Голополосова Татьяна
Конспект НОД «Дружат дети всей Земли» в рамках краткосрочного проекта «Дружат люди всей Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Место занятия в изучении темы: НОД проводится с детьми в рамках краткосрочного проекта : «Дружат люди всей земли».
Цель: Формирование у детей понятия дружбы между людьми разных стран.
Задачи:
«Речевое развитие» - приоритетная ОО
Публикация «Конспект НОД „Дружат дети всей Земли“ в рамках краткосрочного проекта „Дружат люди всей Земли“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Воспитывать умение слушать собеседника, не бояться высказывать свою точку зрения, четко отвечать на поставленные вопросы, продолжать развивать диалогическую речь, приобретать опыт в составлении творческих рассказов;
- учить построению сложных предложений в ситуации устного составления «Звукового письма», учить понимать и объяснять смысл поговорок о дружбе.
- совершенствовать навык ответов полным предложением.
«Познавательное развитие» :
- Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.
- Формировать познавательные действия, развивать воображение.
- Формировать первичные представления о себе и других людях, о Родине, о планете Земля как об общем доме людей.
- активизировать логическое мышление, внимание
«Социально-коммуникативное развитие» :
- Развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми.
- Формировать самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий, эмоциональную отзывчивость и сопереживание.
- Воспитывать умение работать в группе, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
«Физическое развитие» :
- Развивать двигательную активность, координацию движений, общую и мелкую моторику.
-способствовать укреплению здоровья.
«Художественно-эстетическое развитие» :
- Развивать творческие способности детей.
Оборудование: глобус; презентация по теме НОД, карточки с цифрами и буквами, «льдины» из картона для п/и, картинки с изображением детей, папы, мамы разных рас, силуэты ладошек, цветные карандаши, фломастеры, мольберт с магнитами, аудиозапись «Песенка про медведей», «Из чего наш мир состоит».
Предварительная работа: рассматривание карты, глобуса; знакомство с материками, странами и народами; чтение художественных произведений по теме.
Содержание НОД:
I. Организационный момент.
- Добрый день уважаемые гости! Мы рады видеть вас. Рассаживайтесь поудобнее и чувствуйте себя как дома. Меня зовут Татьяна Анатольевна, а вот мои дети, самые лучшие на свете.
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, поприветствуем их.
(Дети приветствуют гостей)
- Наши гости хотят посмотреть, какие вы ребята.
Дети :
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы - старательные!
Мы - отлично учимся,
Все у нас получится.
Воспитатель: - Давайте возьмёмся за руки, посмотрим на того, кто стоит рядом с нами, и улыбнёмся соседям своей самой доброй улыбкой.
- А теперь закроем глаза, вытянем руки вперёд и соединим в центре. Представьте себе, что каждый из вас тёплый солнечный лучик. Вы чувствуйте рядом с собой такие же тёплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы - большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить. Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.
Воспитатель: - Ребята, послушайте загадку и скажите, что же это?
На столе передо мной
Закрутился: шар земной:
Аргентину, Эквадор, —
Уместил всю землю он? (Глобус)
- Правильно, ребята – это Глобус. А как вы думаете, что такое глобус?
Дети :
- Глобус - макет нашей планеты Земля.
Воспитатель: Наша планета большая и необъятная, на ней есть много всего необычного и таинственного. (слайды)
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живем!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там – зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то снег лежит горой,
А где-то жарко и зимой…
Одно у них названье есть:
Леса, и горы, и моря –
Всё называется Земля!
Воспитатель: И кто же, по-вашему, все эти тайны пытается разгадать? Правильно – люди! На нашей земле живет много разных людей – разных национальностей. Ребята, в какой стране мы с вами живем?
Дети : Россия.
Воспитатель: Широка и необъятна наша Родина Россия! Она самая красивая, самая родная и самая любимая.
- Скажите мне, пожалуйста, на глобусе изображена только Россия? (Нет)
-Правильно, ребята. На свете много стран больших и маленьких. В каждой стране живут люди разных национальностей. Слайд- карта мира
Давайте, поиграем с вами в игру:
Игра: «Кто в какой стране живет»
Цель: закрепить названия стран, населения этих стран, формировать понятие, что на свете существует много разных стран.
Ход игры:
Воспитатель называет страну, а дети народ.
Кто живет в России? – Россияне.
Кто живет в Америке? – Американцы.
Кто живет в Испании? – Испанцы.
Кто живет в Японии? – Японцы.
Кто живет в Китае? – Китайцы.
Кто живет в Италии? –Итальянцы.
Кто живет в Грузии? – Грузины.
Кто живет в Англии? – Англичане.
Кто живет в Литве? – Литовцы.
Кто живет в Бразилии? – Бразильцы.
Кто живет в Германии? – Немцы.
Кто живет в Болгарии? – Болгары.
Кто живет в Мексике? – Мексиканцы и т. д.
-Молодцы, ребята, как мы с вами много стран знаем и народов, которые в них живут.
Воспитатель: а вы хотели бы отправиться в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Согласны?
На экране проектора слайд самолёта, летящего вокруг Земли.
Воспитатель надевает пилотку и косынку стюардессы.
Воспитатель: - Ну вот, ребята. Теперь вы не просто дети, а пассажиры нашего авиалайнера, отправляющегося по маршруту «Планета Земля»
На слайде- салон авиалайнера.
Воспитатель: Уважаемые пассажиры, просьба занять места в салоне и пристегнуть ремни. Дети занимают места в «Салоне самолёта» (садятся на стульчики). Звук взлетающего самолета.
Наш самолёт взлетел. Температура за бортом самолёта –25 градусов. Мы пролетаем над Атлантическим океаном и уже совсем скоро окажемся на месте. (на слайде-Атлантический океан).
Воспитатель- стюардесса объявляет: наш полёт окончен, и мы с вами в Африке. Посмотрите, ребята, нас встречают здесь африканские дети! (Слайд)
- Ребята, эти дети внешне отличаются от нас. А чем? мы сейчас с вами выясним. (тёмная кожа, короткие и кудрявые чёрные волосы, полные губы, крепкие белые зубы).
Ребята, все люди, живущие на африканском континенте, называются НЕГРОИДАМИ или НЕГРОИДНОЙ расой.
Ребята, не смотря на отличия по внешнему виду, дети-негроиды так же, как и вы любят играть, умеют дружить. Они ничем другим, кроме внешности, не отличаются от вас. Тем не менее, у народов Африки есть свои традиции и обычаи: они любят носить различные маски и танцевать замысловатые танцы. (Слайд)
Народ в Африке не богатый, но добрый, отзывчивый и гостеприимный. Люди живут в скромных домах, едят простую пищу.
Некоторые племена в Африке здороваются носами.
Физкультминутка «Друг к дружке».
В этой игре нужно делать всё очень быстро, внимательно слушать задания.
Как только воспитатель скажет фразу «друг к дружке», воспитанники
должны найти себе партнёра и пожать ему руку, а дальше здороваться теми
частями тела, которые будут называть. Каждый раз, как только педагог будет
говорить «друг к дружке», дети должны будут найти себе нового партнёра.
Ухо к уху;
нос к носу;
лоб ко лбу;
колено к колену;
локоть к локтю;
спина к спине;
плечо к плечу.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Понравилось? Легко ли было? Почему?
(Ответы детей). Чтобы нам быть дружными ребятами, надо не забывать
здороваться каждое утро, не только с детьми, но и со взрослыми. Мне бы очень хотелось, чтобы с нами в эту игру поиграли и дети других народов и стран.
Воспитатель: -нам пора отправляться в дальнейшее путешествие вокруг земного шара. Занимаем места. Отправляемся.
Далее слайд с изображением стран Азии (Китай, Япония)
Воспитатель: - Куда же мы прилетели? (предположения детей). Ребята! Да. Мы с вами действительно оказались в Азии!
Посмотрите, нас встречают дети-азиаты. (Слайд).
- Ребята, давайте снова поиграем в игру «Найди отличия». Проводится игра, и дети называют отличительные особенности детей монголоидной расы.
Воспитатель: всё верно, ребята. И эти дети отличаются от вас внешностью. Люди с таким типом лица и цветом кожи называются монголоидами или монголоидной расой. Какой разрез глаз у таких людей? какого цвета кожа? (ответы детей). У них кожа с желтоватым или красноватым оттенком, черные прямые волосы, темные узкие глаза.
- А как бы нам подружиться с этими детьми?
- Что любят делать все дети на большой планете? (Играть.)
Ребята, я предлагаю записать звуковое письмо, в котором мы расскажем о том, во что вы любите играть.
Дидактическая игра «Звуковое письмо»
Давайте сядем с вами на коврик.
У меня в руках карандаш. Начинаем писать звуковое письмо.
«Здравствуй, ребята. Мы, дети из станицы Медведовской Краснодарского края»
Следующий ребенок, взяв у воспитателя в руку карандаш:
- «Мы ходим в подготовительную группу детского сада №24».
- «Наша группа называется «Солнышко».
- «Мы любим играть, рисовать, петь, танцевать. И т. д.
И так каждый следующий участник, произнося одно-два предложения, не теряя смысла, продолжает «письмо», а последнему дается задание закончить письмо.
- Вот какое теплое письмо мы с вами написали.
Воспитатель: - Наше путешествие продолжается. Занимайте свои места. Полетели на крайний Север. (слайд – картинка крайнего севера)
- Как называется народы, живущие на Севере? (Ненцы, эскимосы, якуты, чукчи.)
-Где живут эскимосы? (На севере нашей страны, там, где холодно.) Ребята, посмотрите нас встречают дети, живущие на Крайнем севере (слайд)
-Как вы думаете, почему эти дети так тепло одеты? (ответы детей). Эскимосы шьют одежду и обувь из шкур животных. Непромокаемую обувь изготавливают из выделанных тюленьих шкур без шерсти.
- А теперь расскажите, как выглядят дети?
- Ребята, как сказать одним словом, что у человека узкие глаза, темные волосы (Узкоглазый, темноволосый). Как сказать одним словом, что у человека жёлтая кожа? (Желтокожий).
- Вы знаете, ребята, у эскимосов очень необычные дома. Их жилище называется иглу. (слайд)
- Так как это северный народ, то даже жилище свое они строят из больших обточенных кусков льда. В нем раскладывают меховые шкуры, разводят огонь. Суровый мороз снаружи не даст растаять толстым слоям снега, и пурга не страшна.
- А еще эскимосы занимаются оленеводством, любят охотиться и ловить рыбу.
- Вы хотите с ними подружиться? Тогда давайте поиграем в любимую игру эскимосских детишек «Белые медведи».
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Белые медведи».
Проводится под музыку «Песенка о медведях»
Ход игры.
Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока (медведя) по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и там дожидаться остальных. Когда все медведи доберутся до большой льдины, надо постараться удержаться всем вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.
- Молодцы, вы проявили настоящую крепкую дружбу в этой не
легкой борьбе со льдинами, и про вас действительно можно сказать,
что у вас, как в пословице: «Крепкую дружбу и топором не разрубишь».
Воспитатель: ну что же, ребята, нам пора возвращаться в Россию…занимайте места в салоне нашего авиалайнера Ну вот мы и летим домой…можно прикрыть глаза и вспомнить как шумят океаны, омывающие Африку и Японию (аудиозапись- звук океана).
Звук приземляющегося самолета.
Далее воспитатель-стюардесса объявляет посадку в Аэропорту России.
-Ребята, посмотрите на эту картинку. Кто нас встречает? (Слайд –дети-европеоидной расы.)
- Люди со светлой кожей относятся к европейцам. Они населяют Европу, Америку, Австралию.
-Среди них встречаются люди со светлыми, рыжими, тёмными волосами; глаза у них могут быть голубые, зелёные, серые, карие; губы тонкие или пухлые.
-А какого цвета наша кожа? (Светлая) Значит мы с вами тоже европейцы.
(Дети европеоидной расы)
- Ребята, а вы считаете себя дружными? Умеете читать и считать?
-Я приготовила для вас один сюрприз.
Посмотрите, здесь лежат карточки с разными цифрами. Каждый из вас должен взять по одной карточке и разложить их в правильной последовательности, по порядку (от 1 до 10). Переверните карточки и тогда мы сможем прочитать что-то очень важное.
Дети выполняют задание под музыку.
- Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Мир и дружба.)
- Почему это важные слова?
- А вы по-настоящему дружные ребята?
- Для вас важно будет, какого цвета кожа, волосы или какой разрез глаз у того, кто захочет с вами поиграть?
Дети : - нет.
Воспитатель: Давайте вместе создадим дерево дружбы народов разных стран. (слайд –дети обнимают планету)
Дети рисуют по музыку «Из чего наш мир состоит».
Посмотрите, ладошка соединяет все пальчики вместе. Так давайте представим, что ладошка – это наша планета Земля, а пальчики — разные народы. Все мы живем на одной планете! Сначала обведем цветным фломастером ладошку, прижав её к листу бумаги. Потом раскрасим саму ладонь голубой, зеленой, желтой и коричневой краской. Что обозначают эти цвета на глобусе?
Дети : На глобусе больше всего голубого цвета – это вода: моря, океаны,
озера, реки. Зеленый – это леса, желтый – пустыни, коричневый– горы и
равнины.
Воспитатель: Теперь давайте цветными фломастерами на пальчиках
нарисуем лица детей разных рас и национальностей. Как мы будем их
изображать? Какое лицо нарисуем у русского человечка? У жителей Европы и Африки? У китайца и японца?
Дети : У русского человека нарисуем светлые волосы, большие голубые
глаза. У негра — темный цвет кожи, вьющиеся волосы. У японца и китайца
узкие глаза, темный цвет глаз и волос. Дети рисуют и прикрепляют ладошки к стволу дерева. (ствол нарисован на листе ватмана).
Воспитатель: Посмотрите, какое замечательное Дерево дружбы у нас получилась, и сколько на ней красивых, веселых детей из разных стран.
Ребята, как вы думаете, чем похожи дети всех стран?
Ответы детей: - Все дети Земли, несмотря на цвет кожи, национальность, одинаково плачут, смеются, любят петь и танцевать, ходить в детский сад и школу, любят бегать и шалить, смотреть мультики, заниматься спортом и играть в разные игры.
Воспитатель: -ребята, а ведь есть места на планете, где в настоящее время идет война, дети испытывают страх, нужду. Теряют своих родителей. А это недопустимо. У каждого ребенка на Земле должна быть семья.
(слайд-картинка семья)
- Предлагаю разделиться на три команды и поиграть в игру «Собери семью»
(На карточках изображены дети, папы и мамы европейской, азиатской и африканской внешности, эскимосы). Дети собирают семью по внешности.
Воспитатель: - Молодцы, ребята. Справились с заданием.
Воспитатель: - Ребята, давайте в знак большой дружбы детей всей Земли встанем в круг и возьмемся за руки. Наша планета это один большой дом для всех народов. Что всем людям нужно делать, чтобы сохранить планету Земля?
Дети : Мы должны беречь природу, все дружить, охранять от войн и других
бед, украшать, трудиться.
Воспитатель: Давайте беречь от невзгод нашу планету, наш мир! Все
вместе люди Земли могут сделать свой дом (планету Земля) красивым,
удобным, таким, чтобы человеку в нем хорошо и спокойно жилось. (слайд)
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!
Давайте, ребята, назло непогодам
обнимем планету своим хороводом,
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Итог занятия:
-Молодцы ребята!
- Вам понравилось наше путешествие?
-Что вы запомнили? Чтобы хотели рассказать своим друзьям?
-А мне понравилось, как вы работали на занятии. Про вас можно сказать, что вы: дружные, умные, весёлые, внимательные и у вас всегда есть и будут друзья. На память о нашем путешествии я приготовила смайлики, пусть каждый из вас возьмет тот, смайлик, который обозначит ваше настроение.
(если понравилось – улыбочка, если нет – смайлик грустный)