Елена Ченченко
Конспект НОД на тему «Зимушка хрустальная»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область "Познание", "Коммуникация", "Социализация", "Художественное творчество"
Цель:
- обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, о зимних играх и забавах;
- расширять знания детей о природных особенностях зимних месяцев (декабре, январе, феврале);
- продолжать знакомить детей с русским народным фольклором (приметами, пословицами, загадками);
- развивать у детей наблюдательность, интерес к окружающей природе;
- воспитывать эстетический вкус.
Публикация «Конспект НОД на тему „Зимушка хрустальная“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Материал: картинки с пейзажем зимы, снежинки, календарь "Старик-годовик", музыка П. И. Чайковского "Времена года. Зима", музыкальная волшебная палочка, белая ткань, белая гуашь, кисти.
Ход ЗАНЯТИЯ:
I часть. Воспитатель: Ребята, вы знаете, что я волшебница? Не верите? Я сейчас вам это докажу. Я вас заколдую" вы сейчас закроете все глаза, а я дотронусь своей волшебной палочкой до каждого из вас. Вы откроете глаза только тогда, когда услышите таинственные звуки. Договорились? Итак!
"Я, волшебница лесная, дотрагиваюсь до вас своей волшебной палочкой и вы засыпаете". (Звучит музыка П. И. Чайковского "Времена года. Зима")
Я расколдовываю вас! Ребята, посмотрите, мы попали с вами на зимнюю полянку.
- Все бело кругом, красиво
В инее сияет ива
Холода, мороз, метели
Закружили, завертели.
В белых шапках все дома
Это к нам пришла зима.
- Любит русский народ зиму. Называют ее ласково: Зимушка-зима. Вспомните, а как поэты в своих стихах называют Зиму? (волшебница, чародейка, матушка, гостья-зима, русская молодка, раскрасавица-душа, белоснежная лебедка). А почему зиму называют волшебницей? (конечно, разве это не волшебство, когда вся земля вокруг покрывается белым, сверкающим на солнце снегом; окна домов развиваются причудливыми узорами невидимым художникам, вода в реках замерзает и превращается в лед. Все это чудеса природы).
А какой же первый признак того, что началась зима?
- Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
- Ну, конечно, это снег. Когда бывает снег? Только зимой. Он появляется на земле в холодное время года, из пушистых облаков падают на землю легкие снежинки. Они очень похожи на звездочки, сияют и переливаются на солнышке. Как говорится в народной пословице: "Снег земле - кормилице - что теплый кожух", т. е. теплая шуба.
"Снега надует - хлеба прибудет"
Про снег придумано много загадок:
1. Мягкий он, а не подушка.
Липнет он, а не пушок.
Он холодный как лягушка,
А согреешь - ручеек. (снег)
2. Белой стайкой мошкара
Бьется, кружится с утра
Не пищат и не кусают,
Просто так себе летают. (снежинки)
- А сейчас протяните мне ладошки. Представьте, что вам на ладошки падают снежинки. Снежинки какие? (белые, маленькие, красивые, ажурные, легкие, резные, как звездочки). Снег все идет и идет. Земля покрылась снегом, словно белым пушистым одеялом. Какими словами можно сказать про снег? Какой снег? (белый, пушистый, холодный, мягкий, колючий, сухой, мокрый, густой, сверкающий, переливающийся). Давайте немножко поиграем "Метель"
II часть.
Ребята, а какие месяцы считаются зимними? (декабрь, январь, февраль). Первый месяц зимы - Декабрь. О декабре говорят, что декабрь хвостик года. Почему? (Правильно, это последний месяц года. Декабрь зиму начинает, а год заканчивает).
- В декабре, декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке
За ночь вымостил мороз.
Обновил коньки, салазки
Елку из лесу принес.
Ребята, что вы знаете о декабре? (дни короткие, а ночи длинные, кругом лежит снег, озера и реки скованы льдом, мы встречаем новый год). Как еще говорят в народе о декабре? (лютень, студень). У декабря есть родные братья. Январь и Февраль. Отгадайте же, какой месяц году начало, а зиме середина? (Правильно, январь). Январь-носик года, январь - сечень. Почему так назвали его? (рассекает зиму ровно пополам). Январь году начало, а зиме середина.
- В январе, январе
Много снега на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом
В нашем доме топят печки
В небо дым идет столбом.
А вот у третьего брата хоть и капризный характер, но он добрее, мягче своих братьев. Так какой же месяц зиму заканчивает? (Февраль) О феврале в народе говорят ласково, что он хвостик зимы. А еще говорят, что февраль зиму замыкает, весне дорогу показывает.
- Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.
Крутой февральский вечер
Метет, метет пурга,
И кажется, что вечно
Лежат снегов стога.
А кто скажет, как еще в старину называли февраль (бокогрей). (Днем в затишье начинает пригревать солнце, а морозы бывают только по ночам).
Игра - пантомима "Как в лес пришла зима". Каждый из вас будет дерево (дети поднимают руки вверх). Как много деревьев в лесу: все они разные и красивые. Однажды пришла в лес Зима. (муз. "Времена года") (воспитатель накидывает на плечи пуховый платок, берет в руки прозрачную ткань, ходит между деревьями, изображая Зиму). Зима пришла с ледяным ветром. Зима пришла с пушистым снегом. Бродила Зима по лесу, укрывала деревья, кусты, траву и шептала: "Засыпайте, деревья, засыпайте! Скоро ударят морозы сильные, только сон сможет уберечь Вас от них! Только сон сохранит Вам жизнь. Спите, деревья, спите. (Воспитатель накидывает на каждого ребенка прозрачную ткань).
Слушали деревья убаюкивающий голос Зимы и засыпали. Убаюкала, усыпила Зима деревья, кусты, травы. Уснул лес. (дети присели с закрытыми глазами, слушают музыку метели. Под звон колокольчика дети просыпаются).
III часть.
Трудно передать словами, как скрипит снег в морозный день, как блестит снег в солнечную погоду. Посмотрите на эти картинки с зимними пейзажами. Как красива природа зимой! Красоту зимней природы описывали в своих стихах многие поэты. Сейчас вы прочитаете стихи о зиме, которые вы знаете. Это стихи А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, И. Никишина, П. Вяземского, С. Есенина (дети читают известные стихи о зиме).
Мы любим красоту зимней природы, а еще мы все любим зимние забавы. А какие это забавы - отгадайте.
- Мчусь, как пуля, я вперед,
Лишь поскрипывает лед
Да мелькают огоньки,
Кто несет меня? (коньки)
- Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я
Стал мне спорт родней и ближе
Кто помог мне в этом (лыжи)
- Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На бруски набил я планки
Дайте снег! Готовы (санки)
Зимой можно кататься на коньках, лыжах, санках. А что еще можно делать зимой? (Можно играть в хоккей, кататься с ледяной горы, играть в снежки, строить крепости из снега, лепить снежные фигуры).
- Небо синь и снег искрится
Кто мороза не боится?
Санки с горочек летят,
На коньках ребята мчат.
По лыжне шагают бодро,
Лепят баб из снега.
И полны дворы ребят
Веселья и смеха.
Вот какая наша зимушка-зима. Она очень разная. На первый взгляд, каждый год одно и тоже: снег да мороз. А на самом деле, если присмотреться, она и морозная, и с оттепелью, с метелью и с капелью, снежная и с ярким солнышком. Зима - чудесное время года! И мы всегда рады ее приходу. Мы много говорили о зиме. И теперь я предлагаю вам сделать картинку с зимними узорами (дети рисуют зимние узоры).
"Мы бежим с тобой на лыжах" (ходьба на лыжах)
Снег холодный на лыжи липнет
А потом на коньках (бег на коньках)
Но упали мы. Ах! (падают)
А потом снежки лепили (лепят ладонями снежки)
А потом снежки катали (катят ком снега)
А потом без сил упали (падают)
И домой мы побежали (бег по кругу).
А как вы думаете почему говорят "Мороз не велик, да стоять не велит", "В зимний холод всякий молод".
Физкультминутка "Зимние забавы"
Давайте немножко поиграем! (музыка метели). Возьмите в руки снежинки, слышите, приближается метель: "Снег - снежок, белый пушок, завертись, закружись и в метель превратись. А снежинки то падают, то взлетают, и кружит их метель в снежном вихре и несет их ветер, и кружит, и падают снежинки на мой зимний лес.
Образовательная область "Познание". Беседа "Жизнь птиц зимой".
Цель:
обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах, их разнообразии;
дать детям представление о птицах (снегире, свиристеле, клесте, о их внешнем виде, среде обитания;
выявить экологические знания детей: правила отношения к птицам;
учить воспринимать предложенную воспитателем ситуацию, принимать в ней участие, создать эмоциональный настрой детей, развивать речевой диалог, воспитывать доброе заботливое отношение к живой природе.
Материал: силуэт зимнего дерева, силуэты зимующих птиц : синица, воробей, голубь, ворона, сорока, клест, свирель, снегирь.
Ход ЗАНЯТИЯ:
I часть: Отгадайте загадку " Избушка новая,
Для всех столовая,
Зовет обедать,
Крошек отведать. (кормушка)
Кого мы можем встретить около кормушек? (птиц). Давайте отправимся в зимний парк чтобы посмотреть, кто же прилетает к кормушкам.
Рассказ воспитателя:
" Зима вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода. В парке зимой тихо: перелетные птицы еще осенью улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть они не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно".
-Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? Голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав - под снегом. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Посмотрите какие зимующие птицы вам знакомы? Каких из этих птиц на "дереве" вам приходилось наблюдать на нашем участке? Как она называется? Послушайте рассказ о снегире.
Рассказ воспитателя.
" У снегиря, важного и гордого, ярко-красная грудка, серая шапочка, белые полоски на крыльях. Когда снегирь взлетает с ветки, кажется, на солнце вспыхивают два зеркальца. Но такими щёголями выглядят только снегири - папы. Снегири- мамы гораздо скромнее. У птиц это вообще заведено. Грудка у них не красная, а серовато-бурая. Шапочка не такая бархатистая и зеркальца на крыльях поменьше.
Все снегири неутомимые путешественники. Всю осень и зиму они проводят в странствиях, перелетают с дерева на дерево, ищут ягоды рябины, бузины,ясеня, клена, репейника, конского щавеля. Чуть подкрепились, передохнул- и вновь замелькали в припорошённых снегом перелесках. А теперь обратите внимание на клюв снегиря. Как вы думаете, таким клювом удобно извлекать семена? Следовательно, снегирь-птица зерноядная. Запомните, если найдете под деревом выеденные плоды, значит "столовались" тут именно снегири.
Посмотрите на эту птицу. Это тоже наш зимний гость -свиристель. И по красоте оперения эта птица не уступает снегирю: розовато - серые перья, на конце чёрного хвоста жёлтая полоса, на шее -чёрный шарф, на голове большой хохол. Красавица, да и только! В отличие от снегирей, свиристели глотают плоды рябины, боярышника, калины целиком. Наедятся, рассядутся на высоких деревьях и тихонько свиристят. Эти птички тоже зерноядные.
Зимой в наших лесах можно увидеть и клеста. Это- большеголовая птица с красно-коричневым опереньем. Одиночества они не любят, держатся стайками. Небольшие стайки клестов можно увидеть на хвойных деревьях. Семена шишек- их основная пища: но достать семечко из закрытой шишки не так-то просто. Обратите внимание на клюв. На что он похож? Клюв у клеста напоминает щипцы: толстый, сплюснутый по бокам, а на конце устроен так, что верхняя и нижняя части его перекрещиваются. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. Шишки, после того как над ними потрудился клёст, кажутся растрёпанными. Клёст сбрасывает их на землю. А что еще интересно: клёст вьет гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы-в феврале. Это единственная птица, которая выводит птенцов. Зимой.
Физминутка. "Птичья столовая"
II часть.
Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают их от холода, но не от голода. Зимующие птицы не боятся морозов. И ухитряются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещинах коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Но во время снегопада, метелей и сильных морозов птицы голодают и даже погибают. В суровые годы из десяти синиц за зиму выживают только одна. Девять погибают от голода. Жалко?
Прослушайте стихотворение Н. Галиновской.
Вышит снег красивой строчкой,
Словно белая сорочка,
Папу ч зову на двор:
"Погляди, какой узор!"
Смотрит папа сверху вниз
"Тут письмо тебе, Денис!"
Пишут птицы и зверушки:-
"Сделай нам, Денис, кормушки!"
Вопросы:
Ребята, кто сможет помочь голодающим птицам?
Правильно, птицам на помощь должны прийти люди, и надо спешить! Надо помочь птицам пережить тяжелые времена: делать кормушки, не забывать класть туда корм. Давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать при кормлении птиц:
1) во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакет, жестяные банки, коробки.
2) подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени.
3) кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
4) корма класть немного, именно для того чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
В зимнее время птицы становятся менее разборчивы а еде, потому что для подкормки птиц, годится пища с нашего стола. Можно подвесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога; можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - семена, крупу, хлеб. Снегири - семечки арбуза, тыквы, рябину, свиристели-рябину, боярышник, голуби-крупу, хлеб, семечки.
Вот мы и увидели зимующих птиц, а теперь "вернемся" в детский сад и слепим птиц, которые вам особенно понравились.
Лепка "Пернатые на кормушке".