Белянчева Ольга
Конспект НОД «Матрёшка — символ земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Матрёшка — символ земли русской»
Образовательные области: познавательное, речевое, художественно- эстетическое, физическое развития.
Цель:Формирование патриотизма у дошкольников посредством ознакомления с русской игрушкой – матрешкой.
Задачи: Образовательные:
Познакомить детей с историей создания русской матрешки.
Публикация «Конспект НОД „Матрёшка — символ земли русской“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Продолжить знакомить детей с малыми фольклорными формами: загадками, пословицами, чистоговорками.
Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах.
Коррекционные:Продолжать упражнять детей в согласовании прилагательного с существительным, числительного с существительным, образовании уменьшительных форм прилагательных.
Упражнять детей в подборе слов – антонимов.
Развивающие:Продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение.
Развивать творческую фантазию, мыслительную деятельность.
Расширять и обогащать словарь по теме.
Развивать мелкую моторику.
Развивать графомоторные навыки.
Воспитательные:Воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки, символа русского народного искусства.
Воспитывать самостоятельность, аккуратность, самоконтроль за речью.
Словарная работа: матрешка – символ земли русской.
Оборудование. Мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук, диск.
Образовательные ресурсы: видео-презентация «История русской матрешки».
Дидактическое оборудование: матрешки, карточки с цифрами, карточки с отгадками, пособие «Речевая карусель».
Прочее: салфетки, ножницы, клей, кисти, заготовки матрешек (по количеству детей).
Методы педагогической деятельности: словесные, наглядные, игровые.
Используемые педагогические технологии: элементы здоровьесберегающей технологии, игровые технологии, элементы личностно – ориентированной технологии, информационно-коммуникационные технологии, технология поисково-исследовательской деятельности.
Ход образовательной деятельности.
В. : Дети, сегодня у нас гости (дети здороваются). Подарите всем свое хорошее настроение.
В. : Я сегодня принесла вам корзинку. А что в ней лежит, вам нужно угадать. Вы хотите узнать, что это за предмет лежит в корзине? (ответы детей)
- Вы можете сразу угадать, что это за предмет? (ответы детей)
- А чтобы угадать, вы должны задавать вопросы.
- О чем бы вы хотели узнать?
Д. : Этот предмет, какой величины?
В. : Мой предмет большой, но он может быть разной величины: от самого большого до самого маленького.
Д. : Предмет, какой формы?
В. : Этот предмет овальной формы.
Д. : Для кого предмет предназначен?
В. : Предмет предназначен для взрослых и детей.
Д. : Из чего состоит предмет?
В. : Предмет состоит из фигур разного размера.
Д. : Это пирамида?
В. : Нет, не угадали.
Д. : Из чего сделан этот предмет?
В. : Этот предмет делается только из дерева липы, ольхи и березы.
Д. : Для чего нужен предмет?
В. : С этим предметом можно играть, рассматривать, любоваться, подарить.
В. : Ну что, дети, вы догадались? (ответы детей)
Д. : А загадайте загадку про этот предмет?
В. : Хорошо, слушайте внимательно загадку.
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша….
Д. : русская матрешка!
В. : да, дети, вы угадали.
Воспитатель достает матрешку из корзины.
В. : Дети, сегодня мы познакомимся с историей русской матрешки? (ответы детей.)
Это матрешка. Она уникальная народная игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром, стала символом России, символом земли русской. Матрешка – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия. А теперь я расскажу откуда же пришла наша русская матрёшка, а вы смотрите и запоминайте.
Видеопрезентация.
- Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать.
Однажды задумал он сделать необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще.
Яркими красками разрисовал он куклу, одел в русский сарафан с передничком, на голову повязал яркий платочек, нарисовал ей красивые глазки и положил на щёчки яркий румянец. Изобразил в ней русскую крестьянскую девушку. Веселая получилась куколка, смешная.
И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал русским именем Матрёна, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали.
С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская матрёшка.
Воспитатель подводит детей к выставке матрешек.
В. : Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
Наша русская Матрешка
Не стареет сотню лет,
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет!
В. : Дети, посмотрите, сколько матрешек у нас сегодня в группе, и они все разные.
В. : Назовите, матрешка, по признакам какая?
Д. : Веселая, озорная, игривая, радостная, праздничная, добрая, ласковая, нарядная, сувенирная, деревянная, разъемная, загадочная, гостеприимная.
В. : Дети, вы правильно назвали признаки, сказали какая матрешка, Но среди всех слов, вы сказали матрешка разъемная. Трудное слово. Давайте вместе произнесем слово «разъемная». Сначала тихо, потом громко.
Дети произносят.
В. Что означает это слово «разъемная»? (ответы детей)
В. : Давайте подумаем, какую форму имеет матрешка?
Д. : Овал.
В. : Верно, дети, плоская фигура овал.
В. : Ребята, а на что похожа матрешка?
Д. : На вытянутое яйцо, кабачок, баклажан, огурец, воздушный шарик, на букву О.
В. : Дети, вы сказали, что матрешка разъемная. Надо выполнить следующее задание: разобрать матрешку от самой большой до самой маленькой.
… разбирает, а вы, дети, считайте матрешек.
Ребенок разбирает матрешку и ставит от большой до самой маленькой, а дети считают.
В. : Сколько матрешек вы видите? (дети отвечают)
В. А сколько будет матрешек, если я поставлю карточку с цифрой 1?
Воспитатель показывает карточку с цифрой 1.
Д. : одна матрешка (. А ты как скажешь? …А ты, как думаешь)
В. А если я поставлю карточку с цифрой 4, сколько станет матрешек?
Воспитатель показывает карточку с цифрой 4.
Д. : четыре матрешки. (. А ты как скажешь? …А ты, как думаешь)
В. А сколько будет матрешек, если я поставлю карточку с цифрой 7?
Воспитатель показывает карточку с цифрой 7.
Д. : семь матрешек. (. А ты как скажешь? …А ты, как думаешь)
В. : Дети, вы правильно согласовывали числительные с существительными
В. : Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В гости к нам сюда идут -
Всех матрешками зовут.
- Эта игрушка с сюрпризом.
- Посмотрите-ка, ребята,
Чем матрешечка богата?
В. : Каждая Матрешка со своим заданием. Но давайте по порядку. Чем нас порадует первая Матрешка?
- Давайте узнаем, какое задание принесла эта матрешка. Ой, дети, она любит всем загадки загадывать. У вас есть карточки с картинками-отгадками. Отгадывайте загадку, говорите отгадку, показывайте картинку.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может, солнцем залитые.
(Хохлома)
( Воспитатель проверяет и спрашивает: «Правильно он показал отгадку?» Предлагает кому – то из детей сказать, а как он думает)
Ростом разные подружки,
Все похожи друг на дружку.
Раз, два, три, четыре, пять…
Даже всех не сосчитать.
(Матрешки)
( Воспитатель проверяет и спрашивает: «Правильно он показал отгадку?»)
В нем вода, но он не речка.
Хоть и с клювом, но не грач.
Он не печка, хоть и печка,
От углей он стал горяч.
И пузат, и добродушен,
Он гостей собрал на ужин,
Чай налил, дымится пар!
Ой, спасибо,.
(Самовар)
( Воспитатель проверяет и спрашивает: «Правильно он показал отгадку?»)
Коль одежда надоела,
На обновку денег нет,
Ни к чему сидеть без дела,
Как тут быть – один ответ.
Украсьте платье, рукава,
А для этого занятья вам помогут.
(Кружева)
( Воспитатель проверяет и спрашивает: «Правильно он показал отгадку?»)
(Дети отгадывают загадки воспитателя, показывают картинки- ответы).
В. : Дети, вы правильно мыслили, поэтому отгадали все загадки.
А давайте узнаем, с каким заданием пришла третья матрешка.
А эта Матрешка учит правильно говорить, чисто произносить звуки. А забава ее так и называется - чистоговорка. Воспитатель проговаривает чистоговорку, а потом вместе с детьми.
Ша- ша- ша – как Матрешка хороша,
Ши – ши –ши – с Матрешкой играют малыши.
В. : Дети, вам понравилось произносить чистоговорки, потому что каждый из вас старался четко произнести все звуки.
В. : А какое же задание принесла нам вот эта матрешка? Дети, матрешечка хочет, чтобы вы составили рассказ о ней. Попробуем составить рассказ? (ответы детей)
- А поможет вам, ребята, составить рассказ речевая карусель.
Составление рассказа по картинкам-опорам. Воспитатель вызывает 6 детей, которые занимают места около секторов.
Затем под музыку бегут вокруг речевой карусели, как только музыка остановилась. Дети останавливаются и начинают рассказ по очереди по своей картинке – опоре.
Рассказ по картинкам – опорам.
Что это?
Это матрешка, русская народная игрушка. Она веселая, озорная, добрая, гостеприимная.
Форма, размер.
Матрешка овальной формы, похожа на вытянутое яйцо. Она большая, толстобокая. Матрешка разборная, раскрывается пополам. Внутри каждой куклы находится кукла поменьше.
Материал, из которого сделана.
Матрешка сделана из дерева березы. Она деревянная.
Внешний вид. – настоящая русская красавица. Она круглолицая, румяная, глаза синие, большие, прикрыты густыми ресницами, носик курносый, губки алые. Голова покрыта платочком красного цвета в горошек. Яркий сарафан с фартуком. Рубашка желтая с узорами.
Что с ней можно делать?
Матрешка – это куколка. С ней можно играть, рассматривать, любоваться, подарить.
Польза человеку.
Матрешка – символ России. В ней скрыта вся теплота и щедрость русского народа.
В. : а теперь надо составить полный рассказы о матрешке.
Воспитатель вызывает 2 детей по очереди составить полный рассказ.
1 рассказ.
Русская матрешка.
Матрешка - знаменитая русская игрушка. Она добрая, приветливая, красивая. Матрешка имеет овальную форму, разборная, состоит из двух частей. Эта куколка с секретом. Внутри каждой куколки находится куколка поменьше. Матрешка деревянная. Лицо у матрешки круглое, с большими синими глазами, губки бантиком, носик маленький. Одета матрешка в нарядный русский сарафан, рубашка желтого цвета с узором. Голова покрыта ярким платком в горошек. В руках у матрешки каравай, она гостеприимная. Мне нравится матрешка, в ней доброта русского народа.
В. : Хороший рассказ составила…. …Вы, наверное, заметили, что она очень интересно рассказала о матрешке с секретом.
В. : Дети, а скажите, в чем секрет матрешки? (ответы детей).
В. : Говорят, что если загадать желание и вложить записочку в матрешку, то оно обязательно сбудется.
В. : Рассказ получился интересный, содержательный, последовательный, грамотно и правильно построены предложения,
В. : Кто еще составит рассказ? (ответы детей) Помните, что рассказы не должны повторятся.
2 рассказ.
Матрешка.
Матрешка – народная игрушка. Пышная, нарядная толстушка, веселая и доброжелательная. Матрешка большая, овальной формы. Это разборная игрушка. Из одной матрешки появляется матрешка поменьше. Матрешка сделана из дерева. Она краснощекая, с большими синими глазами, носик маленький, курносый. Губы алые. Матрешка одета в ярком русском сарафане, рубашка с узором. В руках у матрешки каравай. Так как матрешка куколка, то с ней можно поиграть, подарить другу, да и просто любоваться. Матрешка – гордость России. В ней заложена гостеприимность нашей страны.
В. : Рассказ получился интересный, содержательный, последовательный, грамотно и правильно построены предложения, подобраны сравнения: краснощекая, носик курносый. В рассказе есть начало, середина, конец.
В. : … сказала, что матрешка краснощекая. Трудное слово. Давайте произнесем его вместе. Сначала девочки. (девочки произносят, потом мальчики. (мальчики произносят).
В. : Что означает это слово краснощекая? (щечки красного цвета, румяная)
В. : Ой, мои хорошие, вы составили прекрасные рассказы, и эта матрешка предлагает вам немного отдохнуть.
Физминутка.
Дети становятся в круг вместе с воспитателем.
(музыкальное сопровождение)
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево – вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
А что же эта матрешка приготовила для нас. Дети, она хочет поделиться с вами умными мыслями - пословицами. Послушайте ее пословицы и подумайте, чему они учат нас.
Дети слушают пословицы и отвечают, что они означают.
Воспитатель произносит пословицу, затем дети проговаривают пословицу вместе с воспитателем.
Родина – мать, умей за нее постоять! (На свете нет места, более родного, чем родные места, родная страна.)
В. : Дело мастера боится. (Любое дело, за которое берется мастер, делает легко и качественно.)
В. : дети, вы справились с заданием, потому что правильно изложили свои ответы.
В. : Дети, а вы любите играть? (ответы детей)
В. : Вот эта матрешка не любит сидеть на месте. Она любит играть. Давайте поиграем с ней. А игра называется «Назови ласково».
(Воспитатель бросает мяч, а дети отвечают).
В. : Объясняю, как в нее играть.
Большая матрешка, а вы должны ответить: маленькая, т. е. противоположное слово большая и матрешечка, так как это будет ласково. Кого мы назвали ласковым словом?
Д. : матрешечку
Цветная лента – однотонная ленточка.
Высокий забор – низкий заборчик.
Толстые губы – тонкие губки.
Чистый платок - грязный платочек.
Длинный сарафан - короткий сарафанчик.
Широкая рубашка - узкая рубашечка.
Бросить камень - поднять камешек.
Веселый человек - грустный человечек.
В. : Дети, я думаю, что вам понравилась эта игра, потому что с заданием все справились: правильно называли противоположные и ласковые слова.
В. : Дети, а мне тоже хочется узнать, а с чем пожаловала к нам эта матрешка. Ой, а она не просто матрешка, а матрешка- художница. Эта матрешка хочет, чтобы вы, дети, украсили яркими узорами ее сестриц матрешек. Вам хочется выполнить такое задание? (ответы детей)
Предлагаю детям подойти к столу.
В. : Эта матрешка начала сама раскрашивать, но не доделала, так как хочет проверить ваши способности.
Сегодня будем украшать фартуки матрешек знакомой вам техникой – ниткографией. В работе будете использовать разноцветные нити и клей. Давайте, вспомним, как правильно укладывать нить на листе бумаги.
Кто – то из детей рассказывает:
- Сначала нанесем узоры на сарафан простым карандашом. А потом по этим линиям намазываем клеем и укладываем нить.
В. : Какими линиями мы можем украсить? (прямыми, наклонными, волнистыми, спиралью)
В. : Но перед начало работы, давайте поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика. (под музыкальное сопровождение)
Мы красавицы матрешки (сжимать и разжимать пальцы)
Разноцветные одежки (шевелить пальцами)
Раз – Матрена, два – Малаша,
Мила – три, четыре- Маша,
Маргарита – это пять (загибать по очереди пальцы)
Нас нетрудно сосчитать. (сжимать и разжимать)
В. : Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Дети берут шаблон матрешки и проходят к столам. (звучит музыка)
Дети выполняют работу.
В. : Дети, вы очень красиво украсили матрешек, используя технику – ниткографию. Каждая матрёшка хороша по-своему. Все матрешки символизируют любовь и дружбу. Давайте сделаем выставку ваших работ. (вывесить рисунки на магнитную доску).
В. : Вы настоящие мастера! Пусть они останутся у вас как памятный подарок о вашем творчестве. Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.
В. : Дети, а что бы вы хотели дополнить?
Д. : А можно рассказать стихотворения о матрешке.
В. : Конечно же можно. Слушаем вас.
Дети рассказывают стихи.
1. Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет!
2. Едет по России, плывет за океан
Наша Русская матрешка веселый сарафан,
И теперь диктует моды симпатичный сувенир,
Матрёшек хороводы покорили целый мир.
3. Раскрасавицы-подружки,
Знамениты на весь мир.
Для детей они – игрушки,
А для взрослых – сувенир.
В. : Кукла-матрешка — это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле.
В. : Дети, символом какой страны является игрушка – матрешка? (ответы детей)
- Почему вы так решили?
Д. : Матрешка раскрывает тайну русской души.
Д. : Матрешки символизируют собой любовь и дружбу, благополучие.
В. : Да, дети, сегодня матрешка – визитная карточка России, её слава и гордость. Мы не представляем нашу историю и культуру без этой своеобразной игрушки. И хотя постепенно матрешка из обычной детской игрушки превратилась в предмет искусства, она по-прежнему радует и детей, и взрослых своей красотой и теплотой и готова раскрыть людям свою тайну, подарить им кусочек яркого солнца и хорошее настроение.
Список используемой литературы:
Богоуславская И. Я. Русское народное искусство. Л., 1968
Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Мы гордимся стариной, стала нам она родной. Апатиты, 1999
Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2008
Корчаловская Н. В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников. М., 2003