Ольга Лисина
Конспект НОД «Филимоновская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Колобок» комбинированного вида
Конспект НОД
Подготовила и провела :воспитатель Лисина О. М.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие». «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: эстетически воспитывать детей с помощью народного искусства.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект НОД „Филимоновская игрушка“» размещена в разделах
• Совершенствовать знания детей о филимоновской игрушке.
• Учить рисовать кисточкой узоры полоски, елочки.
Развивающие:
• Развивать интерес к филимоновским игрушкам.
• Развивать эстетические чувства, умение внимательно слушать воспитателя и отвечать на вопросы.
• Вызывать желание что-то сделать самим, перенимая у народных умельцев несложные приемы.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России.
• Воспитывать уважительное и бережное отношение к культуре и истории своей Родины.
Предварительная работа
Знакомство с филимоновской игрушкой, с техникой их выполнения, с мастерами промысла, рассматривание иллюстраций.
Демонстрационный материал:
• Использование мультимедийной техники.
Раздаточный материал: на каждого ребенка
• Фигурка филимоновского коня
• Гуашь разных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая)
• Влажные салфетки
• Кисть
• Непроливайка с водой
Ход НОД:
Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости!
- Ребята, я знаю что вы любите сказки. Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие. Я расскажу вам сказку, о том, как появились филимоновские игрушки. Занимайте свои места, сказка начинается.
(презентация слайдов)
Ни далеко, ни близко, ни за морями, ни за лесами, а за полями да перелесками стояла деревня Безымянная. Жили в той деревне мастера-гончары. Из глины лепили они горшки, крынки — всякую посуду кухонную. Самым искусным мастером в той деревне был гончар по имени Филимон.
Жил он в доме на краю деревни с женой и дочками Танюшкой, Олюшкой и Аннушкой. Филимоновы дочки умели хорошо петь. Любил гончар Филимон своих дочерей, но иногда жалел, что нет у него сыновей. Некому передать и поведать мастерство, секреты особенные. Вот и решил Филимон дочерей научить своему ремеслу.
Как-то раз отправился Филимон глины накопать, а дочкам дал задание чего и сколько налепить. Вернулся, у печи всего 3 горшка стоит, а рядом игрушки глиняные, в печи обожженные: барышни, кавалеры, всадники да живность всякая. Пригляделся, а игрушки не простые, к ним свистульки приделаны.
Стал бранить Филимон дочерей, что вместо дела, безделицей занимаются. Да только дочки за песнями веселыми сами не заметили, как из волшебной глины стали всякие фигурки получаться, а как частушки завели, да руки всем фигуркам свистульки понаделали.
Простил Филимон дочерей за шалость, да песни настрого после работы петь велел. А фигурки те в сарайчике поставил.
Прошло время, стали Филимона дедом звать. Как- то вспомнил дед Филимон о фигурках и решил дать внучатам своим поиграть, да не по нраву белые фигурки деткам были.
Решил тогда перышком куриным узоры написать цвета солнца жаркого да травки весенней. Стали от такой красоты звучать свистульки ещё задорней и заливистей.
Подивилась игрушкам детвора и пришлось Филимону с дочками столько игрушек сделать, что бы ребятишкам хватило.
Деревню Безымянную с тех пор называют Филимоново, а игрушки- филимоновскими. Так до сего дня стоит та деревня Филимоново и песня в ней звучит, а значит, лепят мастера — потомки деда Филимона — игрушки волшебные детям на забаву.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка (ответы детей)
-А сейчас, я предлагаю посмотреть на филимоновские игрушки.
(показ слайдов)
Воспитатель: Все игрушки не простые, а волшебно – расписные, забавные, веселые. Посмотрите на их шеи такие вытянутые, будто удивляются. А ещё это не просто игрушки, а свистульки. У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей.
Воспитатель: Вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Украшают узорами «ветвистой елочкой», «яркой ягодкой», «звездочкой лучистой» или «солнышком». А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.
- Посмотрите и скажите, на кого похожи игрушки?
- Какие цвета использовали мастера в росписи игрушек?
- Из каких элементов состоит филимоновский орнамент?
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в филимоновских мастеров и самим попробовать расписать вот такого коня? (демонстрация нераскрашенной модели коня).(ответы детей)
Воспитатель: Тогда я предлагаю сесть за столы и закрыть глазки…
-1,2,3, ребят в мастеров преврати!
Воспитатель: Открывайте глаза, мастера! Сядьте удобно, спины выпрямили! Работа предстоит трудная! Для того, чтобы узоры получились красивые, аккуратные, разомнем руки и пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Лошадка».
- Но! – сказали мы лошадке (пальцы обеих рук барабанят по столу)
И помчались без оглядки. (пальцы имитируют бег)
Вьется грива на ветру. (ладонью плавно машут)
Вот и дом. Лошадка, тпру! (пальцы имитируют крышу дома)
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Молодцы! Какие яркие красивые узоры! Вы поработали как настоящие мастера!
-А теперь закройте глаза, начинаем обратное превращение!
-1,2,3, мастеров в ребят обратно преврати! Ребята, открывайте глазки!
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали?
Что интересного узнали?
(ответы детей)
Воспитатель: Спасибо за работу.
Ход НОД:
1 слайд Воспитатель: - Здравствуйте ребята! Здравствуйте гости!
- Ребята, я знаю что вы любите сказки. Так вот сегодня у нас волшебное, сказочное занятие. Я расскажу вам сказку, о том, как появились филимоновские игрушки. Занимайте свои места, сказка начинается.
(презентация слайдов)
2 слайд Ни далеко, ни близко, ни за морями, ни за лесами, а за полями да перелесками стояла деревня Безымянная. Жили в той деревне мастера-гончары. Из глины лепили они горшки, крынки — всякую посуду кухонную. Самым искусным мастером в той деревне был гончар по имени Филимон.
3 слайд Жил он в доме на краю деревни с женой и дочками Танюшкой, Олюшкой и Аннушкой. Филимоновы дочки умели хорошо петь. Любил гончар Филимон своих дочерей, но иногда жалел, что нет у него сыновей. Некому передать и поведать мастерство, секреты особенные. Вот и решил Филимон дочерей научить своему ремеслу.
4 слайд Как-то раз отправился Филимон глины накопать, а дочкам дал задание чего и сколько налепить. Вернулся, у печи всего 3 горшка стоит, а рядом игрушки глиняные, в печи обожженные: барышни, кавалеры, всадники да живность всякая. Пригляделся, а игрушки не простые, к ним свистульки приделаны.
5 слайд Стал бранить Филимон дочерей, что вместо дела, безделицей занимаются. Да только дочки за песнями веселыми сами не заметили, как из волшебной глины стали всякие фигурки получаться, а как частушки завели, да руки всем фигуркам свистульки понаделали.
Простил Филимон дочерей за шалость, да песни настрого после работы петь велел. А фигурки те в сарайчике поставил.
6 слайд Прошло время, стали Филимона дедом звать. Как- то вспомнил дед Филимон о фигурках и решил дать внучатам своим поиграть, да не по нраву белые фигурки деткам были.
7 слайд Решил тогда перышком куриным узоры написать цвета солнца жаркого да травки весенней. Стали от такой красоты звучать свистульки ещё задорней и заливистей.
Подивилась игрушкам детвора и пришлось Филимону с дочками столько игрушек сделать, что бы ребятишкам хватило.
8 слайд Деревню Безымянную с тех пор называют Филимоново, а игрушки- филимоновскими. Так до сего дня стоит та деревня Филимоново и песня в ней звучит, а значит, лепят мастера — потомки деда Филимона — игрушки волшебные детям на забаву.
Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка (ответы детей)
-А сейчас, я предлагаю посмотреть на филимоновские игрушки.
(показ слайдов)
9 слайд Воспитатель: Все игрушки не простые, а волшебно – расписные, забавные, веселые. 10 слайд Посмотрите на их шеи такие вытянутые, будто удивляются. А ещё это не просто игрушки, а свистульки. 11 слайд У барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат – в гусей.
Воспитатель:12 слайд Вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Украшают узорами «ветвистой елочкой», «яркой ягодкой», «звездочкой лучистой» или «солнышком». 13 слайд А элементы обозначают следующее: круг – солнце, треугольник – земля, елочки и ростки – символ растительности и жизни. Лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза и рот.
- Посмотрите и скажите, на кого похожи игрушки (барышни с кувшинами, мужички, лошадки, корова, гуси)
- Какие цвета использовали мастера в росписи игрушек (зеленый, красный, жёлтый)
- Из каких элементов состоит филимоновский орнамент (елочка, треугольник, круг, полоска)
(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а вы хотите превратиться в филимоновских мастеров и самим попробовать расписать вот такого коня? (демонстрация нераскрашенной модели коня).(ответы детей)
Воспитатель: Тогда я предлагаю сесть за столы и закрыть глазки…
-1,2,3, ребят в мастеров преврати!
Воспитатель: Открывайте глаза, мастера! Сядьте удобно, спины выпрямили! Работа предстоит трудная! Для того, чтобы узоры получились красивые, аккуратные, разомнем руки и пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Лошадка».
- Но! – сказали мы лошадке (пальцы обеих рук барабанят по столу)
И помчались без оглядки. (пальцы имитируют бег)
Вьется грива на ветру. (ладонью плавно машут)
Вот и дом. Лошадка, тпру! (пальцы имитируют крышу дома)
Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Молодцы! Какие яркие красивые узоры! Вы поработали как настоящие мастера!
-А теперь закройте глаза, начинаем обратное превращение!
-1,2,3, мастеров в ребят обратно преврати! Ребята, открывайте глазки!
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, где мы с вами побывали?
Что интересного узнали?
(ответы детей)
Воспитатель: Спасибо за работу.