Светлана Степанова
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием ИКТ. Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Пушок»
▼ Скачать + Заказать документы
Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования (детский сад) государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п. г. т. Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области
Непосредственно-образовательная деятельность
для детей старшей группы.
Тема: «Пересказ рассказа «Пушок»
(по Г. А. Скребицкому).
Составил:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием ИКТ, Пересказ рассказа Г, А, Скребицкого „Пушок“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Скребицкий Г. А.
- Старшая группа
- Темочки
воспитатель структурного подразделения
(детский сад) ГБОУ СОШ п. г. т. Балашейка
Степанова Светлана Николаевна
2014г
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: учить детей связно и последовательно пересказывать текст через применение средств наглядного моделирования плана высказывания - графических схем.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие» :
познакомить детей с произведением «Пушок» и его автором Г. А. Скребицким;
продолжать учить детей работать с графическими схемами при построении плана высказывания;
закреплять знания детей о диких животных (дидактическая игра «Кто, где живёт?»).
Образовательная область «Речевое развитие» :
формировать у детей навыки планирования связного развернутого высказывания;
активизировать словарный запас по теме «Дикие животные» (нора, дупло, берлога, логово);
обогащать словарный запас (сарай, сено, ручной, колкий, требовал, показалась);
развивать умение составлять распространенные предложения;
закреплять умение грамматически правильно оформлять собственные высказывания;
развивать связную диалогическую и монологическую речь.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :
способствовать развитию социальных навыков и умений: умение работать в группе, слушать других, уважать мнение сверстников, отстаивать собственное мнение;
развивать умение оценивать и анализировать речевую деятельность друг друга, давая аргументированные ответы;
развивать произвольное внимание, память, словесно-логическое мышление;
воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :
развивать умение передавать в рисунке характерные черты героев;
закреплять навыки работы с акварельными красками;
развивать творческие умения в процессе создания рисунков.
Образовательная область «Физическое развитие» :
развивать зрительно-моторную координацию;
развивать двигательную активность;
развивать умение согласовывать движения с текстом.
Методы и приемы:
Практические:
создание художественного продукта - рисунка; дидактическая игра «Кто, где живёт?»
Наглядные:
рассматривание иллюстраций на слайдах, графических схем; составление графического плана рассказа;
Словесные:
отгадывание загадки, чтение, беседа,
Материал и оборудование: мультимедийная презентация, проектор, фланелеграф, набор схем для графического плана (см. приложение); картинки к дидактической игре «Кто, где живёт?» (на каждого ребёнка по набору, иллюстрации к лексическому разбору текста; листы бумаги, краски, кисточки, подставки, салфетки по количеству детей, клеёнки на столы.
Предварительная работа:
• изучение лексической темы «Дикие животные»;
• рассматривание картинок, иллюстраций и слайдов мультимедийной презентации по изучаемой теме (с изображениями диких животных, их жилищ, леса);
• отгадывание загадок о диких животных леса;
• дидактическая игра «Кто, где живет?»;
• чтение художественной литературы по теме;
• словесно-дидактическая игра «Доскажи словечко» (дополнение слов в предложение, текст).
Лексический материал: Слова, сложные по семантике: существительные - сарай, сено; прилагательные – ручной. Слова, сложные по слоговой структуре: глаголы -требовал, показалась.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Организационный момент. Развитие произвольного внимания, словесно- логического мышления.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку.
Шуба — иголки,
Свернется - колкий,
Рукой не возьмешь.
Кто это?
Дети: Еж. (После отгадывания открывается 1 слайд). Правильно, это ёж.
Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей. Рассматривание ежа (слайд 2, 3).
Воспитатель: Зачем у ежа на спине иголки торчат?
Дети: Ежик иголками защищается от врагов.
Воспитатель: Как он спасается от врагов?
Дети: Еж сворачивается шариком, выставляет иголки. (слайд 3).
Воспитатель: Чем питаются ежи?
Дети: Ежи питаются мышами, жуками, червяками, молоком. (слайд 4,5).
Воспитатель: Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться?
Дети: Колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой.
Дети рассматривают колющие предметы на слайде презентации (слайд 6).
Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.
Воспитатель: Послушайте рассказ Георгия Скребицкого «Пушок». (Попросить повторить 2-3 детей, кто написал рассказ и название произведения).
Чтение адаптированного рассказа.
В доме у нас жил ручной ежик. Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это мы его прозвали Пушок. Когда Пушок был голоден, он гонялся за мной, фыркал и кусал за ноги, требуя еды.
Зимой собрался я на санках с горы кататься. Решил взять с собой Пушка. Посадил его в коробку с сеном. А после поставил санки в сарай. О Пушке я вспомнил только на другой день. Гляжу - мой Пушок не двигается. За ночь, наверное, замерз и умер. Похоронили мы Пушка в саду, закопали в снег в том самом ящике, в котором он умер.
Весной пошел я в сад. Вдруг из-под старых листьев показалась знакомая мордочка. Я взял Пушка на руки. А он фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.
Словарная работа. Обогащение словаря: сарай, сено, колкий, ручной, требовал, показалась. (слайд 7). (Воспитатель поясняет незнакомые детям слова).
Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Лексический разбор текста проводится с использованием иллюстраций.
Воспитатель: О ком говорится в рассказе?
Дети: О ежике и мальчике.
Воспитатель: Где и с кем жил ежик?
Дети: Ежик жил в доме у мальчика.
Воспитатель: Почему его прозвали Пушок?
Дети: Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это его прозвали Пушок.
Воспитатель: Если Пушок был голоден, как он требовал (просил) еды?
Дети: Гонялся за мальчиком, фыркал, кусал за ноги.
Воспитатель: Кого взял с собой зимой на горку мальчик?
Дети: Пушка.
Воспитатель: Во что он посадил Пушка?
Дети: Посадил его в коробку с сеном.
Воспитатель: Куда после прогулки поставил санки мальчик?
Дети: Он поставил санки вместе с ежиком в сарай - деревянный домик для хранения разных вещей.
Воспитатель: Когда он вспомнил о Пушке?
Дети: О Пушке он вспомнил только на следующий день.
Воспитатель: Что случилось с ежиком за ночь?
Дети: За ночь, наверное, он замерз и умер.
Воспитатель: Что было дальше?
Дети: Похоронили Пушка в саду, закопали в снег.
Воспитатель: В чем похоронили Пушка?
Дети: Его похоронили в том самом ящике, в котором он умер.
Воспитатель: Когда вновь встретились друзья?
Дети: Они встретились весной.
Воспитатель: Расскажите, как произошла эта встреча. (Ответы детей).
Воспитатель: Как требовал еды Пушок?
Дети: Фыркал, тыкал в ладонь холодным носиком.
Воспитатель: Почему Пушок не замерз зимой и остался жив?
Дети: Потому что зимой ежи не умирают, а спят.
Физминутка. Координация речи с движением.
Воспитатель: А сейчас тихо встаньте со своих мест и пройдите на ковёр. Мы поиграем в игру “Ели”. Повторяйте все вместе за мной:
Руки подняли и помахали -
Это ели в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем -
Птицы на ели летят.
Как они сядут - покажем:
Крылья сложим назад.
Дидактическая игра «Кто, где живет?» Расширение словаря по теме «Дикие животные».
Игра проводится с использованием иллюстраций и слайдов. (слайд 8, 9, 10).
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто, где живет?». Послушайте внимательно и ответьте на вопросы:
• А где живут ежи в природе? (Ежи живут в лесу.)
• Как называется домик ежа? (Нора, гнездо.)
• Медведя? (Берлога.)
• Лисы? (Нора)
• Волка? (Логово.)
• Белки? (Дупло.)
Перед вами лежат картинки с животными и картинки с изображением их жилищ. Разложите их так, чтобы каждый оказался в своём доме. (Дети раскладывают на столах картинки с животными, под ними выкладывают картинки с жилищами каждого из них).
Повторное чтение рассказа. Составление плана - схемы содержания рассказа. Развитие слухового внимания и слухоречевой памяти.
Воспитатель: Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. (Слайд 11). После просмотра презентации схема пересказа выставляется на фланелеграфе в линейной логической последовательности.
В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем.
Коллективное составление алгоритма рассказа. Развитие памяти, мышления, диалогической речи.
Воспитатель: Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. Разложим их по порядку. С чего все началось? (Ответы детей) Как звали главного героя? Что было дальше? (Ответы детей).
Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.
В своих ответах дети опираются на схемы. Главная мысль каждой части оформляется фразой.
Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.
Воспитатель: Расскажите историю про ежа. Схемы вам в этом помогут. (Принимают участие все дети по цепочке. В конце один ребенок повторяет рассказ целиком).
Рисование сюжетных моментов к рассказу.
Воспитатель: А сейчас мы с вами побудем художниками и нарисуем иллюстрации к рассказу «Пушок». Подумайте, что бы вы хотели изобразить, какие моменты из рассказа хотели зарисовать. Кто придумал, можете приступать.
Итог. Положительная дифференцированная оценка рассказов детей. Саморефлексия.
Воспитатель: Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали?
Дети: Рассказ называется «Пушок».
Воспитатель: Кто его написал?
Дети: Рассказ написал Георгий Скребицкий.
Воспитатель: Мне понравились ваши рассказы. Но чью работу хочется отметить особенно? Почему? (Дети дают аргументированные ответы).
Выставка рисунков. Оценка работ.
Воспитатель: Занятие окончено. Спасибо за внимание! (слайд 12).
Закрепление изученного материала вне занятия:
Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа.
Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).
Поиграть в игру «Кто, где живет?»
Прослушать и обсудить детские рассказы (по магнитофонной записи).
Приложение
Рис. 1. План-схема составления пересказа