — деревянная игрушка“» размещена в разделах

Воспитательные задачи: Учить проявлять доброту, отзывчивость, чувство национальной гордости; закрепить правила изготовления плоскостной игрушки – матрёшки; расширять знания детей о народной культуре.

Развивающие задачи: Развивать наблюдательность, зрительную память, воображение, познавательную и творческую активность детей; интерес детей к народному творчеству.

Обучающие задачи: Обучать детей видам народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы – семеновская, полхов – майдановская). Формировать навыки и умения наблюдать за происходящим вокруг. Закрепить представления о русских народных промыслах, об изготовлении народной игрушки из дерева. Воспитывать эстетический вкус.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие «ФМП»; Художественно-эстетическое развитие «Рисование», «Музыка»; Социально-коммуникативное развитие «Безопасность», «Социализация»; Речевое развитие.

Предварительная работа: Знакомство с разными видами народно декоративно – прикладного искусства. Игра в посещение музея матрешек. Рассматривание, обследование и сравнение матрешек. Дидактические игры с пяти и семиместными матрешками. Чтение и заучивание произведений устного народного творчества (потешки, загадки, слушание музыкальных фольклорных композиций, просмотр видеоролика «Как изготовляют матрёшек».

Словарная работа: Остановить внимание детей на слова; токарь, мастер, художник, заготовка.

Методические приё мы: Художественное слово, сюрпризные моменты, взаимодействие со сказочными персонажами, игры.

Оборудование: Деревянная игрушка матрешка, картинки с изображением разных матрешек, силуэт матрешки, гуашь, кисточки. Игровые карточки «Собери матрёшку из двух половинок». Слайды с изображением матрёшек. Листы белой бумаги одного размера и формата для составления коллективного альбома, гуашевые краски, тонкие кисточки, банки с водой, палитры, салфетки бумажные и матерчатые, обложка для коллективного альбома «Деревянная игрушка», шаблоны матрешки

Ход мероприятия (слайд № 1)

Дети входят в зал и рассаживаются.

Входит бабушка Арина

бабушка Арина: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! Садитесь поудобнее, начнем разговор. Поговорить я с вами хочу сегодня о добре. Кто объяснит, что такое добро? (слайд № 2)

( В ходе беседы делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.)

бабушка Арина: Ребята, а я сегодня к вам пришла не с пустыми руками. (Показывает красивый сундук). Сундук этот подарила мне моя матушка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его – он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю – береги!» Вот я и берегу! Старенький сундук, уж 200 лет ему, а может и больше. Как вы думаете, детки, что в нем? (Предположения детей.) А хотите заглянуть? Но прежде отгадайте загадку.

Загадка.

Красные щёчки,

Пёстрые платочки,

Хлопают в ладошки

Весёлые (матрёшки). (слайд № 3)

(Несколько детей вместе с бабушкой Ариной открывают сундук.)

бабушка Арина: Ой, да здесь матрешки, да какие красивые! (слайд № 4)Для чего этих матрешек сделали? Чтобы деткам играть, развлекаться, ума набираться.

Физкультминутка. Веселые матрешки (слайд № 5)

Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши)

Ладушки, ладушки (повороты туловища направо, налево) .

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки (руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги) .

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки. (повороты туловища направо, налево) .

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки (два хлопка слева и справа). Повторить 2–3 раза.

(Дети присели на свои места)

бабушка Арина: В Подмосковье есть город Сергиев Посад. (слад № 6) Вот там и смастерили первую матрешку. Мастер сделал из дерева разбирающуюся куклу – получилась розовощекая девочка, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде, в платке с цветами. Правой рукой она прижимала черного петуха. Назвали ее Матрешкой. (слайд № 7)В этом же городе есть старинный музей игрушки.

Демонстрируются образцы деревянной игрушки, выполненной в характерной для Сергиева Посада манере («барыня», гусар» из трехгранной чурки).

(слайд № 8)

бабушка Арина: Мастера-резчики вырезали фигурки людей из деревянных чурок. (слайд № 9) А брали для этого березу, липу и осину. (слайд № 10) Затем другие мастера – «красили» - покрывали игрушки разноцветными красками. (слайд № 11) Так появились на свет гусары с подзорными трубами и саблями, важные дамы. (слайд № 12, 13)

Игра «Матрёшечка - матрёшка» (слайд № 14)

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой.

Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни «Колпачок» :

Эх, матрёшечка, матрёшка

Аленький платочек

Сарафан в цветочек.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

(говорком) Танцуй сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь.

бабушка Арина: Ребята, что вы видите на моём столе? (Матрёшек.)

-Скажите, какие они по росту? (Разные.)

-Чем ещё отличаются матрёшки друг от друга?

(Дети рассматривают матрёшек и описывают их внешний вид).

-Дети, что можно сказать про эту матрёшку? (Показ самой большой матрёшки).

Игра «Расставь матрешек по порядку» (слайд № 15)

-Из чего сделал её мастер?

-Какими красками разрисовал платок, сарафан, передник, какими узорами украсил?

-Зачем люди покупают матрёшек? (Ответы детей).

-Молодцы, дети, матрёшки очень рады, как вы о них говорите.

-А кто знает стихи про матрёшек?

Игра «Найди двух одинаковых матрешек» (слайд № 16)

(Чтение стихов).

1. Алый, шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко-

Наша русская матрёшка.

2. Вот красавицы матрёшки

Разноцветные одёжки.

Раз – Матрёна, два – Малаша,

Мила – три, четыре – Маша,

Маргарита – это пять

Их не трудно сосчитать.

3. Деревянная матрёшка

Влезла с Машей на окошко.

По карнизу ходит кошка

И не может сосчитать:

То стоит одна матрёшка,

То матрёшек целых пять!

(Можно включить танец матрёшек)

бабушка Арина: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Собери матрёшек из двух частей» (слайд № 17). Дети собирают пять матрешек из двух частей. (Макет матрешки делится пополам, хорошо, если они будет примерно в одной цветовой гамме)

Молодцы! Все правильно справились с заданием.

А сейчас, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

бабушка Арина: Мы с вами очутились в художественной мастерской. (слайд) Ребята, вы хотите стать мастерами-художниками? Давайте распишем фартук матрешки (раздает силуэты) .

Физкультминутка.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

(Дети расписывают фартуки матрёшки) .

По окончанию творческой деятельности дети вместе с бабушкой Ариной и создают альбом «Матрешки» и выставляют на выставку для просмотра. Бабушкой Арина делает вывод: только заботливый, радостный, приветливый человек может сделать игрушку доброй. И бабушка Арина прощается с детьми.

Загадка.

Красные щёчки,

Пёстрые платочки,

Хлопают в ладошки

Весёлые (матрёшки).

Мы веселые матрешки, (хлопают в ладоши)

Ладушки, ладушки (повороты туловища направо, налево) .

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки (руки перед собой, выставить левую ногу вперед на пятку, покачать носком слева направо, то же с правой ноги) .

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки. (повороты туловища направо, налево) .

Мы похожи словно сестры,

Ладушки, ладушки (два хлопка слева и справа). Повторить 2–3 раза.

(Дети присели на свои места)

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой.

Эх, матрёшечка, матрёшка

Аленький платочик

Сарафан в цветочик.

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили.

На ноги поставили

Танцевать заставили.

(говорком) Танцуй сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь.

Прежде, чем рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Матрешка

Матрешка - чудное создание.

Весёлое и компанейское.

В неё вместились, будто в здание -

Ещё три – каждая поменьше.

Разложишь и поставишь рядышком -

Настолько разных, озорных.

Малышка, дочка, мама, бабушка -

Так хочется назвать всех их.

В кружок поставишь - тут же за руки,

И хоровод начнут водить.

Напляшутся, друг в друга спрячутся.

Им в жизни не о чем грустить.

Глаза красивые, блестящие

Полны добра и чистоты.

Несут тепло, и настоящие

В Матрёшке русские черты.

Николай Салов

ФИЗМИНУТКА “МАТРЕШКИ” Хлопают в ладошки Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши) На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) Топают матрешки. (Топают ногами) Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо) Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо) Девчонки озорные, Матрешки расписные. В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево) Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Конспект НОД «Народная игрушка — деревянная игрушка»
Фото «Народная игрушка — деревянная игрушка»
Конспект НОД - фото
Публикации по теме:

Конспект занятия по изодеятельности «Народная игрушка — русский сувенир матрёшка» с детьми подготовительной к школе группы Цель:расширение представлений детей о разнообразии народной игрушки, разных видах росписей матрёшек. Задачи:1. Создать условия для сравнения.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь»Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка — конь» Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству «Народная игрушка – конь». Цель: слепить из пластилина,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группеКонспект НОД по познавательному развитию «Народная игрушка — матрёшка» в средней группе Цель: познакомить детей с русской народной игрушкой - матрёшкой, как с символом народного искусства. Задачи: 1. Расширить представление.

Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка»Конспект НОД в старшей группе «Матрешка — русская национальная деревянная игрушка» Задачи: Образовательные: -Продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством -Продолжать знакомить детей с историей возникновения.

Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка»Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка» Тема: «О чём расскажет народная игрушка»Цель - Продолжить знакомить детей с кожлянской игрушкой, с историей возникновения промысла. •Познакомить.

Конспект организованной образовательной деятельности для младшей группы на тему «Народная игрушка конек»Конспект организованной образовательной деятельности для младшей группы на тему «Народная игрушка конек» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно–эстетическое развитие. Цель: знакомство.

Конспект занятия в средней группе «Народная игрушка-матрёшка» «Народная игрушка- матрёшка». Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой. Задачи: 1. Познакомить детей с историей матрёшки.

Лэпбук «Народная игрушка»Лэпбук «Народная игрушка» Лэпбук - сравнительно новое методическое пособие, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Лэпбук направлен на развитие.

Мини-музей «Деревянная игрушка»Мини-музей «Деревянная игрушка» Русские народные деревянные игрушки известны с глубокой древности. Они неразрывно связаны с культурными, бытовыми и фольклорными особенностями.

Русская народная игрушкаРусская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Народная игрушка — деревянная игрушка»
Опубликовано: 28 марта 2021 в 16:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД «Народная игрушка — деревянная игрушка»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Александровна Беспорочная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД