Папки-передвижки

Роль семьи в формировании культуры поведения дошкольников

Надежда Куряпина
Роль семьи в формировании культуры поведения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Роль семьи в формировании культуры поведения дошкольников.

Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.

Нравственное воспитание ребенка начинается с самого раннего возраста и должно осуществляться постоянно и систематически. Оно должно быть направлено на формирование у детей лучших моральных качеств и чувств: патриотизма и гуманизма, любви к труду и дисциплинированности, честности и правдивости, чувства долга и ответственности, собственного достоинства и общественного долга, скромности, твердости воли и характера и др.

Темочки:

Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

Конечно, нельзя отрицать, что в формировании личности ребёнка также принимают активное участие и школа, и друзья, и телевидение, весь строй нашей жизни. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.

Личный опыт общения ребенка еще очень беден, ребенок часто может быть грубым только в силу незнания того, когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом. Хотя осознания ребенком своего поведения, своих действий – необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек моральных норм поведения.

Решение всех задач по формированию культуры поведения помогает общению ребенка с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведения человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность постепенно формируют соответствующие негативные качества личности.

Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.

Успешное формирование этих правил начинается в семье и только посредством личного примера родителей. Поведение родителей определяет поведение детей.

О важности роли личного примера родителей известно давно. Л. Н. Толстой определил роль личного примера следующим образом: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем. Воздействовать же на сердце можно заразительностью примера. Ребенок увидит, что я раздражаюсь и оскорбляю людей, что я заставляю других делать то, что сам могу сделать, что я потворствую своей жадности, похотям, что я избегаю труда для других и ищу только удовольствия, что я горжусь и тщеславлюсь своим положением, говорю про других злое, говорю за глаза не то, что говорю в глаза, притворяюсь, что верю тому, во что не верю, и тысячи и тысячи таких поступков или поступков обратных: кротости, смирения, трудолюбия, самопожертвования, воздержания, правдивости,- и заражается тем или другим во сто раз сильнее, чем самыми красноречивыми и разумными поучениями»

Умение вести себя в обществе очень важно для вхождения ребенка в это общество. Народная мудрость гласит: «Встречают по одежке». И это касается не только внешнего вида, но и поведения человека. Маленький ребенок обучаем, и если родители будут настойчивы и терпеливы, то элементарные привычки достойного поведения им удастся заложить еще в детстве. Для младенца культура поведения выражается в элементарной опрятности и соблюдении гигиены.

Растет ребенок, и вместе с ним должна расти его культура пребывания в обществе. Конечно, главными объектами для подражания выступают родители. Ребенок должен пользоваться всеми столовыми приборами, включая нож. Будет правильно, если он с детства будет пользоваться салфеткой — тканой или бумажной. Просто приучение к ним требует внимания родителей, а, следовательно, дополнительного времени. Но это необходимо, поскольку красивое принятие пищи только одно из звеньев культурного человека.

Воспитание культуры поведения у дошкольника не может рассматриваться только в рамках детского сада. Оно предусматривает обязательную связь с воспитанием детей в семье, координацию усилий педагога и родителей. Вот почему столь важно для педагогов найти методы, позволяющие установить тесные контакты с семьей в целях обеспечения единства в воспитании нравственной культуры. С этой целью используются общие и групповые родительские собрания, консультации, посещение педагогом семей своих воспитанников. Можно также организовывать «дни открытых дверей»- где происходит детальное ознакомление родителей с условиями жизни их ребенка в детском саду; оформление, в раздевальной комнате, стенда или ширмы, разделы которых в наглядной форме раскрывали бы общие вопросы воспитания культуры поведения — ее значение, сущность, необходимость

Столь большое внимание к работе с родителями не требует специальных обоснований. Ведь ясно, что понимание родителями задач воспитания культуры поведения, владение ими правильными методами воздействия на ребенка — важный педагогический резерв в воспитании нравственных качеств подрастающего поколения. Вот почему одна из первейших обязанностей педагога — всемерно содействовать повышению педагогической культуры мам и пап. А такая культура означает владение родителями основами педагогических знаний и действенное применение этих знаний на практике.

Таким образом, воспитание у детей культуры поведения, как любое воспитательное действие, требует от взрослых педагогических усилий.

Цель работы - сформировать представления детей о нормах и правилах поведения.

Основные задачи:

• Формирование умения употреблять обращения по имени, имени отчеству в самостоятельной речи.

• Формирование умения правильно строить фразу при обращении к незнакомым людям.

• Сформировать у детей представление о внутреннем мире человека, его месте в окружающем мире.

• Научить детей выделению, анализу и оценке поведения на основе эталонов и образцов, представленных в культуре.

• Активизировать ценностно – смысловой компонент сознания и личности детей, побудить их к осмыслению общечеловеческих ценностей, осознанию собственной внутренней позиции, формированию собственных ценностных ориентаций.

• Развить умение чувствовать и понимать другого.

• Воспитать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого.

Ожидаемые результаты работы по формированию навыков культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста:

- умеют употреблять разнообразные формулы речевого этикета;

- могут разворачивать формулы речевого этикета за счет обращений и мотивировок;

- могут проявлять доброжелательность к окружающим, используя интонацию, мимику, жесты;

- имеют первичные представления о нормах поведения;

- знают правила речевого этикета.

Основными методическими приемами организации экспериментального формирования навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста могут моделирование речевых ситуаций через ролевые игры, а также работа с родителями (родительские собрания и т. д.).

Использование моделирования речевых ситуаций через ролевые игры позволит активизировать и совершенствовать все фазы речевой деятельности, формировать и закреплять все определенные содержанием обучения знания и речевые умения, создавать условия для усвоения норм поведения в типовых ситуациях этикетного общения. Кроме того, использование данных приемов позволит приблизить речевую деятельность детей на занятиях к условиям реального общения и, тем самым, создать предпосылки для переноса приобретаемых знаний, умений и навыков в условия реальной повседневной коммуникативной деятельности.

Привлечение родителей к формированию навыков культурного поведения у детей старшего дошкольного возраста через различные формы работы (родительские собрания, консультации и т. д.) позволят повысить уровень педагогической компетентности по данному вопросу.

Усвоенные детьми знания о культуре поведения и, соответствующие им умения и навыки, позволяют поддержать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, дома, в установлении правильных взаимоотношений ребёнка со взрослыми и сверстниками. Это навыки, связанные с личной опрятностью и аккуратностью, чистотой одежды, обуви; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой поведения со взрослыми и со сверстниками (дома, во дворе, на улице, в общественных местах, в детском саду); с культурой игры, познавательной деятельностью, выполнением трудовых обязанностей; с культурой речи (форма обращения, культура словаря, тона, темпа речи).

К концу дошкольного возраста у ребёнка должны быть сформированы довольно устойчивые формы социально приемлемого поведения.

Список использованной литературы:

1. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2008. – 72 с.

2. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации: Для занятий с детьми 2-7 лет (под ред. Комаровой Т. С., Гербовой В. В.). – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 72 с.

3. Семеновских Т. В. Механизмы формирования мотивов этического поведения у дошкольников // Программы “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009-2013 годы.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

«Зачем быть вежливым?» Презентация проекта по формированию культуры поведения старших дошкольников Предлагаю Вашему вниманию познавательный, творческий, краткосрочный, фронтальный проект по формированию культуры поведения старших дошкольников.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Круглый стол для родителей «Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста»Круглый стол для родителей «Роль семьи в формировании финансовой грамотности детей дошкольного возраста» 10 и 12 октября 2023г., в рамках Краевого семейного финансового фестиваля, в нашем детском саду прошел круглый стол с родителями воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль семьи в формировании культуры поведения дошкольников
Опубликовано: 20 декабря 2024 в 22:47
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль семьи в формировании культуры поведения дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Куряпина (УИ 2494785) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД