Хубиева Лаура Азнауровна
Конспект НОД по формированию элементарных математических способностей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование элементарных математических способностей.
Интеграция с другими областями: Речевое развитие, основы безопасности, физическое развитие.
Программное содержание.
1. Совершенствовать умение составлять число из единиц.
2. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.
3. Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять какой день
недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
4. Обучить детей составлять число из двух меньших чисел. 1
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических способностей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Ь. лакрсшиь умение строить из палочек строить фигуру по образцу.
4. Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9.
Словарная работа: название дней недели, завтра, сегодня, вчера.
Индивидуальная работа. Обучить Рому и Савелия последовательно называть дни недели.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал : снежинка; макет дней недели; 7 коробочек; 7 лепестков, вырезанные из картона (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
Раздаточный материал. Палочки счётные, образец «ракеты», цифры от 1 до 5; карточка с двумя полосками; набор карточек изображением разных предметов и геометрических фигур; лабиринт на тему космос.
ХодНОД Игровая проблема:
-Ребята, вы знаете, к нам в детский сад позвонили наши друзья с Цветочного городка и попросили помочь им. Недавно мимо них пролетала Снежная королева и заколдовала самый красивый и драгоценный цветок «цветик семицветик». Все лепесточки она закрыла в шкатулочки, которые открываются лишь тогда, когда выполнишь правильно задание. Но ребята задание очень трудные, математические. Жители цветочного городка не смогли справиться. Поможем им.
Ответы детей.
-Давайте отправимся в путь. Первая шкатулочка находиться на верхней полочке уголка
«Больнички».
Дети находят закрытую коробочку).
1. Игровое упражнение «Считай дальше».
Воспитатель вместе с детьми встает в круг и объясняет правила игры: нужно продолжить
счет числа (до 10) .
-Ответы детей.
-Правильно ли мы выполнили задание, проверим. Есть ли там лепесток?
(Коробочка открывается, достается красный лепесток. Крепится на доску.) -Отлично справились заданием.
-Другую шкатулку идет искать. Она находиться в шкафу на верхней полочке в уголке рисования. (Ребенок находит закрытую коробочку).
2. Задание «Перепутанные недели» (с моделью)
- Следующее задание ребята, сложное. Нам нужно собрать недели.
- Какой сегодня день недели? (Среда)
- Какой день недели будет завтра? (Четверг)
- Перечислим дни недели шёпотом, (Понедельник, вторник, среда.)
-Какой по счету понедельник, вторник.
-Я ребята в вас не сомневалась. Какие вы молодцы. И этим заданием вы легко справились. (Открывается коробочка. Достается оранжевый лепесток.)
Отправляемся в путь.
-Шкатулочку отправляется искать, она находиться в шкафу на нижней полочке
3. Задание «Найди соседей цифры,»
-Слушайте следующее задание. Для этого нам нужно присесть за стол.
(Садятся за столы)
-Ребята, нам нужно узнать соседей цифр.
-Возьмите карточку с двумя полосками.
-Найди те, пожалуйста, соседей цифры 3,5,7,9
-Миша выйди к доске, пожалуйста, помоги найти соседей.
-Ребята, проверяем, правильно ли получилось.
(Индивидуальные и хоровые ответы).
-Молодцы. Открылась и эта шкатулочка.
(Открывается шкатулка и достается желтый лепесток).
Отправляется искать шкатулку. Нужно дойти до природного уголка, рядом с цветком бальзамин находится следующая шкатулочка. (Ребенок находит 2 закрытых коробочек).
4. Задание «Поставь столько же предметов,какое число я показала».
-Отбери столько предметов.
-Какое число вы составили? (5)
-Как вы составили число 5(1 квадрат, 1 треугольник!овал, 1 бабочка, 1 цветок).
-Вы умницы, справились с таким трудным заданием. Посмотрите, одна шкатулочка открылась. (Достается зеленый лепесток.)
5. Задание. Зрительная гимнастика
-Погмстрите, прилетела к нам снежинка, хочет нам помочь открыть следующую шкатулочку. Она хочет, чтобы мы с ней поиграли.
Зрительная гимнастика Снежинка.
У сестрёнки, у Маринки, Смотрят на ладонь, широко открыв глаза
На ладони две снежинки. Переводят взор вправо, влево
Всем хотела показать, Круговое вращение глазами по часовой стрелке, затем против
часовой стрелки
Глядь - снежинок не видать. Моргают глазами
Кто же взял снежинки Закрывают глаза, отдыхают 10 секунд
У моей Маринки? Повторить 3-4 раза.
-Спяпивг» снежинка, что помогла открыть шкатулочку. (Достается голубой лепесточек). А т*ы знаете, ребята, снежинка мне подсказала, где находится следующая шкатулочка. Она находится на луне. -На чем мы можем долететь до луны? (Ответы детей)
6. Задание. «Выложи ракету из палочек.»
-Ребята попробуем построить ракету. На столе у вас счётные палочки и схема ракеты.
(Ребята складывают из палочек, используя образец.)
- Молодцы! С этим заданием справились хорошо. Отправляемся в далекий полет.
-Вот мы на луне. Ребята, вы помните, как двигаются космонавты в невесомости.
(Медленно,
-Ребята шкатулка находится на верхней полочке уголка «Парикмахерской».
(Дети находят закрытую коробку).
-Друзья, шкатулочка эта открывается только на земле.
7. Задание. Игра лабиринт «Найди дорогу домой»,
-Вы, ребята, на листке бумаги, где нарисован лабиринт, постарайтесь найти выход. Будьте внимательными. (Каждый ребенок находит выход из лабиринта, рисует
карандашом).
-Ребята все попали на землю. Молодцы. Вот и эта шкатулочка открылась. (Достают голубой лепесток и прикрепляют на доску). -Скажите, пожалуйста, сколько лепестков мы нашли? (семь).
10. Задание. Итог.
-Мы все, молодцы! Вместе справились всеми заданиями.
-Скажите, а какое задание вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
-Какое задание Снежной Королевы было сложнее всего выполнить? (Ответы детей).
-Вам понравилось путешествие в космос?
-А вот вам сюрприз. В знак благодарности, жители Цветочного городка, дарят вам самые красивые - раскраски. И вы можете себе создать свою цветочную поляну. (Раздается
раскраски).
Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
Таким образом, игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По моему мнению, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них -учеба, игра для них — труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего мира.
Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Моя работа с дошкольниками строится на основе следующих принципов:
•
Создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
Новое знание вводится, не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности)
Обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своим темпом (принцип минимакса);
•
При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
г'
У детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
•
Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми своего собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества);
Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности)
Игры, развивающие математические способности детей я для себя разделила на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентировки в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
1. Очень важно, чтобы ребёнок научился сравнивать числа, закрепляя последовательность
чисел в натуральном ряду.
В игре «Соседи числа» расставляю пять, шесть предметов, дети запоминают. После изменений в расположении, определяют количество и место расположения (Мишка был третьим, а теперь шестой) и т. д.
Игра СЧИТАЙ НЕ ОШИБИСЬ, помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры говорю, в каком порядке (прямом или обратном) буду считать. Затем бросаю мяч и называю число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Я часто использую игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру пальца и, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. Такое разнообразие интеллектуальных игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы, со сказочными героями, направляющимися к Теремку. Кто будет первый? Кто идет второй и т. д.
2. Знакомя детей, с днями недели объясняю, что каждый день недели имеет свое название.
Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, можно их обозначить
кружочками разного цвета. Наблюдение нужно проводить несколько недель, обозначая
кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли
самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна.
Рассказываю, детям о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по
счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда -
середина недели, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы можно
предложить игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.
Дети с удовольствием играют в игру ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. Используются разнообразные
дидактические игры НАЗОВИ СКОРЕЕ ДНИ НЕДЕЛИ, НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ
СЛОВО, ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ, которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.
З. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Чтобы научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию я использую задания типа: Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади - стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима. При помощи интеллектуальных игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамида и т. д. Очень часто в своей работе я применяю игровую минутку: любую игрушку прячу где-то в комнате, а дети ее находят, или выбираю ребенка и прячу игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Ребятам очень нравятся предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра НАЙДИ ИГРУШКУ, - "Ночью, когда в группе никого не было, к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти. " Распечатываю конверт и читаю: "Надо встать перед столом воспитателя, и пройти 3 шага и т. д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо начнут ориентироваться, задания для них усложняется - т. е. в письме не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятаны предмет. Это вызывает интерес у детей и организует их на занятие.
4. Для закрепления знаний о форме геометрических фигур предлагаю детям узнать в
окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашиваю:
Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? С поверхность крышки стола,
лист бумаги т. д.)
С целью закрепления знаний о геометрических фигурах провожу игру типа ЛОТО. Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагаю детям назвать и рассказать, что они нашли. По карточкам с незавершённым схематическим изображением предметов или геометрических фигур дети придумывают, как дорисовать эти предметы. Затем вместе составляют по ним рассказ. В игре «Кривое зеркало» ребята знакомятся с понятиями форма, размер, цвет. Где предлагается изменить фигуру по одному, двум, трём признакам.
5. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического
мышления, т. е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. С целью
развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения.
Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с таким заданиями начинается с элементарных заданий на логическое мышление - цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагают продолжить рад или найти пропущенный элемент. Кроме того даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной
последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняются.
Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.
Широко использую на занятиях художественное слово (стихи, потешки, загадки, задачи в стихах, задачи - шутки. Они не только вызывают интерес своим содержанием, но и побуждаю детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ, тренируют память, а также способствуют формированию у детей творческой активности, инициативы.
Благодаря использованию продуманной системы дидактических и интеллектуальных игр в регламентированных и нерегламентированных формах работы, дети усвоили математические знания и умения без перегрузок и утомительных занятий. К концу года большая часть дошкольников имеет высокий уровень формирования элементарных
математических представлений.
И в конце хочу подтвердить мысль Петерсона о том, что с дошкольниками заниматься нельзя. «С ребенком надо играть, играть заинтересованно и увлеченно, и тогда наградой нам будут их горящие глаза и желание играть еще и еще пусть радость развлечения постепенно перейдет в радость учения! |
I
i