Ольга Слесарева
«Нанайцы». Конспект НОД из цикла занятий «Народы Приамурья»
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа:
• Чтение нанайских сказок.
• Рассматривание иллюстраций из жизни нанайцев.
• Беседы о коренных жителях Амура.
• Знакомство с национальными играми нанайцев.
• Слушание нанайской музыки, песен (запись на диске).
• Подготовка макета Хабаровский край. На макете Амур, нанайское стойбище с лодками.
• Сбор и подготовка экспозиции «нанайское стойбище».
Публикация «„Нанайцы“, Конспект НОД из цикла занятий „Народы Приамурья“» размещена в разделах
• Изготовление сюрпризного момента, подарков куклы Фуди, национальных халатов. Халаты тети будут украшать узорами на последующем занятии.
Цель занятия :
• Продолжать знакомить детей с народностью «нанайцы», с их обычаями, культурой, искусством. Обобщать полученные ранее знания.
• Воспитывать уважительное отношение к разным народностям.
• Зародить у детей желание сделать своими руками поделку в стиле нанайских этнических узоров.
• Познакомить с нанайскими играми. Воспитывать в ходе игр чуткость, выносливость, ловкость, слуховое внимание и восприятие. Упражнять в пантомимике.
Ход:
Организационный момент:
Беседа о том, в каком городе, крае живут дети. Кто мы по национальности. Рассмотреть макет Хабаровского края, реки Амур.
Сюрпризный момент:
В гости пришла кукла Фуди. Кукла здоровается по нанайски «Богачо анну».
Ребята здороваются с куклой по нанайски.
Рассматривание куклы и ее внешнего вида: халата, унтов, национальных узоров.
Кукла приглашает детей посетить нанайское стойбище и послушать рассказ о жизни коренных жителей Амура.
Основная часть:
Воспитатель приглашает детей пройти в театрализованное стойбище.
Первая зона (мужская).
Знакомство с профессиями мужчин: рыбаки, охотники.
Рассмотрели рыболовные снасти: сети, острогу, нанайскую лодку на иллюстрации и вылепленную из пластилина.
Рассмотрели охотничье снаряжение: лук, стрелы.
В ходе рассматривания дети получают информацию о том, что охотились нанайцы только с целью получить пищу и шкуры для одежды. Зря животных никогда не убивали, никогда не трогали маму с детенышами.
Знакомство с бубном шамана. Попробовали бить в бубен.
Игра «Перетяни палку». Беседа о том, что в играх мальчики развивали силу, выносливость, зоркость, ловкость. Знакомство с правилами игры.
Вторая зона (женская).
Знакомство с жизнью нанайской семьи, с обязанностями женщин по дому, с их мастерством по изготовлению разных видов одежды: халаты, подушки, ковры, туеса, украшения из камней, бересты, меха, рыбьей кожи, дерева.
Рассматривание узоров. Что они обозначают: волны Амура, природу, рыбы, птицы.
Рассматривание цветовой гаммы узоров. Беседа о том, что обозначают разные цвета у нанайцев : красный - огонь, желтый - солнце, синий - вода, зеленый - растения.
Рассматривание экспозиции: детские халаты, иллюстрации из жизни нанайской семьи, украшения, домашняя утварь (деревянные ложки).
Знакомство с нанайскими игрушками – чурочками: деревянные фигурки животных: собака, олень, лиса, волк; лодки; охотник и другие.
Игра: «Каук».
Беседа о том, как женщины готовили детей в жизнь с помощью разных игр, в которых воспитывались смелость, ловкость, зоркость. Знакомство с правилами игры «Каук». С закрытыми глазами, с помощью чуткого слуха, по повадкам, по походке (движениям) «охотник» должен определить животного. Детям надели эмблемы с изображениями различных животных, вспомнили, как они передвигаются.
Третья зона (казан над «костром».)
Дети садятся вокруг «костра» и слушают рассказ воспитателя о том, как в трудах, заботах проходит день у нанайцев, а вечером вся семья собирается у костра. Взрослые рассказывают малышам сказки, былины. Под национальную музыку нанайцы танцуют, изображая движение волн, плеск рыбы, дуновение ветра, полет птиц и бег зверя.
Дети под нанайские мотивы «танцуют» сидя вокруг костра - повторяют следом за воспитателем ритмические движения.
Дети прощаются с Фуди, приглашают ее в гости.