Ольга Сарайкина
Конспект НОД по познавательному развитию «Микробы: вред и польза»
▼ Скачать
Конспект НОД «Микробы : вред и польза» по познавательному развитию с использованием интерактивных и игровых технологий по рассказам Г. Остера про Петьку-микроба с детьми старшей группы (5-6 лет) компенсирующей направленности (ТНР)
Цель: создание условий для расширения представлений детей о микроорганизмах и их свойствах посредством игровых и интерактивных технологий.
Задачи:
образовательные:
• обогащение знаний детей о микроорганизмах, их свойствах, вреде и пользе;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Микробы: вред и польза“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Микробы и вирусы. Все о микробах для детей
- Микробы и вирусы. Конспекты занятий
- Темочки
• знакомство с микроскопом;
• обогащение словарного запаса новыми словами: микроскоп, окуляр, объектив, линза;
• формирование интереса к объектам природы;
развивающие :
• развитие общей моторики;
• развитие зрительного и слухового внимания и образного восприятия;
• развитие наблюдательности и любознательности;
воспитательные:
• воспитание культурно-гигиенических навыков;
• воспитание заботливого и бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование и материалы: техническое оборудование – ноутбук, smart-доска, стулья детские (6 шт.); демонстрационный материал – smart-презентация «Микробы : вред и польза», посылка от Айболита, микроскоп, мыло на каждого ребёнка.
Предварительная работа: рассмотрение предметных картинок и тематические беседы на тему «Микробы», чтение рассказов Г. Остера «Как Петька спас родную каплю», «Как Петьку изучали», «Про Петькиного друга Ангинку».
Участники: воспитатели, дети и родители старшей группы.
Ход НОД
Организационный момент
Дети сидят на стульчиках перед экраном.
Слайд 1 «Григорий Остер»
Воспитатель. Ребята, сегодня нам предстоит отправиться в путешествие по страницам рассказов Григория Остера про маленького жителя нашей большой планеты. Как вы думаете, о ком пойдет речь? (О микробе.)
На слайде 1 при помощи анимации появляются картинки из рассказов про Петьку-микроба.
Воспитатель. Кто же он такой, Петька-микроб, и где он живет! (Это маленький микроб, которые живет в капле воды.)
Основной этап
Слайд 2 «Петька-микроб»
Воспитаель. Правильно, микроб – это маленький живой организм. А есть ли у Петьки друзья, родственники? (Есть, у него много родственников и друзей.)В одной капле воды живет множество микробов (Да.)
На слайде 2 появляются микробики при помощи анимации «появления».
Воспитатель. Ребята, как же Петька спас свою родную каплю?
Слайд 3 «Муравей и капля»
Дети. Петька не дал муравью выпить грязную каплю, в которой жил он и его семья – микробы. Он предупредил муравья, что нельзя пить грязную воду, а то можно заболеть.
Воспитатель. Почему муравей не смог рассмотреть Петьку?
Дети. Потому что микробы очень маленькие.
Воспитатель. Ребята, я написала письмо Айболиту. В письме речь идет о том, что мы прочитали много рассказов о микробах, но рассмотреть их не смогли, так как они очень маленькие. И сегодня от доктора Айболита пришла посылка.
Воспитатель показывает коробку с посылкой.
Воспитатель. На ней написано: «Детям старшей группы от Айболита». Откроем посылку и посмотрим, что же внутри? (Да.) Ребята, сверху на коробке написано, что прежде, чем открыть, нужно отгадать загадку.
Если в ту трубу смотреть,
Можно много разглядеть:
Что не видно просто глазом,
Нам труба покажет сразу.
(Микроскоп)
Воспитатель достает из коробки микроскоп и ставит ео на стол.
Слайд 4 «Устройство микроскопа»
Воспитатель. Давайте рассмотрим внимательно этот прибор и его части. Объектив – самая важная часть микроскопа. Объективов у нашего микроскопа три, в каждом из которых есть увеличительное стекло – линза. От нее зависит качество изображения, то есть картинка, которую видят наши глазки. В одном объективе линза увеличивает в 4 раза, в другом – в 10 раз. Чем больше увеличение, тем меньше рассматриваемый участок. Мы с вами юудем пользоваться объективом, который увеличивает в 10 раз. Смотреть мы будем в окуляр, в котором тоже есть линза, увеличивающая в 10 раз. Линзы окуляра и объектива дадут нам увеличение в 100 раз.
Слайд 5 «Как Петьку изучали»
Дети встают рядом со своими стульчиками
Воспитатель. Поиграем в игру «В микроскоп ученый смотрит». Смотрите внимательно на меня и повторяйте все движения за мной.
В микроскоп ученый смотрит,
Видно, опыты проводит.
Дела нет ему до скуки –
Весь в работе, весь в науке.
(Изображают окуляр и смотрят в него сначала одним глазом, потом другим. Грозят пальчиком. Показывают рукой в одну сторону, потом в другую).
Дети присаживаются на свои стульчики.
Воспитатель. А сейчас вы по очереди будете подходить к микроскопу и через окуляр внимательно рассматривать микробов, которые находятся на стеклышке.
Дети по очереди подходят к микроскопу и через окуляр рассматривают микробов.
Воспитатель. Что вы увидели (Шарики и палочки.) Вы увидели множество микроскопических созданий – микробов, у которых нет ни рук, ни ног, они похожи на шарики и палочки.
Слайд 6 «Микробы»
Воспитатель. Микробы передвигаются, питаются, растут и размножаются. Сейчас мы с вами посмотрим видео, на котором увидим, как быстро они растут и размножаются.
Педагог включает видео «Рост и размножение микробов» и комментируют.
Воспитатель. Как вы думаете, где живут микробы (На грязных руках, в воде, в песке) Микробы окружают нас повсюду. Мы с вами прочитали много историй про Петьку-микроба, но не все микробы такие «добрые», как Петька. Что же нужно соблюдать для того, чтобы уберечься от них (Правила личной гигиены.)
Слайд 7 «Правила личной гигиены»
Воспитатель. Поиграем в игру «Раз, два, три – назови!». Перед вами на доске синие квадраты, за ними находятся сюжетные картинки с правилами личной гигиены. Вы по очереди будете выходить к доске и выбирать любой квадрат, за которым спрятана картинка. Отвечаем полным предложением, что изображено на картинке.
Дети выходят по очереди к доске и нажимают на любой квадрат, за которым появляется картинка. Каждый ребенок рассказывает о том, что изображено на картинке.
Воспитатель. Молодцы! Мы повторили несколько правил личной гигиены. Ребята, тут в посылке от Айболита еще какой-то предмет, на нем написано: «Проверенное средство от микробов», и письмо.
Воспитатель достает из посылки мыло и зачитывает письмо.
Воспитатель. «Да здравствует пушистое,
Да здравствует душистое,
С водой в контакте - пенное,
Для чистоты полезное!
Подарок очень нежный,
Использовал – и свежий!
Примите этот мыльный дар,
Он выше всех похвал.
Ребята, обязательно мойте руки с мылом! Будьте здоровы! Айболит».
Айболит прислал очень нужный подарок, который защитит вас от микробов. В конце нашего занятия я раздам вам подарок от Айболита.
Ребята, есть микробы, которые приносят не только вред, но и пользу. Они помогают нашему пищеварению и даже защищают наш организм от некоторых болезней. Полезные бактерии – это разновидности микробов, используют их при создании разных лекарств, молочных продуктов – кефира, йогурта. Петька-микроб тоже участвовал в изготовлении молочного продукта, он делал кефир из молока.
Слайд 8 «Как Петька кефир делал»
Воспитатель. Петька-микроб залез в бидон с молоком и сидел там до тех пор, пока молоко не превратилось в кефир. Кефир очень полезный! Вы его с удовольствием пьете (Да) Теперь вы знаете, что микробы приносят не только вред, но и пользу. Но про правила личной гигиены не стоит забывать. Будем пользоваться мылом, которое нам прислал Айболит. А сейчас проведем игру «Внимательные глазки».
Заключительный этап
Слайд 9 «Вредные и полезные микробы»
Воспитатель. На экране вредные и полезные микробы. При помощи мыла мы избавимся от вредных микробов. Будьте внимательны, все вредные микробы злые и грязные.
Дети по очереди выходят к доске, находят вредных микробов и при помощи анимации «передвижения» избавляются от них.
Итог
Воспитатель. Молодцы! Победили всех вредных микробов. Ребята, что нового вы сегодня узнали? О ком мы сегодня говорили? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей.)
Это мыло, которое прислал Айболит, поможет им бороться с вредными микробами.
Воспитатель раздает каждому по кусочку мыла.
Слайд 10 «Да здравствует мыло душистое!»