Ольга Мамонова
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «В медвежьей берлоге»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: уточнить у детей знания об особенностях питания медведя; дать представление о жилище медведя - берлоге; формировать у детей интерес к особенностям жизни диких животных; закреплять аппликативные навыки; развивать фантазию.
Материал и оборудование: обучающие карточки «Животные России», 1/2 голубого картона, заготовки рисунков, вата, белая гуашь, кисточки, стаканы-непроливайки с водой.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы познакомимся с жилищем одного очень грозного животного. Отгадайте загадку.
Кто пчелиный любит мед,
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста „В медвежьей берлоге“» размещена в разделах
- Берлога, зимняя спячка медведя
- Дикие животные зимой. Зимовье зверей
- Дикие животные зимой. Конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Медведь, медвежата
- Медведь. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
Лапу кто зимой сосет? (Медведь.)
Дети: Да, мы с вами поговорим о медведе, узнаем, где он живет и как строит свой дом.
Хорошо живется медведю щедрой летней порой. В сосняке мишка собирает грибы, на болотных кочках чернику, бруснику, голубику, а в душистом малиннике лакомится спелой малиной.
Ловит он и неопытных молодых птенчиков, лягушат, ну а если найдет муравейник, то разворошит его, раскопает, всунет туда свой длинный язык, который тотчас облепят муравьи. А мишка - хоп-хоп и проглотит всех разом!
В конце лета и начале осени у медведя главное дело - есть, жирок нагуливать.
Почему медведю необходимо хорошо питаться осенью?
Дети: Ест он для того, чтобы жир под шубкой нарастить перед долгой морозной зимой.
Педагог: Чем еще любит угоститься косолапый?
Дети: Пчелиным медом.
Педагог: Конечно, сладким душистым пчелиным медком. Найдет в дупле старого дерева пчелиное гнездо, запустит туда мохнатую лапищу, вытащит соты и ест.
А еще медведи - заядлые рыболовы. Могут часами на камне сидеть с поднятой лапой на берегу лесной реки или ручья. Как только заметит мишка рыбину, так мощным ударом сильной лапы ловко и метко бьет ее. Потом вытаскивает на берег и знай себе пирует
Когда созревает в лесу калина, краснеют грозди рябины - медведь тут как тут!
Если медведь живет в глухой тайге, любимая его еда - кедровые орешки. Они и питательные, и вкусные, и жирные.
Но вот погода изменилась. По утрам поднимаются над лугами и полями влажные слоистые туманы, иней похрустывает на поникших, поблекших травах, лужи ледком затягивает ночной мороз. А в воздухе летят, кружатся золотые, багряные, лилово-алые листья. Значит пришла пора медведю подыскивать удобное место для берлоги - жилища на долгую зиму.
Медведь ищет место не торопясь, придирчиво осматривает глубокие ямы, вывороченные деревья - сосны, ели.
Чаще всего мишка устраивает берлогу на склоне холма, берегу реки или ручья.
В берлоге проведет он всю длинную зиму, с буранами, метелями, снегопадами. Поэтому и подготовить берлогу косолапый старается получше: охапками приносит сухие листья, устилает жилище сосновыми и еловыми ветками, корой молодых елочек. Еще мишка старательно утепляет свою берлогу хвоей, мхом, сухими листьями. Удобное и теплое получится у него для спячки местечко!
Когда завалится медведь в берлогу и его занесет снегом, тогда станет он похож на огромный сугроб. Ни за что никто не догадается, что здесь мишка зимует.
У медведицы поздней зимой в берлоге появляются медвежата - маленькие, тепленькие, пушистые комочки. Чмокают, сосут молоко, ползают вокруг матери, на спину ей залезают. Хорошо, тепло и уютно и м в берлоге рядом с большой и мохнатой мамой-медведицей.
Послушайте стихотворение.
В берлоге
Забыл медведь тревоги:
Как сладко тянет сон!
Улегся он в берлоге,
Где старый бурелом.
Метель ему сказала:
- Спи до весны, дружок.
Пушистым покрывалом
Укрыл его снежок.
Искристые снежинки
Послали мишке сон.
Приснится: по тропинке
Гуляет летом он.
Педагог: Ребята, давайте поиграем.
Речь с движением «Про медведя»
Медвежонок в берлоге (Ладони сложены вместе под щекой.)
Проспит до весны -
До марта его не буди; (Грозят пальцем.)
Пусть снятся ему косолапые сны
Про мед и грибные дожди! (Показывают бочонок меда - руки перед собой; стучат указательным пальцем правой руки по ладони левой.)
Во сне пусть малинник огромный найдет, (Переступают с ноги на ногу, изображая походку медведя. )
Клубнику, чернику, айву.
А там уже скоро и холод спадет,
И сбудется все наяву! (Руки перед собой, ладонями вверх.)
Игра с мячом на образование и употребление притяжательных прилагательных.
Например:
У медведя хвост - медвежий.
У медведя лапа - медвежья.
У медведя ухо - медвежье.
У медведя нос - медвежий.
У медведя берлога - медвежья.
У медведя сон - медвежий.
У медведя характер - медвежий.
У медведя когти - медвежьи.
У медведя рев - медвежий.
У медведя нрав - медвежий.
У медведя поведенье - медвежье.
У медведя лакомство - медвежье.
У медведя шуба - медвежья.
У медведя шерсть - медвежья.
Педагог: А сейчас, я предлагаю вам выполнить аппликацию.
Аппликация «Медведица с медвежонком в берлоге»
1. Раскрасим заготовки: мишек в коричневый цвет, подстилку желтым, зеленым и коричневым цветом.
2. Приклеим заготовки подстилку и мишек на картон.
3. Сделаем сугроб из ваты (приклеим вату по контуру спинки медведицы).
4. Нарисуем снежинки, используя белую гуашевую краску. Наша работа готова!
Педагог: Ребята, ответьте на вопросы.
1. Как называется жилище медведя?
2. Где медведь выбирает берлогу?
3. Как медведи готовят свое жилище к зиме?
4. Когда медведи залегают в берлогу?
5. Что помогает им пережить долгую зиму?
6. Что делает медведь в берлоге?
7. Кто рождается у медведицы в берлоге?
8. Как вы думаете, удобное ли у медведя жилище? Почему?
Список использованных источников
1. Аджи А. В. Открытые мероприятия для детей подготовительной группы детского сада. Образовательная область речевое развитие». - Воронеж: ООО «Метода», 2015. - С. 144-145.
2. Шорыгина Т. А. Беседы о том, кто где живет. - М. : ТЦ Сфера, 2019. - С. 4-9.