Анжелика Серкова
Конспект НОД «Путешествие в старину» (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать +Заказ
Программное содержание:
Дать детям представление о внешнем и внутреннем облике избы. Познакомить детей с атрибутами старинного быта: печью, домашней утварью.
Показать некоторые возможности варианты использования этих предметов в быту.
Закрепить знания о дереве как о традиционном материале русских построек.
Показать способ выполнения узоров способом печати и выполнение коллективной работы по мотивам узоров на лоскутных одеялах и ковриках.
Воспитывать у детей интерес к истории своего народа, народному творчеству.
Публикация «Конспект НОД „Путешествие в старину“ (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Словарная работа: лежанка, чугунок, заслонка, рушник, сундук, коромысло, ставни, наличники, крыльцо, изба, сруб, лоскутные одеяла, ухват, красный угол.
Предварительная работа: разучивание на музыкальном занятии русской народной песни «Блины», «Перевоз Дуня держала», хоровода «Аннушка», ансамбля «Ложкари». Проведение игр, физминуток: «Конь», «Зимний лес». Наблюдение на прогулке на тему: «Дом деревянный».
Материал: макет деревянного дома, иллюстрации с изображением избы, окон, крыльца и т. д., печь, стол, скамейки, коромысло, ведра, ложки, лоскутное одеяло, рушник, половицы, сундук, самовар, угощение, заготовки для выполнения творческой работы.
Методы и приёмы:
Использование художественного слова, игр, музыки, пословиц, инсценировок.
Рассматривание иллюстраций и натуральных изделий. Вопросы к детям, объяснения, поощрения.
Ход занятия:
Ведущая: Ребята, мы побываем сегодня с вами в старинной избе. Вы знаете, что такое «изба»?
Да, это дом. Только в старину на селе дома называли избами. Выглядели они снаружи вот так. (Показ макета). Из чего строили такие избы?
Дети: Из дерева. Из деревянных брёвен. Ведущая: А где брёвна брали?
Дети: В лесу заготавливали.
Ведущая: Хотите прогуляться по лесу и полюбоваться красотой деревьев?
(Проводится игра — физминутка «конь», «Осенний лес»).
Да, лесов в России много, поэтому жилища строили деревянными. «Рубили» их с помощью топора из толстых брёвен. Такие дома называли срубами или избами.
(Показ иллюстрации).
Стоят избы и как бы хвастаются друг перед другом. - «Я - красивая» - говорит одна. -«Ая- ещё красивее» - говорит другая.
(Показ иллюстрации).
Располагались они всегда лицом к дороге. У каждой избы свой особый вид. Окна - «глаза дома». Одно кривое окно весь фасад портит. Над окнами прикреплялись козырьки -наличники. Как вы думаете, для чего они нужны?
Дети: Они прикрывают окна от дождя и снега.
Ведущая: Правильно! А позже появились наличники со ставнями.
Проходя по улице, мимо дома каждый мог видеть, открыты окна - значит уже хозяева встали, закрыты - значит что?
Дети: Значит, ещё спят или дома нет хозяев.
Ведущая: Ребята, посмотрите внимательно!
(Показ иллюстрации). Кто знает, как называется эта часть дома?
Дети: Это у дома крыльцо!
Ведущая: Крыльцо - «распахнутые руки» дома. Оно связывает избу с улицей и соседями.
Ну что, зайдем в дом. Здесь когда-то жили дедушка и бабушка, вот их фотография в рамочке на стене.
(Входят в русскую горницу).
Ведущая: Всё, что вы здесь видите конечно не похоже на обстановку в вашем доме. Всеми этими предметами пользовались очень давно, а сейчас они остались в деревнях у наших бабушек и дедушек.
Ребята, а как вы думаете, что самое главное в избе?
(Дети высказывают предложения).
Ведущая: Печь кормилица. Она и греет и кормит.
Ребята, как вы думаете, что значит «и греет и кормит»?
(Дети высказывают предложения).
Ведущая: Печь складывали из кирпича и сверху обмазывали глиной. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше. Самые лучшие считаются берёзовые поленья. Они хорошо горят и дают много тепла.
Ведущая: Ребята, посмотрите какая большая крышка. Как вы думаете, что ею закрывают?
(Дети высказывают предложения).
Это ребята заслонка, ею закрывают печь, чтобы не шел в избу дым!
Ведущая: А куда же он уходит?
Дти: Через трубу на улицу!
Ведущая: Давайте мы посмотрим? В чём же варит супы да каши наша бабушка?
(Снимает заслонку). Ведущая: Правильно ребята в чугунке!
Ведущая: А как же его бабушка в печь то ставит, там огонь?
Дети: Для этого есть ухват.
(Показывает).
Ведущая: А что это за печкой высокое?
Это лежанка. В холодные, морозные деньки любит дед погреться на теплой лежанке, под одеялом! Посмотрите какое необычное одеяло? Ребята из чего же оно сделано?
(Выслушивают ответы детей).
Ведущая: Из лоскутков ткани. Оно так и называется «лоскутное». Бабушка его сама сделала. Дети давайте из оставшихся лоскутков еще коврик Сделаем.
Под музыкальное сопровождение дети по подгруппам выполняют декоративную композицию на тему «Ситцевая мозаика» в технике печати трафаретом.
По окончанию работы дети любуются красотой получившегося изделия.
Ведущая: Дети посмотрите что еще в доме бабушка сама сделала.
(Дети высказывают предложения).
Да, конечно полотенце! Называется такое полотенце «рушник». И дорожки и салфетки и скатерти всё своими руками.
Ведущая: Где же в старину хранили такие красивые вещи, шкафов то В доме нет?
(Выслушивает ответы детей).
Для этого дед вот такой сундук смастерил. Хозяин в доме должен был быть мастером на все руки. Хоть сундук,
хоть ложку к обеду из дерева уметь вырезать!
И этими ложками не только щи хлебать, но и сыграть на них можно!
(Игра на ложках).
Ведущая: Молодцы, ребята! Хорошо у вас получается. А у нас уже пироги в печи подоспели.
Милости прошу к нашему столу! Стол у нас большой.
Ведущая: Около стола простые длинные скамейки, так как стульев и табуретов раньше не было. Угол, где находится стол, называют «красным» - то есть красивым. Здесь принимают гостей, Угощают чаем из самовара, отмечают праздники.
Не красна изба углами, а красна пирогами!
(Выносит угощение).
Ведущая: Спасибо за угощение! А мы с ребятами для вас песню приготовили.
Дети исполняют русскую народную песню «Ой блины».