Алена Балыкова
Конспект НОД для старшей или подготовительной групп по развитию речи «Веселое путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: упражнять детей в навыках звукового анализа.
Задачи
Дидактические:
- познакомить детей с понятием «алфавит»;
- закреплять умение дифференцировать согласные звуки по признаку звонкости/глухости;
- совершенствовать умение определять место фонемы в словах;
• Развивающие:
- развивать фонематический слух;
- развивать произвольность внимания;
• Воспитательные:
- воспитывать в детях стремление следовать правилам;
Публикация «Конспект НОД для старшей или подготовительной групп по развитию речи „Веселое путешествие“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
- актуализировать самостоятельность в принятии решений.
Материалы и оборудование: проектор, презентация, игра-ходилка, кубик, макет алфавита, магнитофон.
Организационный этап
Ребята! Сюрпризы любите? (да) Тогда идите ко мне, я вам кое-что покажу.
Дети подходят, воспитатель демонстрирует ватман с игрой-ходилкой.
Это игра-ходилка. А что за дорожка на ней? (Буквы, звуки) Верно, это игра, в которой мы должны пройти по звуко-буквенной дорожке. А звуко-буквенной эта дорожка называется потому, что на ней есть буквы, которые мы… (видим и пишем, и звуки, которые… (слышим и произносим). Что же мы должны сделать с этой дорожкой? (Ответы детей) Что нам потребуется для этой игры? (Кубик)
Этап мотивации и целеполагания
Ребята, а что мы получим, когда пройдем по дорожке до самого конца? (Приз, награду) А какой узнать хотите? (да) Тогда начинаем! Мы будем бросать кубик, выполнять задания и продвигаться к финишу.
Основной этап
Описание НОД: Кубик вручается ребенку, сидящему с краю. Ребенок бросает кубик, воспитатель передвигает фишку на нужное количество ходов и оглашает задание. После выполнения задания, кубик передается следующему ребенку и все повторяется до тех пор, пока дети не дойдут до финиша. В процессе игры дети будут выполнять задания, которые разделены на основные и дополнительные. Основные задания составляют основное содержание образовательной деятельности и будут выполнены детьми в ходе игрового занятия. Дополнительные необходимы для того, чтобы при любом раскладе очков дойти до финиша. Ниже приводится список основных и дополнительных заданий.
Основные задания:
1. Подбор слов, начинающихся с заданного звука (у, к)
2. Сортировка слов с твердым/мягким согласным в конце слова
3. Звуковой анализ слов (зима, ветер)
4. Логоритмика
5. Составление предложения по схеме
Дополнительные задания:
1. Найди лишнее слово
2. Д/и «Найди звук»
3. Физкультминутка
4. Найди первый звук в слове
5. Определи место звука в слове
Ну что, ребята, первый бросок кубика у нас совершен и первая остановка у нас произошла на звуке… А если звук мягкий? (для согласных) А теперь узнаем, какое задание у нас скрывается здесь.
Нам нужно подобрать слова, начинающиесяся со звука (у). Это какой звук? (ответы детей и подбор слов) Дети называют по одному слову по цепочке. А теперь слова, начинающие со звука (к). Отлично, справились.
Следующий бросок кубика и… мы пришли на звук … Верно. И здесь нам предстоит следующее задание. Нам нужно будет проверить, умеете ли вы отличать мягкий звук от твердого. Возьмите картинку, послушайте, как звучит слово, определите, мягкий или твердый звук в конце слова. И если мягкий - несите картинку в зеленый домик, а если твердый - в синий. Вы справились с этим заданием, а значит, можно снова кидать кубик.
Слова: карусель, олень, гусь, дверь, слон, волк, мухомор, торт.
На этот раз у нас остановка на звуке… Верно. А задание у вас теперь будет сложнее. Присаживайтесь за столы. Вы видите синие и зеленые камушки. Зачем они нужны? (Ответы детей) Правильно! Для составления схемы слов. И первое наше слово «зима». Дети выполняют задание, воспитатель показывает правильную схему на презентации, дети сверяют. Теперь составим схему для слова «ветер». Контроль правильности выполнения.
Пришло время снова бросать кубик и теперь мы на звуке… Отлично, мы с вами уже много думали, пришло время отдохнуть. Вставайте в кружок на ковре. Повторяем за мной слова и движения. (Екатерина Железнова, логоритмика - Журавли (ЛИ, ЛО, ЛЯ, ЛЮ)
Отдохнули и снова бросаем кубик. И теперь у нас звук… И задание. Смотрим на экран. Что нам нужно сделать? Правильно, составить схему предложения. Думаем, кто готов – поднимает руку.
Дети составляют предложения для схемы |__ __ __. Если затрудняется, воспитатель предлагает составить предложение про погоду зимой: «Зимой на улице холодно».
Отлично, мы продолжаем, до финиша осталось уже чуть-чуть. Бросок кубика и звук… И в задании, скрывающимся за этой буквой, нам нужно найти лишнее слово: свинья, собака, улитка; крот, лист, утка; дом, кот, дым. Слушайте, как звучат слова.
Справились, продолжаем. Бросок… и мы на букве … и ее звуке… И здесь нам предстоит найти звук. Я называю слова, а вы ищите в них звук «ф». Если нашил – хлопаем. Если нет – топаем. Приготовили ушки и начали: сова, филин, ветер, флаг, свитер, вода, фонарь, суфле, сафари. Отлично. Все внимательны и умны. Двигаемся дальше… И у нас буква… и звук… И задания здесь нет, а есть игра. Встаем в рассыпную так, чтобы меня было видно и играем в знакомую игру «Мы зимой в снежки играем».
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы. (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Мы почти у финиша… Бросок и буква … И ее звук… А задание на этот раз простое: нужно определить место звука (т) в словах туча, стул, крот.
Дети выполняют задание.
Этап завершения
Ребята, мы с вами пришли к финишу и сейчас узнаем, что же скрывается в домике… (Книга) А в книге стишок:
Тридцать три родных сестрицы
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат.
Славные сестрицы,-
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
Видео ролик
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Что же это за сестрицы из стишка? Правильно, буквы. Ребята, когда все буквы стоят рядом на своих местах как у нас на нашей дорожке – это называется алфавит. А как вы думаете, зачем нужен алфавит? (Ответы детей) Вы дали хорошие ответы, но читать можно и не зная, какое место занимают буквы в алфавите. На самом деле алфавит нужен для того, чтобы помогать людям быстрее искать нужную информацию. В библиотеке все книги расставлены по алфавиту, номера в телефонной книге тоже, и карточки больных в больнице тоже.
Этап формулировки выводов и рефлексии
Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? (ответы детей) Что понравилось больше всего? А меньше? Что показалось сложным? Обобщение воспитателя и выведение общего итога: мы с вами продолжали знакомство со звуками и узнали, что в алфавите у всех букв есть свое место и для чего это нужно. Ребята, кому понравилось прогулка по звуковой дорожке, подходите, берите букву и ищите на доске ее место. Дети выкладывают «мы молодцы» Воспитатель читает слово.
А раз так, вы заслужили награду. Я дарю вам алфавит с магнитными буквами. Теперь идем в группу, выберем место, где наш новый алфавит будет храниться.