Марина Бачурина
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Весна в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Бачурина Марина Алексеевна.
Конспект НОД. Образовательная область "Коммуникация". Тема: "Весна в лесу". Старшая группа.
Цель: Расширять знания детей о диких животных и их детёнышах.
Программные задачи:
1. Образовательные: Дать представления об изменениях в жизни диких животных весной;
Закрепить знания о признаках весны;
Закрепить основы экологического воспитания.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Весна в лесу“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
2. Развивающие: Расширить словарный запас детей за счёт имён существительных – название детёнышей животных (медвежонок, волчонок, лисёнок, ежонок, бельчонок, зайчонок) и глаголов (линяет, чешется, прыгает, ползает);
Активизировать употребление в речи антонимов (холодный – тёплый, голодный – сытый, худой – толстый, густой – редкий);
Развивать творческие способности – умение воспроизвести в движении походку и характер животного;
Развивать логическое мышление (умение отгадывать загадки).
3. Воспитательные: Воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
Дидактический материал:
Демонстрационный: Мультимедийный экран для показа презентации слайдов;
Таблица «Весна в лесу»;
Трек «Звуки природы: пение птиц»;
Плакат: «Где, чьи следы?»
Образец для рисования: «Первые листочки».
Раздаточный: Предметные картинки: «Дикие животные», «Детёныши диких животных», бумага для рисования, зелёная и коричневая краски, кисточки, вода, салфетки по количеству детей.
Предварительная работа: Показ таблицы с изображением картинок о первых признаках весны в лесу, показ сопровождается рифмовкой:
«Солнце припекает, снег по всюду тает.
Лопаются почки, растут, растут листочки.
Травка появляется, мишка просыпается.
Звери дикие линяют – шубы зимние меняют.
Весной родились малыши,
У всех зверей детёныши».
Рассказ воспитателя о жизни животных в лесу : всю зиму спал не только медведь, но и ёж. «Ещё с осени ёжик зарылся в опавшие листья и проспал там все холода и метели. Но солнышко припекло, стало тепло – проснулся ёжик – «Фр-фр-фр вставать пора – весна пришла».
Рассказать детям, что все лесные звери очень рады весне. Зимой было холодно и голодно, а теперь стала расти трава, на деревьях и кустах появились первые листочки. Рады зайчики, надоело им за зиму ветки да кору грызть, хочется отведать свежей зелени. На прогретую землю начали выползать жуки, червяки, всё чаще из своих норок выходят полевые мыши. Значить и ежам будет, чем подкрепиться.
Весной животным жарко в зимней шубке, слишком мех густой. А солнышко всё горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно у них выпадает старая шерсть – мех становится редким.
Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубы. У зайца зимой мех был белым, а весной стал серым. Так ему в лесу легче прятаться от хищников. Зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, а весной серый мех помогает под кустиками от врагов прятаться. Белка тоже наряд меняет – зимой была в густой серой шубе, а весной поменяла и стала рыжей. В кронах сосен её теперь не сразу заметишь.
После рассказа задать вопросы детям:
- Кто зимой спал, а кто нет?
- Почему медведь и ёж весной проснулись?
- Почему звери линяют – шубы зимние меняют?
- У каких диких животных летом мех не такого цвета, как зимой?
- Для чего это нужно?
Рассказать детям, что весной у всех диких животных появляются детёныши. Рассмотреть картинки с изображением детё нышей этих животных и назвать их:
У зайца - зайчонок, у белки - бельчонок, у волка - волчонок, у ежа - ежонок, у медведя - медвежонок.
Используемые методы и приё мы: Показ, рассказ, объяснение, сюрпризный момент использование ИКТ, игры.
Интеграции областей: образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Безопасность», «Социализация», «Физическая культура», «Здоровье», «Художественное творчество».
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель: - Представьте себе, ребята, что мы с вами в весеннем лесу.
Трек №1 «Звуки природы: пение птиц».
Воспитатель: - Послушайте звуки природы, пение птиц.
- Встаньте на дорожку, и подровняйте ножки. И сейчас мы поговорим, что мы увидели в весеннем лесу
М/ м: слайд 1 – «Весна в лесу»
Воспитатель: - Расскажите, что вы видите в весеннем лесу.
Составление рассказа по иллюстрациям. Образцом может получиться рассказ воспитателя.
Дети: - Составляют рассказы.
Воспитатель: - А сейчас мы с вами поиграем.
Игра: «Отгадаем и расскажем»
Воспитатель: - загадывает загадки о диких животных.
М/ м: слайд 2 – отгадки.
На овчарку он похож, что ни зуб – то острый нож:
Он бежит, оскалив пасть, на овцу готов напасть.
(волк)
То орех, то шишку, в дом несёт детишкам.
Летом – рыжий огонёк,
Зимой – серенький дымок.
(белка)
Что за зверь лесной, встал как столбик, под сосной.
И стоит среди травы, уши больше головы.
(заяц)
Все говорят, что я похож на папу,
Такой чёрно-бурый, такой косолапый…
Но только и папа похож на меня,
Такой же охотник до мёду, как я!
(медвежонок)
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост её краса.
Этот зверь лесной?
(лиса)
Кто подушечку с иголками,
Обронил в лесу под ёлками?
Что с ней делать, я не знала,
Долго думала, стояла, а подушка убежала.
(ёж)
Дети отвечают индивидуально, без подсказок. Если ребёнок затрудняется с ответом, следует обратиться за помощью к другим детям.
По мере отгадывания загадок, на экране мультимедиа – появляется отгадка. Отгадывая загадки нужно использовать звукоподражание и артикуляцию движений.
Воспитатель: - Раздаёт картинки с изображением диких животных.
Воспитатель: - Говорил медведь: Где мой медвежонок? (вопросительной интонацией)
Дети: - Нет моего медвежонка (с печалью в голосе)
Так происходит с остальными зверями (волком, лисой, зайцем, белкой и ежом).
Воспитатель: - Ребята, у наших зверят запутались следы, давайте их распутаем и поймём, кто куда ушёл?
На картинке расположены следы диких животных. Следы некоторых зверей похожи, но отличаются по размеру.
Например: следы зайца и белки, следы волка и лисы.
Воспитатель: - Показывает картинки следы птиц и животных.
М/ м: слайд 3 – «Следы птиц и животных»
Дети: - Присаживаются и самостоятельно соединяют следы мам и их детёнышей.
Рекомендуем соединять разноцветными карандашами, чтобы чётко было видно по цвету, кто в какую сторону побежал.
Воспитатель: - Ребята, а давайте попробуем дорисовать, кто к какому домику побежал?
Воспитатель: - К следам медведя мы дорисуем – берлогу, следы белки приведут нас к дереву с дуплом, и т. д.
Трек №1 «Звуки природы»
Дети: - приступают к выполнению задания.
Дети: - выставляют свои рисунки на доске, затем уточняют у кого какое жилище.
Воспитатель: - Поиграем сейчас с вами в игру: «Узнай маму»
Игра: «Узнай маму»
Один ребёнок изображает зверя, остальные участники игры узнают и называют этого животного. Каждому ребёнку предоставляется выбрать себе картинку с детёнышем, узнавшим свою маму.
Воспитатель: - Звери очень обрадовались, потому, что нашлись и детёныши.
А сейчас мы поиграем в другую игру, и покажем, кто с кем соединился.
Игра: «Мамы и детёныши»
М/ м: слайд 4 - показать картинок «мама и детёныш»
Например: две картинки – «Лиса с лисёнком»
Воспитатель: - Где здесь мама, а где её малыш?
Дети: - Ответ.
Воспитатель: - Как вы это поняли?
Дети: - Ответ (мама большая, а детишки маленькие)
Воспитатель: - А давайте мы с вами проведё м наблюдение:
- У лисы – нос, а у лисёнка…
Дети: - Носик.
- У лисы – рот, а у лисёнка…
Дети: - Ротик и так далее.
Воспитатель: - Хвалит детей за то, что они помогли зверятам найти мам.
Итог занятия: - оценить работу детей.
Игра: «Закончи фразу»
Воспитатель: - Какое сейчас время года?
Уточнить, какое время года было до весны, а какое время года наступит после неё.
- Зимой в лесу холодно, а летом….
(тепло)
- Зимой волк голодный, а летом…
(сытый)
- Зимой медведь худой, а летом…
(толстый)
- Зимой у лисы мех густой, а летом…
(редкий)
Воспитатель: - Хвалит детей.
Воспитатель: - Читает отрывок из стихотворения.
На ветках плотные комочки,
В них, дремлют клейкие листочки.
Что же это за комочки?
Отвечайте – это…. (почки)
Воспитатель: - Предлагаю вам ребята, превратить зимнюю полянку в весеннюю. С помощью карандашей нарисовать на кустах и деревьях первые листочки.
Дети: - Выполняют работу.
Воспитатель: - Как только лесные жители узнают о том, что в лесу распустились первые зелёные листики, они тут же прискачут, прибегут и прилетят на эту полянку.
Воспитатель: - Вот и мы с вами сегодня сделали доброе дело, посмотрите, как зазеленела наша весенняя полянка. И я уверена, что на ниё сбегутся множество разных зверей.