Дзагоева
Конспект НОД «Осень» с составлением кластера для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД на тему «Осень» (с составлением кластера) для детей средней группЦель : обобщить знания детей по теме «Осень».
Обучающие задачи:
1. Закреплять знания о характерных признаках осени, особенностях каждого периода.
2. Расширить представление детей о поведение диких животных осенью.
Публикация «Конспект НОД „Осень“ с составлением кластера для детей средней группы» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
3. Познакомить со старинными названиями осенних месяцев;
Развивающие задачи:
1. Продолжать развивать психические процессы: память; внимание; наглядно – действенное мышление.
2. Формировать умение соотносить знакомые символы с образом.
3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
4. Развивать быстроту, ловкость, аккуратность.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней, побуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, утешить, подарить.
2. Приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Предварительная работа с детьми: Наблюдения на участке детского сада за изменениями в живой и неживой природе; просматривание картин, иллюстраций на тему «Осень»; беседы, чтение художественной литературы об осени; заучивание стихов.
Материал и оборудование: листочек, корзинка, картинки с осенними деревьями разных месяцев, картинки с животными и птицами (медведь, еж, барсук, белка, заяц, лиса, сорока, ласточка, снегирь, воробей, грач, кукушка, голубь, картинка «Осень», картинки «труд человека осенью», мяч. Доска, маркеры для составления кластера.
Ход занятия
В ходе занятия воспитатель составляет кластер «Осень».
Вводная часть: Актуализация знаний и интереса детей к теме НОД
- Посмотрите, ребята, какой красивый листочек к нам прилетел! Чтобы узнать, кто нам его прислал, вы должны отгадать загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
- Как думаете, кто прислал нам этот листочек? (Осень)
- Ребята, а на листочке Осень нам что-то написала. Давайте я прочитаю.
Дорогие ребята! Я приглашаю вас в путешествие по осеннему лесу. Там вынайдете корзиночку с заданиями и вспомните об осени все самое важное, красивое и интересное.
Основная часть.
- Чтобы оказаться в лесу, нам нужно пофантазировать, мы скажем волшебные слова, повернемся вокруг себя и хлопнем в ладоши:
Вокруг себя повернись – в волшебном лесу очутись!
- Посмотрите, на полянке стоят пенечки, похожие на наши стульчики. Давайте присядем на них.
- А вот и наша корзиночка, которую приготовила для нас осень. Что же в ней есть, какие задания?
Задание №1. Осень.
- Посмотрите, чей это портрет? (Осени) (выставить в центе доски Осень)
- Вот и поговорим об этом времени года.
Какие осенние месяцы вы знаете? (Ответы детей)
Ребята, сейчас какой месяц?
Назовите второй осенний месяц?
Назовите третий осенний месяц?
А первый месяц как называется?
Между сентябрем и ноябрем какой месяц?
- Молодцы!
(Дополнить кластер схемой осенних месяцев)
- Ребята, а осень какой бывает? (Ранняя, золотая, поздняя)
-Чем отличается ранняя осень от золотой, от поздней? (Ответы детей)
- Давайте немного поиграем? Я называю начало предложения, а вы продолжаете его по смыслу:
На смену лету пришла …
Осенью опадают …
Дует холодный …
В лесу растут …
Моросит легкий…
Солнышко все реже и реже выглядывает из-за …
Птицы собираются в стаи и …
- Молодцы!
Физ. минутка.
- А сейчас мы отдохнем, физ. минутку проведем. И еще раз вспомним осенние месяцы.
Встаем возле своих стульчиков – пенечков, так, чтобы было удобно.
Листья на ветках все лето висели (руки подняты вверх и раскачиваются влево и вправо)
Сентябрь наступил, и они полетели (руки наверху, повороты кистей «шарики-фонарики»)
Октябрь с собою принес листопад (плавно опускаем вниз руки)
Листья слетают и в танце кружат (вращение вокруг себя в одну и в другую сторону)
Ноябрь пришел, и весь лист облетел (присели)
И под ногами у нас зашумел (трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев)
Дети садятся на стульчики-пенечки.
Задание №2. Игра с мячом «Назови листочек»
- Вставайте со своих пенечков и давайте поиграем в игру «Назови листочек». Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы должны сказать какой у него листочек. (Дуб, клен, осина, рябина, береза, липа, тополь)
- Молодцы! Садитесь.
Пальчиковая игра.
- Ребята, приготовьте пальчики, сейчас мы будем собирать осенний букет.
Раз, два, три, четыре, пять – будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, листья осины,
Листья тополя, листья рябины,
Листья дуба мы соберём (загибают поочередно пальцы)
Мамам осенний букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки)
Задание №3. Животные и птицы осенью
(дополнить кластер картинками животных и перелетных птиц)
(Показать детям картинку с изображением животных и птиц)
- Кто изображен на картинке? (Животные и птицы)
- А что происходит в жизни зверей и птиц с приходом осени? (Готовятся к зиме)
- А как же готовятся к зиме животные? (Ответы детей)
(Залегают в спячку – медведь, еж, барсук; делает запасы на зиму – белка; меняют шубку на зимнюю – зайцы, белки, лисы)
- Ребята, а в жизни птиц с приходом весны что-то меняется? (Ответы детей)
- Знаете ли вы как такие птицы называются? (Перелетные)
- А каких перелётных птиц вы знаете? (Ответы детей)
- Молодцы!
- Давайте немного поиграем. Вставайте. Я буду называть птиц. Если птица перелётная, то вы должны махать руками, а если нет, то приседайте. (Сорока, ласточка, снегирь, воробей, грач, кукушка, голубь)
Задание №4. Картинка – труд человека.
(дополнить кластер картинками)
- Давайте теперь поговорим о заботах человека осенью. Что делают осенью люди в огородах и садах? (Ответы детей)
- Как называется урожай, собранный в саду/ на огороде? (Ответы детей)
- А что люди собираю осенью в лесу? (Ответы детей)
- Осень очень щедра на подарки. И все эти дары человеку нужно переработать. Это очень нелегкий труд.
- Хорошо. Вы молодцы!
Завершающий этап.
- Понравилось вам в осеннем лесу? А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг, скажем волшебные слова и повернемся вокруг себя:
Вокруг себя повернись – в детский сад возвратись!
Вот мы и вернулись в детский сад. И посмотрите, на доске у нас получилась схема осени : в центре – сама красавица Осень, от нее идут дорожки к осенним месяцам (повторить их); к животным – чтобы мы не забыли, какие изменения в жизни животных происходят осенью; к птицам – перелетным и зимующим (повторить кто такие зимующие и перелетные птицы); к картинкам – труд человека осенью.
Мы оставим схему на доске, чтобы вы могли повторять признаки осени.
Ну вот и все! На этом наше путешествие завершено!
ы.