Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием ИКТ. Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Пушок»

Светлана Степанова
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием ИКТ. Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Пушок»
▼ Скачать + Заказать документы

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования (детский сад) государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа п. г. т. Балашейка муниципального района Сызранский Самарской области

Непосредственно-образовательная деятельность

для детей старшей группы.

Тема: «Пересказ рассказа «Пушок»

(по Г. А. Скребицкому).

Составил:

Публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием ИКТ, Пересказ рассказа Г, А, Скребицкого „Пушок“» размещена в разделах

воспитатель структурного подразделения

(детский сад) ГБОУ СОШ п. г. т. Балашейка

Степанова Светлана Николаевна

2014г

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: учить детей связно и последовательно пересказывать текст через применение средств наглядного моделирования плана высказывания - графических схем.

Задачи:

Образовательная область «Познавательное развитие» :

познакомить детей с произведением «Пушок» и его автором Г. А. Скребицким;

продолжать учить детей работать с графическими схемами при построении плана высказывания;

закреплять знания детей о диких животных (дидактическая игра «Кто, где живёт?»).

Образовательная область «Речевое развитие» :

формировать у детей навыки планирования связного развернутого высказывания;

активизировать словарный запас по теме «Дикие животные» (нора, дупло, берлога, логово);

обогащать словарный запас (сарай, сено, ручной, колкий, требовал, показалась);

развивать умение составлять распространенные предложения;

закреплять умение грамматически правильно оформлять собственные высказывания;

развивать связную диалогическую и монологическую речь.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» :

способствовать развитию социальных навыков и умений: умение работать в группе, слушать других, уважать мнение сверстников, отстаивать собственное мнение;

развивать умение оценивать и анализировать речевую деятельность друг друга, давая аргументированные ответы;

развивать произвольное внимание, память, словесно-логическое мышление;

воспитывать у детей интерес к окружающей природе и ее обитателям.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» :

развивать умение передавать в рисунке характерные черты героев;

закреплять навыки работы с акварельными красками;

развивать творческие умения в процессе создания рисунков.

Образовательная область «Физическое развитие» :

развивать зрительно-моторную координацию;

развивать двигательную активность;

развивать умение согласовывать движения с текстом.

Методы и приемы:

Практические:

создание художественного продукта - рисунка; дидактическая игра «Кто, где живёт?»

Наглядные:

рассматривание иллюстраций на слайдах, графических схем; составление графического плана рассказа;

Словесные:

отгадывание загадки, чтение, беседа,

Материал и оборудование: мультимедийная презентация, проектор, фланелеграф, набор схем для графического плана (см. приложение); картинки к дидактической игре «Кто, где живёт?» (на каждого ребёнка по набору, иллюстрации к лексическому разбору текста; листы бумаги, краски, кисточки, подставки, салфетки по количеству детей, клеёнки на столы.

Предварительная работа:

• изучение лексической темы «Дикие животные»;

рассматривание картинок, иллюстраций и слайдов мультимедийной презентации по изучаемой теме (с изображениями диких животных, их жилищ, леса);

• отгадывание загадок о диких животных леса;

• дидактическая игра «Кто, где живет?»;

• чтение художественной литературы по теме;

• словесно-дидактическая игра «Доскажи словечко» (дополнение слов в предложение, текст).

Лексический материал: Слова, сложные по семантике: существительные - сарай, сено; прилагательные – ручной. Слова, сложные по слоговой структуре: глаголы -требовал, показалась.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Организационный момент. Развитие произвольного внимания, словесно- логического мышления.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно и отгадайте загадку.

Шуба — иголки,

Свернется - колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это?

Дети: Еж. (После отгадывания открывается 1 слайд). Правильно, это ёж.

Создание эмоционального фона восприятия рассказа. Оживление личного опыта детей. Рассматривание ежа (слайд 2, 3).

Воспитатель: Зачем у ежа на спине иголки торчат?

Дети: Ежик иголками защищается от врагов.

Воспитатель: Как он спасается от врагов?

Дети: Еж сворачивается шариком, выставляет иголки. (слайд 3).

Воспитатель: Чем питаются ежи?

Дети: Ежи питаются мышами, жуками, червяками, молоком. (слайд 4,5).

Воспитатель: Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться?

Дети: Колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой.

Дети рассматривают колющие предметы на слайде презентации (слайд 6).

Чтение рассказа. Развитие произвольного внимания, памяти.

Воспитатель: Послушайте рассказ Георгия Скребицкого «Пушок». (Попросить повторить 2-3 детей, кто написал рассказ и название произведения).

Чтение адаптированного рассказа.

В доме у нас жил ручной ежик. Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это мы его прозвали Пушок. Когда Пушок был голоден, он гонялся за мной, фыркал и кусал за ноги, требуя еды.

Зимой собрался я на санках с горы кататься. Решил взять с собой Пушка. Посадил его в коробку с сеном. А после поставил санки в сарай. О Пушке я вспомнил только на другой день. Гляжу - мой Пушок не двигается. За ночь, наверное, замерз и умер. Похоронили мы Пушка в саду, закопали в снег в том самом ящике, в котором он умер.

Весной пошел я в сад. Вдруг из-под старых листьев показалась знакомая мордочка. Я взял Пушка на руки. А он фыркал и тыкал мне в ладонь холодным носиком, требуя еды.

Словарная работа. Обогащение словаря: сарай, сено, колкий, ручной, требовал, показалась. (слайд 7). (Воспитатель поясняет незнакомые детям слова).

Беседа по содержанию. Развитие диалогической речи. Лексический разбор текста проводится с использованием иллюстраций.

Воспитатель: О ком говорится в рассказе?

Дети: О ежике и мальчике.

Воспитатель: Где и с кем жил ежик?

Дети: Ежик жил в доме у мальчика.

Воспитатель: Почему его прозвали Пушок?

Дети: Когда его гладили, он прижимал к спинке колючки и делался мягким. За это его прозвали Пушок.

Воспитатель: Если Пушок был голоден, как он требовал (просил) еды?

Дети: Гонялся за мальчиком, фыркал, кусал за ноги.

Воспитатель: Кого взял с собой зимой на горку мальчик?

Дети: Пушка.

Воспитатель: Во что он посадил Пушка?

Дети: Посадил его в коробку с сеном.

Воспитатель: Куда после прогулки поставил санки мальчик?

Дети: Он поставил санки вместе с ежиком в сарай - деревянный домик для хранения разных вещей.

Воспитатель: Когда он вспомнил о Пушке?

Дети: О Пушке он вспомнил только на следующий день.

Воспитатель: Что случилось с ежиком за ночь?

Дети: За ночь, наверное, он замерз и умер.

Воспитатель: Что было дальше?

Дети: Похоронили Пушка в саду, закопали в снег.

Воспитатель: В чем похоронили Пушка?

Дети: Его похоронили в том самом ящике, в котором он умер.

Воспитатель: Когда вновь встретились друзья?

Дети: Они встретились весной.

Воспитатель: Расскажите, как произошла эта встреча. (Ответы детей).

Воспитатель: Как требовал еды Пушок?

Дети: Фыркал, тыкал в ладонь холодным носиком.

Воспитатель: Почему Пушок не замерз зимой и остался жив?

Дети: Потому что зимой ежи не умирают, а спят.

Физминутка. Координация речи с движением.

Воспитатель: А сейчас тихо встаньте со своих мест и пройдите на ковёр. Мы поиграем в игру “Ели”. Повторяйте все вместе за мной:

Руки подняли и помахали -

Это ели в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем -

Птицы на ели летят.

Как они сядут - покажем:

Крылья сложим назад.

Дидактическая игра «Кто, где живет?» Расширение словаря по теме «Дикие животные».

Игра проводится с использованием иллюстраций и слайдов. (слайд 8, 9, 10).

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто, где живет?». Послушайте внимательно и ответьте на вопросы:

• А где живут ежи в природе? (Ежи живут в лесу.)

• Как называется домик ежа? (Нора, гнездо.)

• Медведя? (Берлога.)

• Лисы? (Нора)

• Волка? (Логово.)

• Белки? (Дупло.)

Перед вами лежат картинки с животными и картинки с изображением их жилищ. Разложите их так, чтобы каждый оказался в своём доме. (Дети раскладывают на столах картинки с животными, под ними выкладывают картинки с жилищами каждого из них).

Повторное чтение рассказа. Составление плана - схемы содержания рассказа. Развитие слухового внимания и слухоречевой памяти.

Воспитатель: Я прочитаю рассказ еще раз. Постарайтесь его запомнить. (Слайд 11). После просмотра презентации схема пересказа выставляется на фланелеграфе в линейной логической последовательности.

В процессе чтения расставляются смысловые акценты, выделяются смысловые отрывки, выстраивается графический план рассказа из схем.

Коллективное составление алгоритма рассказа. Развитие памяти, мышления, диалогической речи.

Воспитатель: Посмотрите на эти необычные картинки. Это схемы. Разложим их по порядку. С чего все началось? (Ответы детей) Как звали главного героя? Что было дальше? (Ответы детей).

Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем.

В своих ответах дети опираются на схемы. Главная мысль каждой части оформляется фразой.

Развитие связной речи. Формирование навыка работы по алгоритму.

Воспитатель: Расскажите историю про ежа. Схемы вам в этом помогут. (Принимают участие все дети по цепочке. В конце один ребенок повторяет рассказ целиком).

Рисование сюжетных моментов к рассказу.

Воспитатель: А сейчас мы с вами побудем художниками и нарисуем иллюстрации к рассказу «Пушок». Подумайте, что бы вы хотели изобразить, какие моменты из рассказа хотели зарисовать. Кто придумал, можете приступать.

Итог. Положительная дифференцированная оценка рассказов детей. Саморефлексия.

Воспитатель: Как называется рассказ, который мы все вместе пересказывали?

Дети: Рассказ называется «Пушок».

Воспитатель: Кто его написал?

Дети: Рассказ написал Георгий Скребицкий.

Воспитатель: Мне понравились ваши рассказы. Но чью работу хочется отметить особенно? Почему? (Дети дают аргументированные ответы).

Выставка рисунков. Оценка работ.

Воспитатель: Занятие окончено. Спасибо за внимание! (слайд 12).

Закрепление изученного материала вне занятия:

Упражнять детей в выстраивании графического плана рассказа.

Повторить рассказ с опорой на графический план (выборочно).

Поиграть в игру «Кто, где живет?»

Прослушать и обсудить детские рассказы (по магнитофонной записи).

Приложение

Рис. 1. План-схема составления пересказа

Публикации по теме:

Поделки «Осенний букет», «Морское чудо»Поделки «Осенний букет», «Морское чудо» "Осенний букет", "Морское чудо" выполнили ученики 4 А класса специального (коррекционного) 4 вида. Руководитель - воспитатель продленного.

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием ИКТ. Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Пушок»
Опубликовано: 9 июня 2014 в 11:19
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с использованием ИКТ. Пересказ рассказа Г. А. Скребицкого «Пушок»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Степанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД