Юлия Олесова
Конспект НОД «Добрый доктор Айболит» для групп детей старшего дошкольного возраста, реализующих адаптированную программу
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста
Тема: «Добрый доктор Айболит»
(для групп детей, реализующих адаптированную программу)
размещено на сайте: www.maam.ru
Цель: создание социальной ситуации для формирования представлений детей о частях тела человека.
Задачи:
1. Образовательные. Создание социальной ситуации для:
Публикация «Конспект НОД „Добрый доктор Айболит“ для групп детей старшего дошкольного возраста, реализующих адаптированную программу» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- «Айболит», Чуковский К.И.
- «Айболит». Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
- расширения и обобщения представлений детей о частях тела;
- уточнения представлений детей о значимости каждой части тела для жизнедеятельности человека;
- ориентировки детей в сенсорных эталонах
2. Развивающие. Создание социальной ситуации для:
- развития слухового внимания, логического мышления;
- развития произвольного поведения, умения контролировать свою деятельность;
- тренировки умения действовать по наглядному образцу, словесной инструкции;
- тренировки умения ориентироваться в пространстве;
- тренировки мелкой моторики и координации руки и глаза.
3. Воспитательные. Создание социальной ситуации для:
- воспитания положительных взаимоотношений со сверстниками;
- возникновения у детей чувства взаимопомощи, доброжелательного отношения к окружающим нас людям.
Интеграция образовательных областей:
1. «Познавательное развитие»
2. «Речевое развитие»
3. «Социально-коммуникативное развитие»
4. «Физическое развитие»
Методы и приемы:
Наглядные: показ образца, показ способа действий, рассматривание схемы человека, использование ТСО
Словесные: беседа, подсказывание, напоминание, объяснение
Практические: сюрпризный момент, игровая ситуация
Игровые: дидактические игры
Проблемные: вопросы, проблемные ситуации
Материал и оборудование: кукла «Доктор Айболит», игрушечная машина, запись музыки из м/ф «Малыш и Карлсон», запись звука подъезжающей машины, 4 гелиевых шарика, кукла или бумажная фигура Карлсона, набор резинок для волос разных цветов, шаблон-образец руки из картона, разлинованные доски 10 клеток на 10 клеток, фишки-пальмы из картона.
Ход непрерывной образовательной деятельности
I.Вводная часть.
Ребята заходят в группу, звучит музыка из м/ф «Малыш и Карлсон», следом педагог вносит в группу надутые гелиевые шарики, к которым прикреплена фигура сказочного персонажа Карлсона, берет на себя роль персонажа и говорит детям:
-«Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Да, я Карлсон, который живет на крыше. Ребята, сегодня я прилетел к вам в гости за помощью. У меня скоро День рождения, но я совсем забыл все вежливые слова. Как же я буду вежливо и красиво здороваться с моими гостями? Поможете мне?»
«Урок тишины»
Форма организации: деятельность организуется на полу, дети встают в круг. Педагог отвязывает фигуру Карлсона от шаров и обращается к детям:
1. Игра «Вежливый Карлсон»
-Ребята, давайте научим нашего гостя, как можно вежливо здороваться, говорить человеку приятное. Я вам предлагаю встать в круг, который напоминает шарики, на которых прилетел Карлсон. Мы с вами будем вежливо здороваться и передавать Карлсона друг-другу. Вперед! Педагог показывает детям варианты вежливого приветствия: «Доброе утро, Машенька! Я очень рада тебя сегодня видеть!»
Форма организации: деятельность организуется на полу, дети садятся в круг.
2. Игра «Колокольчик»
-«Ребята, я вам предлагаю сейчас немного поиграть с нашим гостем, попробуем. Посмотрите, что у меня есть». Педагог показывает детям колокольчик на верёвочке. «Игра называется «Колокольчик». В этой игре есть свои правила: мы не разговариваем, не мешаем друг другу, передаём колокольчик тремя пальчиками правой руки (большой, указательный, средний) за верёвочку на ладонь своего соседа. Колокольчик нужно передавать так, чтобы он не зазвенел. Если колокольчик зазвенит, то правило игры будет нарушено».
3. Игра «Услышь своё имя»
-«Ребята, я хочу познакомить вас с еще одной игрой и посмотреть, кто самый внимательный, и кто лучше всех умеет слышать. Есть такие ребята среди вас? А вот мы сейчас и проверим! Игра называется «Услышь своё имя». В этой игре есть свои правила: мы не разговариваем, не мешаем друг другу, садимся удобно, закрываем глазки и слушаем, кто услышит свое имя, тот тихо встает и проходит за стол».
II. Основная часть.
Форма организации: дети сидят за столом.
Дети присаживаются за стол, педагог обращается к ребятам, как сказочный персонаж Карлсон: «Спасибо, ребята, вы мне очень помогли. Теперь я стал очень вежливым и мне пора лететь встречать моих гостей. До, свидания!» Педагог привязывает фигуру Карлсона к шарикам и уносит из группы.
1. Звучит музыка подъезжающей машины.
-«Ребята, вы слышите звуки? Что это за звуки? Неужели к нам в гости опять кто-то приехал?» Педагог открывает дверь, а там на игрушечной машине сидит доктор Айболит (кукла).
С детьми проводится беседа о том, кто приехал к ним в гости, кого называют доктором. Педагог обращается к детям, беря на себя роль доктора Айболита, озвучивает куклу.
-«Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Как меня зовут? А кто такой доктор, чем он занимается?Я сегодня пришел к вам, ребята, не просто так. Скоро наступит весна. А сейчас какое время года? Мне было бы очень приятно, если бы вы, детки, встретили весну самыми сильными, ловкими и умелыми. А вам бы этого хотелось? А чтобы наше желание сбылось, знаете, что нужно делать? Тренировать наши части тела, чтобы они не скучали. Ребята, вы знаете, что такое части тела?» Педагог показывает изображение человека и рассматривает с детьми части чела. «Ну что ж, приступим к тренировке!»
2. Дидактическая игра «Проверим слух»
- «Ребята, сейчас мы с вами будем тренировать наши ушки, чтобы они слышали еще лучше и были самыми внимательными. Согласны? Тогда вперед! Я говорю каждому из вас на ушко цифру, а вы хлопаете в ладоши столько раз, сколько цифра обозначает».
3. Дидактическая игра «Умный ротик»
- «Дети, давайте вспомним, какое сейчас время года? Почему сейчас на улице зима? Замечательно, все вы знаете, молодцы, ребята! С нашими ушками мы потренировались, а давайте немного поиграем с нашим ротиком, чтобы он очень хорошо и красиво разговаривал, рассказывал разные стихи на праздниках. Попробуем? Тогда я вам предлагаю сделать зарядку для наших ротиков и язычков «Весёлый язычок». Вперёд!»
Проснулся наш язычок, выглянул из домика (открыть рот и высунуть язык,
Посмотрел в одну сторону, потом в другую (повернуть язык в одну, затем в другую сторону,
Спрятался дома и стал там убираться
(рот закрыт, круговые движения языком, касаясь щёк и дёсен,
Убрался язычок дома, проголодался и стал кушать малиновое варенье
(зубами покусываем язык от кончика к корню 3-4 раза, потом облизываем верхнюю и нижнюю губы языком, стараясь высунуть его как можно дальше изо рта).
Поел язычок, сел на лошадку и поскакал (цокаем ртом, имитируя ходьбу лошади).
Скакал, скакал язычок и нашёл барабан, заиграл на барабане
(произносим твердо «б», «б», «б» сжимая плотно губы,
Потом нашёл дудочку и заиграл на дудочке
(ду-ду-ду-ду-ду, при произношении губы вытягиваем в трубочку)
Поиграл язычок на дудочке и поскакал дальше (цокаем ртом, имитируя ходьбу лошади).
Скакал, скакал и нашёл иголочку, стал зашивать себе штаны
(рот закрыт, кончиком языка дотрагиваемся до одной щеки, затем до другой, вытягивая ее).
Зашил язычок штаны и поскакал дальше (цокаем ртом, имитируя ходьбу лошади)
- «Молодцы, ребята. Поиграем еще в одну игру, чтобы наши головки оставались очень умненькими, все знали и ничего не забывали? Вперед»!
4. Дидактическая игра «Зимние слова»
- «Ребята, я вам предлагаю сейчас по очереди, чтобы не перебивать друг друга и не мешать друг другу, называть слова, связанные с зимой». Педагог начинает игру, называя слово первым.
Форма организации: Дети выходят из-за стола, встают в произвольном порядке.
5. Физминутка «Делай как я!»
Педагог показывает карточки с изображением человека в разных позах, а дети повторяют то, что изображено.
6. Дидактическая игра «Шустрые ножки». Игра проводится стоя, дети стоят в произвольном порядке.
- «Ребята, мы с вами потренировали наши ушки, ротик, головку, а еще у нас ножки заскучали. Поиграем с нашими ножками? Я вам буду называть предложения, если я правильно скажу, так, как должно быть, вы топаете правой ножкой, а если скажу не правильно, так, как не бывает. То топаете левой ножкой. Согласны? Давайте вспомним с вами, где у нас правая ножка, а где левая? Замечательно, тогда вперед!
Летом девочки и мальчики одевают теплые шапки, сапоги, шубы и идут кататься на санках.
Весной все звери готовятся к долгой спячке.
Осенью на деревьях распускаются ярко-зелёные листочки
Зимой мы любим купаться и загорать, любоваться цветами и собирать ягоды
У нас на руках по шесть пальцев
Курица даёт молоко
Коровы живут в жарких странах
Яйцо снесло курицу
Деревья осыпаются с листьев
Форма организации: дети возвращаются за стол.
7. Упражнение «Дорога в Африку».
Педагог, беря на себя роль доктора Айболита, обращается к детям: «Ребята, мне у вас очень понравилось, я вижу, что вы очень умные, дружные ребята, многое знаете и многое умеете, но, к сожалению, мне пора лететь в Африку, где меня ждут больные зверята, которым необходима помощь доктора. Но вот беда, я совсем забыл дорогу в Африку. Вы мне поможете вспомнить?» Педагог предлагает детям показать доктору Айболиту, используя разлинованные доски и фишки-пальмы. Дети действуют по словесной инструкции педагога:
- «Поставим одну пальму на чёрную точку, затем отсчитаем четыре клеточки вверх и поставим еще одну пальму, потом пять клеточек вправо – пальму, две клеточки вверх – пальму, три клеточки влево – пальму, одну клеточку вверх – пальму, семь клеточек вправо – пальму, вниз 6 клеточек – пальму. Молодцы, ребята, помогли доктору Айболиту, теперь он очень быстро сможет добраться до Африки и помочь больным зверятам».
III. Заключительная часть.
1. Рефлексия.
-«Ребята, давайте с вами вспомним, что такое части тела, какие есть части тела у человека? Замечательно! А для чего нужны части тела? Умнички! А какие части тела есть у Кати, Саши, Маши и т. д. (задается вопрос каждому ребёнку). Дети, а кто к нам сегодня приходил в гости? Кто такой доктор, чем он занимается? Молодцы, ребята, все вы знаете! А скажите, пожалуйста, в какие игры вы играли с доктором Айболитом? (дети перечисляют игры, рассказывают как играли. Вопрос задается каждому ребёнку). Умнички! Ребята, нам тоже пора возвращаться в группу, но чтобы оказаться в группе, я предлагаю вам попрощаться сегодня вот так.
2. Ритуал прощания: «Подари улыбку».
Дети встают в круг, улыбаются, жмут друг другу руку по кругу. Затем педагог предлагает детям поймать пузырек хорошего настроения (пускает мыльные пузыри, так чтобы каждому ребёнку удалось поймать их).
- «Ребята, на прощание мне бы хотелось подарить каждому из вас пузырек хорошего настроения, чтобы вы весь день улыбались и дарили друг другу и себе только хорошее настроение! Ловите! А сейчас, нам пора возвращаться в группу, дружно, друг за другом! Вперед!
Анализ результативности: в ходе деятельности детям не предлагался большой объём выбора в содержании и организации, так как критическое мышление детей, посещающих группу, где реализуется адаптированная программа, формируется не так активно, как у сверстников. Исходя из особенностей детей такой группы, важны повтор инструкции, содержания, актуальны простые вопросы, однозначные упражнения. Следовательно, структура моей деятельности построена с учётом контингента таких детей.