Альбина Хисматуллина
Конспект НОД для детей старшей группы с участием родителей «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
«Волшебница вода» (вода-растворитель)
Программные задачи:
• знакомство с новым свойством воды: вода - растворитель;
• побуждение к исследовательской деятельности,
• развитие мыслительных операции: сравнение, обобщение, способность анализировать и делать выводы;
• активизация и обогащение словаря по теме НОД, развитие связной речи, умения рассуждать, делать выводы;
• воспитание чувства бережного отношения к воде;
• воспитание умения работать в группе, в парах.
Материалы и оборудование:
Публикация «Конспект НОД для детей старшей группы с участием родителей „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Изображение кроссворда; стаканы для воды; плакат с правилами безопасного поведения при проведении экспериментов; карточки с изображением облака, речки и льда; плакат с изображением свойств воды;
капельки воды (6 штук); обручи; изображения ослов с кладью; для опытов: стаканы с водой, чайные ложки, соль, сахар, порошок с марганцовкой, подсолнечное масло, речной песок, круги из фильтрованной бумаги, емкости для фильтрования; цветные карандаши, фломастеры и бумага для рисования.
Предварительная работа:
1. беседа о правилах безопасности при экспериментировании, оформление с детьми плаката о безопасном поведении при проведении экспериментов;
2. оформление с детьми журнала для экспериментов;
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Постановка цели занятия
Воспитатель: ребята, сегодня наша группа превратится в лабораторию, а мы с вами станем учеными, изучающими …. А что мы будем изучать, вы узнаете, разгадав кроссворд (на доске рисунок 1). В этом слове 4 буквы.
1. В первой клеточке живет буква, которая спряталась в слове «совок» и стоит в нем на третьем месте.
2. Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «гром» также на третьем месте.
3. В третьей клеточке живет буква, с которой начинается слово «дорога».
4. В последней клеточке буква, которая стоит на втором месте в слове «мама».
(воспитатель выставляет буквы и получается слово «Вода», дети читают).
Воспитатель: сегодня мы будим изучать воду. Вспомним ее свойства, то где она встречается в природе, ее значение. Познакомимся с новым свойством воды. И проведем опыты, которые помогут нам узнать много интересного о ней. Мы будем сегодня настоящими исследователями.
3. Актуализация знаний детей о воде
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Дети: в реке, в океане, в капельках дождя….
Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная (воспитатель привлекает детей к речевой работе) вода в море – как называют её по-другому?
Дети: морская.
Воспитатель: вода в океане
Дети: океаническая
Воспитатель: в реках, озёрах, родниках, болотах,
Дети: речная, озёрная, родниковая, болотная вода.
Воспитатель: А какая это вода - в отличие от солёной, морской?
Дети: пресная.
Воспитатель: давайте нальем воду в стакан и внимательно ее рассмотрим. Но помните. Пробовать на вкус мы не будем, так как вода не кипяченая. Правило: ничего не пробуем, если это не разрешено!
Кто ответит – какая вода? Какие свойства воды мы уже знаем?
Дети: не имеет формы, не имеет цвета – прозрачная, имеет вес, не имеет запаха
Воспитатель: да, вы молодцы. Вспомните, вода в природе может быть в разных состояниях. А в каких вы мне сейчас ответите, разгадав загадки. Будьте внимательны.
• Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)
• Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
• Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло!
Скользко, весело, светло! (Лед)
(Воспитатель прикрепляет на фланелеграф карточки с рисунками).
Воспитатель: кто вспомнил 3 состояния воды?
Дети: В жидком состоянии, в твердом – лед, и в газообразном.
Молодцы ребята, правильно все ответили. Рассмотрим плакат на котором изображены все свойства воды и еще раз их проговорим:
Дети: Не имеет формы
Бесцветна
Прозрачна
Текуча
Без запаха
Без вкуса
Бывает в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.
Воспитатель: ребята, мы так много говорим о воде, а для чего же она нам нужна? Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?
Чтобы ответить на этот вопрос давайте совершим путешествие по группе – будем делать остановки и объяснять для чего вода нужна нам.
(дети идут по группе, делают остановки – родители в костюмах сказочных героев задают загадки)
В уголке природы: возле растений.
Дети: цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут – им нужна вода (приклеивают маленькую капельку).
У аквариума.
Дети: рыбы живут в воде, без нее они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать (приклеивают маленькую капельку).
Воспитатель: чистая вода в аквариуме. Это вы ребята, хорошо ухаживаете за рыбками, чистите аквариум.
Около мойки в подсобном помещении.
Дети: Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, убирать в группе (приклеивают маленькую капельку)
В игровом уголке
Дети: вода нужна, чтобы мыть игрушки и стирать куклам одежду (приклеивают маленькую капельку)
В туалетной комнате.
Дети: Вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования (приклеивают маленькую капельку)
У стола с графином
Дети: вода нужна, чтобы мы могли ее питы (приклеивают маленькую капельку)
Воспитатель: Вот, ребята, сколько в нашей группе капелек воды живет, которые приносят нам большую пользу. Вы устали, засиделись, вам размяться захотелось. Так давайте поиграем.
4. Физкультминутка «Капельки и тучки»
На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.
5. Формирование новых знаний
Воспитатель: Мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с новым свойством воды. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты. А сейчас пройдём в лабораторию.
Есть такая сказка (родители с помощью настольного театра показывают сказку). Два ослика шли по дороге с кладью. Один был навьючен солью, а другой – ватой. Первый ослик едва передвигал ноги: так тяжела была его ноша. Второй – шел весело и легко (воспитатель вывешивает изображение ослов).
Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, остановился в воде и стал купаться: он то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осел вышел из воды, то ноша его стала гораздо легче. Другой осел, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась навьюченная на него вата.
Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго – тяжелее?
Воспитатель: что произошло бы, если б второй осел нес сахар?
Воспитатель: Оказывается вода – растворитель.
Сегодня мы узнаем о возможностях воды как растворителя. В этом нам помогут опыты.
6. Исследовательская деятельность
Воспитатель: Для того что бы начать с вами проводить опыты давайте вспомним правила безопасности при проведении экспериментов.
(Дети проговаривают все правила, которые нарисованы на плакате).
Опыт 1. (работа в группах)
(В каждом опыте показ и объяснение воспитателя, все стаканы в конце экспериментирования убирает помощник воспитателя)
Воспитатель: в прозрачный стакан с водой всыпаем чайную ложку соли. Помешиваем воду и наблюдаем, что происходит с кристалликами соли. Изменилась ли прозрачность воды? Её цвет? Можно ли сказать, что вещество исчезло? (воспитатель фиксирует все ответы детей в специальном журнале для опытов)
Дети: вывод - соль в воде растворилась, и вода осталась прозрачной.
Аналогичный опыт проводится с сахарным песком. Самостоятельно детьми. (Воспитатель делает необходимые записи). Дети делают вывод: сахар, как и соль растворяются в воде не изменяя ее цвет.
Опыт 2. (работа в группах)
Воспитатель: в стакан воды высыпите порошок марганцовки, размешайте.
Что изменилось?
Дети: порошок марганцовки быстро изменили цвет воды, значит, растворяются хорошо.
Воспитатель: ребята, вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми. Соль и сахар растворились в воде – значит они растворимые.
Опыт 3. (работа в парах)
Воспитатель: Размешаем в стакане с водой чайную ложку подсолнечного масла.
Дети: выполняют опыт
Воспитатель: изменилась ли прозрачность воды? А цвет? Что интересного заметили?
Дети: вывод – масло не растворяется в воде: оно либо плавает в воде в виде желтых капелек, либо растекается по ее поверхности тонкой пленкой.
Опыт 4. (работа в парах)
Воспитатель: в прозрачный стакан с водой всыпаем чайную ложку речного песка. Помешиваем воду и наблюдаем, что происходит с песком. Изменилась ли прозрачность воды? Её цвет? Можно ли сказать, что вещество исчезло, вещество растворилось в воде?
Дети: вывод - речной песок в воде не растворяется
Воспитатель: вещества, которые не растворяются в воде, называются нерастворимыми. Так значит, какие вещества в наших опытах являются нерастворимыми?
Дети: масло, речной песок.
Воспитатель: ребята, а можно ли воду теперь очистить от разных веществ? Как это можно сделать?
Дети: предположения.
Воспитатель: воду можно отфильтровать. И сделаем мы это с помощью фильтра.
(Дети вместе с воспитателем делают фильтр из фильтровальной бумаги)
Воспитатель: перед вами круг из фильтровальной бумаги. Нам необходимо выложить его в воронку. (показ воспитателя)
Воспитатель показывает способ фильтрования, затем дети фильтруют воду самостоятельно, делая выводы.
Воспитатель: что произошло после фильтрования воды с солью и сахаром?
Дети: не отфильтровались соль и сахар.
Воспитатель: что произошло после фильтрования воды с порошком марганцовки?
Дети: цвет фильтра изменился, но отфильтрованный раствор остался красного цвета.
Воспитатель: Что произошло после фильтрования воды с маслом и речного песка?
Дети: следы масла и песка остались на фильтре, вода очистилась.
Воспитатель: Масло удалось отфильтровать быстро, потому что оно не растворилось в воде, на фильтре хорошо видны следы масла. Практически не отфильтровались вещества, которые хорошо растворились в воде: сахар, соль, марганцовка.
Воспитатель: Вам понравилось быть исследователями? Что нового вы узнали из опытов.
Дети: вода имеет свойство растворять различные вещества. Вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми, так например: соль, сахар. Вещества, которые не растворяются в воде, называются нерастворимыми, например: речной песок, масло.
Воспитатель: для того что бы лучше запомнить то, что мы сегодня узнали, я вам предлагаю нарисовать взаимодействие воды с различными веществами.
Дети рисуют. Рассказывают, то что нарисовали.
7. Итог занятия
Восп итатель: посмотрите, ребята, какие у нас получились интересные рисунки. Вы молодцы, очень хорошо занимались, отвечали правильно на вопросы. Давайте с вами еще раз вспомним, что нового и интересного узнали.
О каком свойстве воды узнали из опытов?
Какими могут быть вещества?
Назовите растворимые вещества.
Назовите нерастворимые вещества.
Что запомнилось больше всего на занятии?
Какой новой информацией вы поделитесь дома?