Элла Прокопенко
Конспект НОД «Едем в гости к бабушке-Варварушке на вкусные оладушки» (ОО Речевое развитие) Младший дошкольный возраст
Конспект НОД "Едем в гости к бабушке-Варварушке на вкусные оладушки"(ОО Речевое развитие)
Цель:
способствовать речевому развитию детей младшего дошкольного возраста через приобщение к русскому народному фольклору.
Задачи:
Образовательная:
-способствовать обогащению и активизации словаря;
-способствовать формированию диалогической речи;
- продолжать знакомить детей с фольклором;
Развивающая:
Публикация «Конспект НОД „Едем в гости к бабушке-Варварушке на вкусные оладушки“ (ОО Речевое развитие) Младший дошкольный возраст» размещена в разделах
- развивать навыки четкого, внятного произношения слов с помощью потешек, песен.
Воспитательная:
- воспитывать любовь к русскому фольклору, дружеские взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа:
беседы с детьми о жизни в деревне, о русском быте, предметах домашнего обихода; разучивание песенки «Петушок»; потешек «Ладушки, оладушки», «Как у нашего кота»; игры «Мыши водят хоровод»; считалок; чтение сказок «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Снегурочка», «Маша и медведь».
Оборудование:
деревянный домик, забор, декорация русской избы, печка, самовар, чугунок, игрушка кот, петушок, короб, деревянные ложки, колокольчики, книга загадок, испеченные оладушки, шапка для кота, аудио запись русских народных мелодий.
Методы и приемы:
-наглядные- показ, рассматривание
-словесные- художественное слово, загадки, вопросы,
- практические методы- элементы драматизации, игровые упражнения, разговор
Словарная работа:
горница, самовар, чугунок
Ход НОД:
Дети с воспитателем, заходят под русскую народную музыку.
Воспитатель. Ребятки, а вы любите ходить в гости?
Ответы
Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдём в гости к бабушке Варварушке. Живет она в русской избе. Заглянем к ней в горницу - так называется комната в избе. Посмотрим, как живет бабушка Варварушка, пойдемте".
А вот и домик небольшой,
Дым колечком над трубой,
Видно, варится обед,
Есть здесь кто-то или нет? (Стучат в дверь)
(воспитатель в роли бабушки Варварушки в русском сарафане, встречает детей)
Бабушка Варварушка: "Ох, иду, иду, скорее дверь отопру. Я гостей жду ко двору.
Скок-поскок,
Сколочу мосток
Серебром замощу,
Всех ребят пущу.
Здравствуйте детки дорогие, здравствуйте ребятки любимые. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут бабушка Варварушка. А вас как зовут? ".
Ответы
Бабушка Варварушка: "Проходите, ребята, в мою горницу. Буду вас оладьями угощать и в интересные игры играть. Посмотрите как уютно и тепло у меня в избе, хорошо, а сколько добра всякого - видимо-невидимо. И лавочки есть, и стол. А что еще есть?
Ответы
А это печка-матушка. Она всем в доме правит: когда холодно – обогреет, если голоден, то накормит вкусной кашей, да пышными пирогами угостит". А на столе самовар стоит- вкусным чаем всех угостит.
Бабушка Варварушка: "А еще в печке можно испечь вкусные оладушки. Поможете мне, ребятки, испечь оладушки? ".
Ответы
(Чтение потешки "Ладушки-оладушки" вместе с детьми)
«Ладушки, ладушки!
Пекла бабка оладушки,
Маслом поливала,
Детушкам давала.
Поле два, Ване два,
Андрею два, Вике два.
(перечисляет имена всех детей)
Хороши оладушки
У нашей бабушки.»
Бабушка Варварушка: " Пока печь печет оладушки, я покажу вам самовар! Он сам воду кипятит. У него есть ручки и носик, из него течет вода. Скоро будем чай пить из самовара. А пока самовар кипятит воду я вас со своим котом – Васькой познакомлю. Он ночью мышей ловит, а днем на печке греется и мурлычет. А вы его на улице не видели? (слышится мяуканье). Да, вот же он! (игрушка кот сидит под забором). Давайте спросим, где он был?
- Ребята, а какую вы потешку знаете про кота? Расскажите мне. "
(Дети читают т потешку)
«Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Выйдет котя в огород,
Всполошится весь народ:
И петух, и курица
С деревенской улицы,
Станут котю в гости звать,
Станут котю угощать.»
Бабушка Варварушка: «Ребята, котик мне на ушко мяукнул, что хочет поиграть с нами. Хотите с Васькой поиграть?
Ответы
Проводится подвижная игра «Мыши водят хоровод».
Дети водят хоровод, в середине «спит» кот.
(Дети проговаривают слова текста в соответствии с движениями)
«Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот
Разобьёт наш хоровод.»
Бабушка Варварушка: «А еще живут у меня курочки, петушок, гуси и уточки»
Проводится словесная игра: воспитатель говорит первую строчку, дети — вторую и т. д.
«Наши курочки в окно -
Дети-Ко-ко-ко, ко-ко-ко!»
«Наши уточки с утра -
Дети-Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»
«Наши гуси у пруда -
Дети-Га-га-га! Га-га-га!»
-А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споет
Дети- ку-ка-ре-ку!»
Бабушка Варварушка: "А сейчас я хочу познакомить вас с петушком Петей
Давайте вместе поищем петушка».
(Дети находят петушка на заборе)
Бабушка Варварушка: "Здравствуй, Петя петушок! Это ты наверно раньше всех встаешь, всем ребяткам спать не даешь, свои песенки поёшь? Ребята, давайте и мы споем петушку песенку: "Петушок-золотой гребешок".
«Петушок, петушок
Золотой гребешок
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь»
Бабушка Варварушка: "Понравилась тебе, Петушок, песенка наша? Обещай нам громко не петь, и ребят рано не будить. Садись на забор и смотри, как мы с ребятами дальше будем играть.
Есть у меня волшебный короб. В нем сказки-загадки живут, давайте его откроем и отгадаем загадки о русских народных сказках.»
1. Трудно дедушке седому
С грядки урожай собрать.
Он решил друзей позвать.
Друг за друга взявшись крепко,
Тянут все из грядки.
Ответы-«Репка»
2. Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была.
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
Ответы-«Теремок»
3. А дорога далека,
А корзинка нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
Ответы-«Маша и медведь»
4. От родной своей сторожки
Убежал он по дорожке.
Бегать он умел без ног.
Кто же это?
Ответы-«Колобок»
5. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка.
Ответы-«Снегурочка»
6. Добрый маленький герой
Разделил свой дом с лисой.
А лисица злой была
И зайчишку прогнала.
Сам вернуть свой дом на смог,
Петушок ему помог.
Ответы-«Заюшкина избушка»
Бабушка Варварушка: «Молодцы, ребятки, отгадали загадки»
Бабушка Варварушка: «А ещё в моём волшебном коробе живут ложки и колокольчики. Для чего нужны ложки?»
Ответы
Бабушка Варварушка: «А вы знаете, что на ложках играть можно! Давайте поиграем».
(Под быструю русскую народную мелодию дети играют на ложках и колокольчиках.)
Бабушка Варварушка: «Ой, засиделись мы, пора заглянуть в печь. Ох, а оладушки уже совсем готовы. Какие румяные, а как вкусно пахнут, наверное, сладкие, да вкусные. Приглашаю вас, детки за стол буду чаем вас из самовара угощать, да с оладушками!»
Угощает детей чаем, из самовара с оладьями. Звучит фоновая русская народная музыка. После чаепития дети вместе с бабушкой водят хоровод и танцуют.
Литература:
-Методические разработки (интернет- nsportal.ru, maam.ru)
-Знакомство детейс русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно - обрядовых праздников / авт. - сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. СПб: "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2001
-Гербова В. В Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. – М. : Просвещение.
-«Комплексные занятия в младшей группе» под редакцией М. А. Васильевой, В. В Гербовой, Т. С. Комаровой