Анна Сизова
Конспект НОД для подготовительной группы «В гости к радуге»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие 1. В гости к радуге
Составитель:Сизова Анна Дмитриевна
Цель:учить детей делать самостоятельные выводы в ходе наблюдения за погодными явлениями. Развивать интерес к природе. Закрепить представления детей о цветах радуги, способности тонко чувствовать цвет и умения подбирать прилагательные для его описания. Расширять словарный запас детей.
Задачи.
Обучающие:
- познакомить детей с атмосферным явлением радугой, раскрыть причину её появления (отражение, преломление и разложение солнечного света) ;
- закрепить знания о цветах спектра, их последовательность;
Публикация «Конспект НОД для подготовительной группы „В гости к радуге“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Радуга, радужные идеи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2019
- формировать представление о цвете и спектре;,
- формировать навыки совместной деятельности.
Развивающие:
- развивать память, воображение, наблюдательность, творческие способности, логическое и ассоциативное мышление;
- расширять кругозор детей.
Воспитывающие:
- воспитывать экологическую культуру, любовь к родной природе;
- самостоятельность, любознательность;
-умение видеть красоту природы.
Погодные условия: ясный тёплый день.
Материалы и оборудование: видеоролик, презентация, краски, альбомные листы, цветная бумага, емкость с водой, зеркало, апельсин, мандарин, веер из семи цветов, картина радуги,цветные ленты-лучики.
Ход занятия.
1. Организационно-мотивационный этап.
Педагог предстаёт перед детьми в образе Художника, у которого в руках кисть и разноцветный веер. Он здоровается и загадывает загадку.
Дождик землю промочил,
Ветер солнышко открыл.
Через речку — прыг да скок
— Перекинулся мосток.
Подружила берега
Семицветная дуга.
Дети:(Радуга)
Педагог :
Знаете ли вы, отчего в небе бывает радуга? ответы детей
В какое время года мы чаще всего ее видим? ответы детей
При какой погоде? ответы детей
- А кто видел радугу? ответы детей
Когда это было? В сухую, в жаркую погоду, во время или после дождя? ответы детей
Презентация «Радуга-дуга» (4962)
Педагог :
Вот она, радуга!
Вот красота!
Полюбуйтесь, какие цвета!
2. Основной этап.
Беседа.
Педагог:
Ребята, давайте подумаем, какие слова похожи на слово «радуга». (ответы детей)
Правильно слово «радуга» похоже на слово «радость». В славянских языках есть множество названий. «Райская дуга», весёлка, божий лук, божий пояс, бабин пояс, красуля. И в самом деле, радостно бывает, когда вдруг на небе возникает удивительно красивая дуга.
Народ представлял себе радугу, как некое существо, выпивающее воду из разных источников, прудов, озер.
А значит, построили радугу солнечные лучи и дождевые капли.
. Дождь заканчивается. Редкие капли еще падают на землю, но из-за тучи уже выглянуло солнце. Солнце светит сквозь падающий дождь, лучи его проходят через дождевые капли, и на небе напротив солнца возникает необычная цветная дуга. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной.
Педагог :
Сколько цветов у радуги? ответы детей
Педагог :
Радуга состоит из семи цветов, и все они следуют строго друг за другом, каждый "знает свое место". Правда, в природе нет четких границ между цветами, они плавно переходят друг в друга. Известно выражение, которое помогает запомнить расположение цветов в радуге : Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан ( первая буква каждого слова указывает на определенный цвет: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Педагог :
Давайте почувствуем цвета радуги.
Педагог :
Красный цвет, какой он? Что вам говорят глаза о красном цвете? (ответы детей)
Педагог :
Следующий цвет какой?
Дети:
Оранжевый.
Педагог :
Давайте почувствуем его. Для этого призовем на помощь нос.
Какой оранжевый фрукт вы знаете?
Дети:
Мандарин
Педагог :
Какой у него запах? Что чувствуют ваши носики (ответы детей)
(Запах мандарина любят и дети и взрослые. Многим взрослым он напоминает детство, новый год)
Педагог :
Продолжаем путешествие по радуге. Какой следующий цвет нас ждет?
Дети:
Желтый
Педагог :
Что всегда бывает желтого цвета? (ответы детей)
Имитационная игра «Желтая туча»(автор Л. Петрова)
Педагог :
Туча желтая летела,
На ребят она глядела.
Листья желтые нашла
И ребятам раздала. (Дети достают заранее приготовленную цветную желтую бумагу)
Эти листики сомнем, (делают из листьев комки)
Покатаем и сожмем (катают в руках, сильно сжимают)
Будут круглые комки, (всем показывают)
Будут желтые снежки.
Можно их в руке держать, (поочередно держат в правой и левой руке)
Можно по полу катать, (катают по полу)
Можно вверх подбросить их (подбрасывают вверх)
Можно наступить на них (наступают на комки)
Можно к уху их поднять (подносят к уху)
И тихонько пошуршать (тихонько шуршат комочками)
Можно спрятать их в ведро,
Будет полное оно (кладут комочки в ведро)
Педагог :
Отправляемся дальше!Нас ждет следующий цвет?
Он с лягушкой может квакать,
Вместе с крокодилом плакать,
Из земли с травой расти,
Но не может он цвести.
Дети:
Зеленый!
Педагог :
Какой он зеленый цвет? (ответы детей)
Педагог :
Какой у него запах? (ответы детей)
Педагог :
Какой он на вкус? (ответы детей)
Педагог :
Зеленый цвет на прощанье приготовил нам еще загадку.
Он на небе в день погожий,
И на незабудках тоже,
А на крыльях мотылька
Может он взлететь с цветка.
Дети:
Голубой цвет.
Педагог :
Правильно. А что всегда бывает голубого цвета? (ответы детей)
Педагог :
Глаза голубые у куклы моей
А небо над нами еще голубей
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо на нас.
Педагог :
Какой следующий цвет у Радуги? (ответы детей)
Педагог :
Синий! А что всегда бывает синего цвета? (ответы детей)
Педагог :
Релаксация «Океан»(3 мин)
Педагог :
Дети, садитесь на ковер, закройте глаза и слушаем музыку океана и мой голос.
Я слышу шум океана, прибоя…Волна беседует со мной, она мне говорит:»Успокойся, отдохни….Услышь шум прибоя. Пусть шея, руки и спина отдохнут. Вдохни чистый воздух океана, расслабь тело и ноги. Тепло и свет вливаются в тебя, огорчения и болезни уходят. Свет чистый, белый лечит душу и тело. Дает любовь и веру в торжество добра!.Услышь тишину, она молчит. Впусти тишину в себя»
Но вот прохладный ветер пробежал по телу, взбодрил нас всех
Мы проснулись, потянулись, улыбнулись.
Педагог :
Вспомним, какой он синий цвет (ответы детей)
Педагог :
Какой же следующий цвет у Радуги (ответы детей)
Педагог :
Увидав его под глазом
Драчуна жалеют сразу,
А вот баклажан и слива
С ним довольны и счастливы.
Дети:
Фиолетовый цвет.
Педагог:
- А сейчас подойдите к столу и выложите по порядку все цвета радуги, сверху вниз (выполняют задание).
Педагог:
-Почему появляется радуга? Хотите узнать?
- Что происходит с солнечным лучом, если он попадает в воду? (преломляется).
- Я вам предлагаю провести опыт.
Наполним ванночку водой и поставим на стол. Опустим зеркальце в воду наполовину. Его верхняя часть будет опираться на край ванночки, а нижняя окажется в воде под углом. Направим свет фонарика на погружённую в воду часть зеркала. При этом зеркальце будет отражать свет. Возьмем лист бумаги и поместим его перед зеркалом. Другой рукой слегка подвигаем само зеркало. Изменяем положение зеркала и бумаги до тех пор, пока на ней не появится разноцветная Радуга. Слегка покачайте ванночку, чтобы по воде пошла рябь, и встряхнем зеркало. Что мы видим теперь?
-на белой бумаге появляются искрящиеся разноцветные огоньки. Значит, обычный солнечный лучик, как волшебник, может превращаться в разноцветный, если он проходит сквозь капли воды.
Педагог:
- Сейчас я вам предлагаю поэкспериментировать и самостоятельно получить радугу (детское экспериментирование).
3. Оценочно-рефлексивный этап.
Педагог:
- Ребята, вы такие молодцы. Очень постарались. Помогли Художнику запомнить цвета радуги. Вы порадовали и Художника и Радугу. Вы много знаете о ее цветах. Художник и Радуга вас благодарят и дарят подарок-сувенир-маленький радужный веер на память.
Звучит музыка, детям раздают подарки.
- До свидания! (дети прощаются и благодарят его за игры, Художник уходит).
4. Список информационных источников.
1. Дошкольная педагогика №1-2010 г. С. 30
2. Черепкова Т., Чеботкова Н., Концевая О. «Путешествие по радуге», «Дошкольное воспитание»№5, 2015г.
3. https://kopilkaurokov.ru
4.https://mirznanii.com/a/180816-7/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-4-7
5.https://studwood.ru/1063986/pedagogika/literatura