Наталья Горонкова
Конспект НОД «Мала печка, да тёпленька!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель- Формирование представлений у детей о том, что в старину в каждом доме коми народ ставили печь и она служила для обогрева и приготовления пищи.
Задачи:
1. Дать детям сведения о печке как о важнейшем элементе северного дома.
2. Продолжать формировать представления о предметах быта: утвари, посуде (солонка, ковш, хлебница, полотенце); одежде (малица, рукавица); обуви (пимы, носки, их назначении, об особенностях материала, формы и цвета.
Темочки:
- Быт и народные традиции, предметы старины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народный быт. Конспекты
- Русская печь, печка
- Темочки
3. Формировать представления о людях коми, проживающих на территории села: национальном языке и искусстве, добрых качествах личности и трудолюбия, народных традициях.
4. Воспитывать у детей тёплые чувства к быту коми людей, желание использовать коми слова в игре и в быту. Воспитывать чувства принадлежности к народу коми.
Предварительная работа:
1. Словарная работа:
- Хозяйка, коми женщина- коми ань;
- Печь- пач;
- Ухват- укват;
- Тепло- шоныд;
- Хорошо- бур;
- Хлеб- нянь;
- Картошка- картупель;
- Спасибо- атть;
- Здравствуйте- видза оланныд;
2. Рассматривание иллюстраций печек из сказок и разных народов;
3. Беседа: «У холодной печи не согреешься»;
4. Разучивание пословиц и поговорок о печи;
5. Знакомство с коми детским фольклором и загадками о печи;
6. Игровое действие: «Что приготовим на печи?»
Метод:
1. Словесный- прием: диалог;
2. Игровой- прием: принятие роли на себя, сюрприз;
3. Наглядный;
4. Практический;
5. Исследовательский
Материал:
1. Русская печь в натуральную величину;
2. Посуда- чугунок, глиняный горшок, противень;
3. Ухват, лопатка, веник для чистки печки;
4. Кирпичи (натуральные и игрушечные);
5. Угольки, зола;
6. Испечённый хлеб, варёный картофель;
7. Керосиновая лампа;
8. Одежда для хозяйки- коми сарафан, фартук, кокошник, платок;
9. Аудиозапись песен на коми языке;
10. Столы для моделирования печек и рисования угольками;
11. Рукомойник;
12. Полотенце на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Сегодня к нам на занятие пришли гости, поприветствуем их на коми языке.
«Видза оланныд» (Здравствуйте)
- Давайте, ребята, заглянем друг другу в глазки, хорошее настроение у всех нас!
«Бур!» (Всё хорошо)
- Мы живём с вами в северном таёжном Коми крае. Зима долгая и холодная. Как коми народ защищался от холода?
(Выслушать варианты детей, подвести их к жизни деревень, где нет центрального отопления и электрического освещения)
- А о чём мы сегодня будем говорить, вы узнаете угадав загадку коми народа:
«Быд керкаын кыд Малань»
(В каждом доме толстая Маланья, которая кормит и обогревает)
В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет. ( Ответ: Печь)
- В каждом доме ставили печь. А какой же дом без хозяйки? Как вы считаете, смогу ли я быть хозяйкой? (поблагодарить детей за доверие, пожелать быть гостеприимной хозяйкой; воспитатель надевает коми сарафан, фартук, кокошник)
(Звучит песня- аудиозапись на коми языке, дети идут по тропинке к коми избе)
Хозяйка:
- Видза оланныд челядьяс! (Здравствуйте дети) Проходите, проходите, дорогие гости да усаживайтесь на скамейки, верно устали с дороги. Давайте познакомимся. Я хозяйка-ме коми ань. А вас как зовут? (Тэ кодi)
( дети называют себя ласково по коми: ме- детинка Кимук, ме- нывка Ярославук, ме- нывка Лизук)
- Посмотрите, какая у меня большая печь, на коми языке будет- пач. У меня уже печь (пач) истоплена, чтобы вам было тепло (шоныд) и хорошо (бур) в моей коми избе.
(хозяйка приглашает детей ближе к печи)
- Дети, покажите мне отверстие в печи, куда кладут дрова? Дрова кладут с вечера, а только утром зажигают.
«Пач, пач ломтысь,
Прт, прт пузьы ж, пузьы!
Пач,пач, яр, яр.
Уль пу доддя мун.
Кос пу доддя тэныд локт!» (из детского фольклора)
«Печь, печь, топись.
Котёл, котёл, закипи же, закипи!
Печь, печь, разгорайся ярче,
Воз сырых дров уходит в лес,
Воз сухих дров к тебе идёт!»
- А ещё печь располагалась таким образом, чтобы отверстие было повёрнуто в сторону окна. Дети. Как вы думаете, почему?
(ответы детей, уточнить- раньше электричества не было, помещения изб освещались дневным светом, а так же лучинками, а потом керосиновыми лампами (показать и дать возможность потрогать, а хозяйке надо было видеть, что делается внутри печи)
- Ребята, подумайте, какую же посуду можно ставить в печь, чтобы она не горела, а пища была вкусной?
(чугунки, глиняные горшочки, противень- показать, предложить потрогать)
- В чугунке готовят суп, картошку (картупель); в глиняном горшочке- кашу, творог из молока; противни для выпекания хлеба (нянь, шанешек, рыбников.
- Кто обратил внимание, чем же я положила чугунок в печь? Да, этот рогатый предмет называется ухват, по- коми укват.
- У меня и хлеб подоспел, а как же вытащить из печи противень с хлебом (нянь?
(дать возможность детям рассмотреть принадлежности хозяйки у печи (пач)
- Противень вытащим вот такой специальной лопаткой.
«Тупсь- тапось «Хлеб- хлебец
Пачо дзун В печь толк.
Уль али кос? Сырой или испёкшийся?
Кос Ням- ням!»
Ням, ням, ням!»
(из детского фольклора)
- Ребята, кто мне поможет вытащить из печи чугунок с картошкой (картупель) и противень с хлебом (нянь?
(с детьми хозяйка по- очереди вытаскивает ухватом чугунок и лопаткой- противень, приговаривая: «Что есть в печи, всё на стол мечи» (русская пословица)
- Чтобы в доме было тепло (шоныд, печь закрывается вот так (хозяйка демонстрирует движение задвижки- вьюшки). Печь истоплена, представили, что она горячая, подумайте, что можно делать на верхней части печи?
(ответы детей, обобщить- здесь можно отдохнуть, погреться с мороза и даже поспать, можно сушить обувь, носки, рукавицы- продемонстрировать)
- Ребята, как вы думаете, что за помощник хозяйкин?
(показ своеобразного веника из пихты- ответы детей- обобщить ответы- после того, как печка уже протопилась и остыла, хозяйка обязательно чистила внутри небольшим веником из пихты, который прикреплён на палке)
- Среди золы встречались и угольки, угольки не выбрасывали. Что можно ими делать?
(ответы детей выслушать и объяснить- карандаши в давние времена не продавали, а детям хотелось рисовать, вот угольками дети и рисовали, посмотрите как. (показ, предлагается детям порисовать угольками на листе бумаги)
- Обратите внимание на руки, какие они стали? (Грязные) Давайте мы руки помоем.
- Эти угольки я дарю вам и вы их на занятии по рисованию сможете использовать.
- Мы сегодня много говорили о печке, северные люди особенно любят печку, её тепло, недаром они придумали много пословиц и поговорок:
1. Коми пословица:
• «В особой печи его обжигали» - «Торъя пачын сiйс жигайтмась»
(Сущность людей)
2. Русские пословицы:
• «У холодной печи не согреешься» (Печка)
• «Как ни мечи, а лучше на печи»
(О труде и трудолюбии, лени и нерадивости, Печка, О работе и безделье)
• «Сижу у печи да слушаю людские речи» (Свое, чужое, Язык, речь, Печка)
• «Добра та речь, что в избе есть печь» (Печка)
• «Чего есть в печи, все на стол мечи» (Печка)
• «Мала печка, да тепленька» (Печка)
• «Иного хлебом не корми, только с печи не гони» (Лень, Печка)
• «На печи сидел, кирпичам молился»
- О чём люди хотели сказать в последней пословице?
(ответы детей, обобщить- печь клали из кирпичей, а чтобы кирпичи не падали. Их укрепляли специальным раствором из песка и глины)
- Печь строил хозяин избы. Желаете побыть хозяевами? Сейчас мы с вами на некоторое время побудем хозяевами:
«Раз, два тут повернись,
В хозяева превратись!»
(Звучит песня- аудиозапись на коми языке)
- Подумайте, какую печь вы желаете поставить в своей избе? Вы должны выбрать для своей печи (пач) кирпичи, у вас будут варианты.
(моделирование детьми печки из выбранных ими кирпичами, каждый вариант обследовать и обобщить- настоящие кирпичи для печей нагреваются при растопки и долго держат тепло)
- Ответьте, пожалуйста, что интересного для себя узнали? Что трудно было понять сегодня на занятии о печке? Какие коми слова запомнили? А ещё от себя, хозяйки, дарю вам хлеб (нянь, испечённый в печи, в обед поедите. Всем спасибо (атть!