Елена Чаус
Конспект НОД «Люблю березу русскую» (на прогулке)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширить и систематизировать знания детей о березе.
Задачи:
обучающие:
• продолжать формировать представления о березе как символе России;
• закрепить знания о характерных особенностях березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев;
• формировать культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней;
Публикация «Конспект НОД „Люблю березу русскую“ (на прогулке)» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Береза. Наблюдения на прогулке
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прогулка. Наблюдения за деревьями
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
• продолжать знакомить со значением березы в жизни человека;
• активизировать речь и обогащать словарный запас детей;
развивающие:
• развивать познавательный интерес детей, интерес к народной культуре;
• развивать крупную и мелкую моторику;
воспитательные:
• воспитывать чувство любви к березке и бережное отношение к ней.
Предварительная работа:
Беседы: «Береза – символ России», «Во поле береза стояла», «Ай, да, березка»; чтение рассказов и стихов о березе; чтение пословиц и поговорок, загадок, легенд и мифов; дидактические, подвижные, словесные игры, игры-перевоплощения; тематические наблюдения; опытно-экспериментальная деятельность; экскурсия «Наша русская березка».
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Ход проведения
1. Организационный момент
Воспитатель: Дети, отгадайте загадку:
Русская красавица
Стоит на поляне,
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.
(Береза)
- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить? (Ответы детей)
Правильно, мы поговорим о березке.
2. Работа по теме занятия
Воспитатель: Почему березу называют русской красавицей? (Стройная, с тонкими поникшими ветвями, нарядной листвой – береза всегда вызывает восхищение)
- Березка – символ нашей Родины. Это символ красоты нашей родной природы. Люди издавна заметили красоту этого дерева. Сколько загадок песен, стихов посвящено березке.
Отгадывание загадок
Это дерево – символ России,
От него исходит нежный свет,
Делится своей целебной силой,
И роднее дерева нам нет.
Как распустит кудри золотые –
Так девчата встанут в хоровод.
А полюбит дерево кого-то –
Счастье и удачу принесет.
(Береза)
Разбежались по опушке,
В белых платьицах подружки.
(Береза)
Сама бела, зеленую шапку надела.
(Береза)
Высока росточком,
Клейкие почки,
Зеленые листочки.
(Береза)
В белом наряде стоит при параде.
Летом мохнатенька, зимой суковатенька.
(Береза)
Чтение стихотворений (дети)
Береза
И. Токмакова
Если б дали березке расческу,
Изменила б березка прическу :
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у нее в привычку
По утрам заплетать косичку.
Береза
А. Прокофьев
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее, заречную,
С нарядными оплечьями,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березу русскую,
Она всегда с подружками
Весною хороводится,
Целуется, как водится,
Идет, где не горожено,
Поет, где не положено,
Под ветром долу клонится,
И гнется, и не ломится!
Дидактическая игра «Назови ласково»
Береза – березка, березонька;
Лист – листочек;
Ветка –
Дерево –
Лес –
Роща –
Рассказ воспитателя с элементами беседы «Чем березка хороша?»
- С давних времен люди с большой любовью относились к березе. На летний праздник Троицы дома украшали веточками березы, девушки плели венки из них и бросали в речку, гадая, с какой стороны жениха ждать.
- На тонкой коре березы – бересте – писали первые письма.
- Из бересты плели туески и короба, в которые собирали грибы да ягоды. Вспомните сказку «Маша и медведь». Где Маша спряталась с пирожками? (Ответы детей)
- А березовые дрова горят долго и дают много жару, от чего в домах всегда было тепло.
- Жарко натопит хозяин баньку, берет с собой веник березовый в парилку. Напарится, нажарится, веником себя нахлещет. От такой бани и старик добрым молодцем станет. Никакие хвори да болезни не пристанут ни к взрослым, ни к ребятне.
- В березовой роще даже в хмурый день светло от белоствольных красавиц. А в жару под густою кроною тенек да прохлада.
- Весною березка угощает всех соком березовым, пользой земли насыщенным.
- А под стволами берез по осени грибники собирали много подберезовиков. Да и старое, упавшее дерево гостинец грибнику готовило: опята на себе растило. Всю зиму люди грибы ели, да нахваливали.
- Вот какая березка наша. Давайте, посадим березку, пусть растет.
Физминутка «Мы березку посадили»
Мы березку посадили, (Имитация посадки и полива дерева)
Мы водой ее полили.
И березка подросла, (Присели, встали, выпрямились, руки – вверх)
К небу ветки подняла.
А потом их наклонила (Наклониться вперед, покачать руками)
И ребят благодарила.
Характеристика биологических особенностей березы (у дерева)
Воспитатель: Скажите, а что есть у березы, как и у любого другого дерева? (Корень, ствол, ветки, листья, цветы, плоды)
- Какой ствол у березы? (Ответы детей)
- Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол)
- Почему береза имеет белую кору? (В коре березы есть особое вещество – бетулин, который окрашивает кору в белый цвет)
- Как вы думаете, кора дышит? (Предположения детей)
- Какие ветки у березы? (Ответы детей)
- Что такое крона? (Ответы детей)
- Как можно определить – это березовый листок или нет? (Предположения детей)
- Есть ли у березки цветы, плоды, семена? (Предположения детей)
Дидактическое упражнение «Подбери словечко»
- Подберите к слову «береза» похожие слова: березка, березушка, березонька, березочка, березовый, березняк, подберезовик…
- Береза какая? (Русская, кудрявая, белоствольная, стройная, пятнистая, красивая, родная)
Воспитатель: Береза не только радовала глаз. Она была еще и доброй помощницей крестьян. В длинные, зимние вечера, когда не было электричества, избу освещала лучина, она была березовая. Лучина горела ярко и не коптила.
Когда строили избу, потолок поверху непременно покрывали листами тонкой березовой коры – бересты. Она не пропускала в избу влагу, если даже крыша прохудилась. Часто из бересты мастерили ведра – туеса, в которых хорошо хранились молоко и вода.
В бане русский человек издавна привык париться с веником. И веник этот непременно был березовый.
В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подметку – между двумя слоями кожи – вставляли прослойку из березовой коры – бересты. Она не пропускала внутрь влагу. И воины реже болели в дождливую погоду.
В настоящее время береза также имеет громадное значение для человека. Всюду служат нам вещи, сделанные из ее древесины: фанера, лыжи, мебель.
Березовые дрова признаны лучшими.
Березовая сажа используется для изготовления красок и чернил.
Игра «Кто больше назовет предметов, сделанных из березы?»
3. Итог занятия
1. Чем отличается береза от других деревьев?
2. Почему у березы белый ствол?
3. Почему так приятно прикасаться к березке?
4. Чем березка хороша?
5. Какие красивые слова можно сказать о березе?