Аня Кочегарова Михайлова
Конспект НОД для детей 4–5 лет «Моя семья»
▼ Скачать
Возраст: 4-5
Тема: «Моя семья»
Цель: Расширение представлений детей об истории семьи.
Задачи:
- Закреплять представления о родственных отношениях и взаимосвязях;
- Дать понятия «родословная», «родословное древо»;
- Уметь составлять родословное древо;
- Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Предварительная работа.
Ознакомление с окружающим:
- «Я и моя семья» (о чём рассказал семейный альбом);
- рассказы детей о членах их семей.
Публикация «Конспект НОД для детей 4–5 лет „Моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2023
Беседы: «Моя семья», «Мои братья и сёстры» (с использованием
фотографий, «Выходной день в нашей семье», «О том, как нужно вести себя
с мамой, с папой, с остальными членами своей семьи»
Составление рассказов «Мои родственники», «Наши семейные традиции»
Материалы:
- фотографии членов семьи
- рисунок дерева (на каждого ребёнка)
- панно с изображением дерева.
Ход занятия:
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада всех вас видеть. Давайте
подарим друг другу хорошее настроение.
«Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся».
- Ребята, приложите ладошки к груди, туда, где у вас находиться сердце.
Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки
наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь давайте поделимся
теплом наших сердец друг с другом и выпустим его в группу.
Посмотрите на картинку. Кто изображен на ней? Как вы думаете, этот малыш
счастлив? Почему?
- Скажите, пожалуйста, а вы счастливые дети?
- Как вы думаете, почему вы счастливые или что нужно для счастья?
(ответы детей).
Разгадывание кроссворда о семье.
- Живет в твоей семье девчонка, ну а тебе она (сестренка)
- Кто лежит в пеленках, это маленький (ребёнок)
- Кто вас дети, больше любит? Кто вас нежно так голубит? И заботится о вас,
не смыкая ночью глаз? (мама)
- Пусть вашу семью обходят ненастья, желаю вам дети огромного (счастья)
- Тебе дано, а другие пользуются (имя)
Воспитатель:
Семья - это главное. Для счастья, каждому человеку нужно иметь семью.
Вот послушайте стихотворение Михаила Шварца «Семья»
Чтение стихотворения М. Шварца «Семья»
Семья-словечко странное,
Хотя не иностранное.
Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я,
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»
А если есть собака?
Выходит, восемь «Я»
Нет, если есть собака,
Выходит, во! семья!
Дети прослушивают стихотворение, обсуждают его содержание.
Воспитатель:
– Давайте поговорим о семье. Что такое семья? (Ответы детей).
– Семья – это мама, папа и дети. Семья – это любящие, заботливые родители
и их ребёнок. Членом семьи могут быть только родственники.
Но семья – это не просто родственники, это люди, которые любят друг
друга, помогают, уважают, говорят друг с другом ласково. Как вы думаете,
какое слово первое произносит ребенок?
Правильно, МАМА.
Игра «Мама какая?».
(Добрая, родная, заботливая, единственная, ласковая.)
Ребята, подумайте и скажите, чем вы похожи со своей семьей и какие есть различия?
Дети определяют характерное отличие каждой семьи - это схожесть членов
семьи. Затем дети определяют второе характерное отличие семьи — общая
фамилия. Им предлагается назвать фамилии и имена их родителей.
Проводится игра «Назови отчество».
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у
каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы,
например, если папа Александр, то отчество ребенка Александрович.
Педагог называет мужское имя, а дети говорят, какое от него получится отчество; девочки называют отчество для дочек, а мальчики для сыночков.
Семья бывает : дружная, весёлая, красивая, танцевальная, спортивная. Все семьи разные - бывают большие и маленькие, если в семье много детей – это многодетная семья. Люди из разных семей различаются фамилиями,
именами, внешностью. В каждой семье существуют свои традиции. Семейные традиции – это принятые в семье правила поведения, которые соблюдают в семье.
Физкультминутка «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всех могу пересчитать (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Семья - это родные люди, живущие вместе, ваши родственники. Скажите, кого называют родственниками? Близких по родству людей. Родственниками называют бабушек, дедушек, братьев, сестер. А что означает слово «РОД»?
РОД - все родственники, имеющие одну и ту же фамилию. У нас на столе
лежат колечки. Любой род можно представить в виде этих колец. Первое кольцо – это (дедушка и бабушка). Следующее кольцо, как мы его назовем? (Мама и папа) Это кольцо - дети, т. е. вы. Следующее - это ваши будущие дети. Что же у нас получилось?
Дети: пирамидка.
- По пирамидке можно рассказать о родословной любой семьи. Так что же
такое родословная?
Родословная это история какого-либо рода или семьи. А потом люди
придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева.
(Показ родословного древа, где листочки и ветки изображали поколения и
членов семьи.)
А дерево это стали называть «Родословным древом».
Мы ведь с вами не появились на свет сами по себе, все мы ветви и листья огромного человеческого дерева. Как растет дерево, так растет и каждая семья - от самых древних предков (корней) до юных представителей рода (зеленых листочков). Мам и пап в семейном древе можно сравнить с ветками, бабушек и дедушек - с крепким стволом. Именно благодаря такой ассоциации схематическое изображение родословных связей каждой семьи называют родословным деревом (древом).
- Родословное дерево - это изображение истории рода в виде разветвленного дерева. Родословное дерево помогает хранить память о предках, благодаря ему мы лучше знаем историю своего рода. Как дерево сильно за счет своих корней, так и сила семьи держится на его корнях. С помощью семейного дерева можно узнать о жизни своих предков. Такое дерево есть у каждого из нас. У некоторых оно большое у некоторых маленькое. Это поток наших предков. Дерево уходит своими корнями далеко в прошлые века. Таким образом, зная свои корни, мы иногда можем объяснить самим себе свой выбор, да и свое происхождение тоже.
Родословие — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве семей и родов; в более широком смысле — наука о родственных связях.
- Мы сегодня с вами говорили о родословном дереве.
- Что вам больше всего запомнилось?
- Понравилось ваше дерево жизни, почему?
- Будете ли вы продолжать дома с родителями работу над вашим деревом?
- Что вы нового узнали из нашего занятия?
(Ответы ребят)
Консультация для родителей :
«Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Бесспорно, база патриотического обучения лица подставляется в семье. Патриотическое развитие, заинтересованность к внутреннему наследству нашего существования также обязаны брать свое начало в семье. Однако обстоятельств с целью данного на сегодняшний день, к огорчению, немного. А также проблема здесь никак не в нехватке отца и матери периода с целью преподавательских разговоров с собственным ребенком, а в нашем стремлении защитить их с сложных вопросов, деятельность, внутренних стараний. Любая семья-это собственный закрытый собственная жизнь, собственные веселья, а также грусти, опеки, а также устои, собственный уклад жизни.
В нынешней семье значительную долю периода дошкольник разговаривает вместе с матерью. Непосредственно вместе с ней формируются конфиденциальные взаимоотношения, обсуждают беспокойства, проблемы, необходимости. Но для ребенка немаловажно, также взаимодействие вместе с отцом. Нежели больше папа разговаривает вместе с детьми, вместе с тем наиболее близкими делаются чувственные взаимосвязи, а нежели ранее папа присоединяется к уходу за малышом, вместе с тем мощнее, а также основательнее его эмоции.
Определено, то что в семьях, в каковых отец с матерью расходуют немало времени на разговор, на развлечения вместе с ребенком, ребята правильнее формируются. Но подтверждено, то что ребята, не имеющие способности контактировать вместе с отцом и матерью либо один из них, владеют высокой чувствительностью, ощущают проблемы в налаживании контактов с ровесниками. Значительную угрозу с целью формирования детей предполагает недостаток чувств, ласки, теплоты присутствие пускай в том числе, а также полном удовлетворение его физических нуждах. Только лишь непрерывное взаимодействие отца с матерью вместе с ребятами содействует установлению основательных психологических взаимосвязей, порождает восторг.
Развитие ребенка в любви, а также почтении к отцу и матери почитании предков- один с основных мыслей педагогики. Иная идея- воспитывать предстоящего семьянина с небольших лет путём развития позитивных моральных свойств (усердность, терпимости, уступчивости, прилежания, застенчивости, правдивости).
Особое социологическое, а также психолого-педагогическое изучения выявили, то что семьи и детский сад, обладая собственными специальными функциями, не имеют все шансы заменить друг друга, а должны надлежащие взаимодействовать во благо полного формирования детей.