Скибина Яна
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме «Часы и время»
▼ Скачать
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста
по теме «Часы и время»
(образовательная область «Познание»)
ель: познакомить детей с часами как прибором для измерения времени.
«Познавательное развитие»
- систематизировать знания о видах часов и истории их возникновения;
Публикация «Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по теме „Часы и время“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- дать представления о временных интервалах;
- упражнять в счёте пятёрками;
- познакомить детей с циферблатом часов;
- сформировать представления об определении времени по часам (с точностью
до минуты);
- закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их
работы, их роли в жизни человека;
- развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли; способствовать развитию самостоятельности мышления.
«Речевое развитие»
- развивать связную речь;
- расширять словарный запас: циферблат, механические часы, атомные, кварцевые.
«Социально-коммуникативное развитие» :
- воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение
взаимодействовать со сверстниками.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Материал к занятию:
Игра «Умные часы», детские часы на каждого ребёнка, картинки: «История часов» 9 шт., фл., цифры от 1 до 24 и от 5 до 60, игра «Цветок времени» (разноцветные
лепестки со временем на обратной стороне, картинки с изображением детей и с
изображением превращённых в стариков детей, картонные часы с кукушкой по деталям.
Ход занятия Деятельность воспитателя Деятельность
воспитанников
Ожидаемые
результаты
1. Воспитатель предлагает помочь детям, которые не берегли время и превратились в стариков.
Живут на белом свете волшебники времен :
они бывают добрые и злые. Добрые волшебники времени помогают людям не тратить
время зря, а тратить время с умом, делать добрые дела, жить, учиться и работать, а злые
волшебники ходят по свету и ищут детей, которые не берегут время, любят лениться, опаздывают в школу, не делают уроки и забирают
у них молодость. Сами становятся молодыми,
а дети становятся стариками.
Вот и с ребятами случилась беда, нашли
злые волшебники детей, которые не берегли
время, и превратили их в стариков. Узнали
дети, что живут волшебники в волшебном
лесу, а в избушке висят волшебные часы, их
нужно завести и, когда ровно в полночь часы
пробьют 12, чары рассеются, и ребята вернут
свою молодость. Попали ребята в волшебный
лес и зашли в избушку, а часов то там нет. Заколдовали их злые волшебники и наложили
заклинания, что появятся часы только тогда,
когда дети выполнят задания, а это не так просто! Ребята, давайте поможем друзьям, которые попали в беду, ведь мы хорошо знакомы
с часами и без труда справимся с заданиями.
На столе лежат конверты с заданиями. Воспитатель по очереди открывает конверт, дети
выполняют задания. За каждый правильный
ответ волшебники будут отдавать часть часов.
Дети входят
и здороваются
с гостями.
Смотрят и
слушают.
Создать ситуацию
успеха.
Вызвать интерес, привлечь внимание.
2. Игра
«По дорогам времени»
Воспитатель предлагает выполнить первое
задание: рассказать об истории возникновения разных часов.
Воспитатель вешает на доску пустой циферблат без времени.
Дети по очереди прикрепляют картинку
на доску и рассказывают о
часах (солнечных, водяных,
огненных, механических).
Дети закрепили знания
об истории
возникновения часов.
3. Какие
бывают
часы?
Воспитатель задаёт вопросы о дизайне часов.
Ребята, в настоящее время изобретено множество разнообразных часов. Все они разного
размера, разной формы. Человек позаботился
и о внешнем виде часов (картинка).
Как называются часы, которые стоят на
полу? (Напольные)
А часы, которые висят на стене? (Настенные)
Как называются часы, которые носят на
руке? (Наручные)
Как называются часы, которые будят нас по
утрам? (Будильник)
Как называются часы, которые носят в кармане? (Карманные)
Самые знаменитые часы России – это Кремлевские куранты, установленные на Спасской
башне Московского Кремля (картинка).
(На часах появляется кукушка)
Дети слушают, смотрят
и отвечают.
Дети узнали,
какие бывают
часы.
4. «Кукушечка»
Воспитатель включает на магнитофоне вопросы от кукушки.
1. Как называется у часов место, где изображены цифры? (Циферблат)
2. Какие бывают стрелки? (Часовая, минутная, секундная)
3. Для какой стрелки цифры на циферблате?
(Часовой)
4. Сколько минут в часу? (60)
5. Посчитаем пятёрками до шестидесяти.
6. Сколько минут проходит от одной цифры
до другой? (5 мин)
7. Что больше: 1 мин или 1 час?
8. Сколько часов в сутках? (24)
9. Когда начинаются сутки? (В 1.00 ночью)
10. Сколько секунд в одной минуте?
11. Сколько прошло времени, если минутная стрелка обошла круг 5 раз?
12. Полдень – это 12 часов или 24 часа?
13. Что больше: 1 минута или 60 секунд?
Цифры на циферблате закрыты белыми
кружками, за каждый правильно отвеченный
вопрос воспитатель убирает белый кружок,
появляется цифра.
Дети отвечают.
Дети закрепили знания о
времени
5. Игра
«Умные
часы»
Воспитатель предлагает поиграть в игру
«Умные часы» (авторская игра).
Тик-так, так-тик,
На учете каждый миг,
Все минуты и часы
Подсчитают нам часы.
Волшебники стёрли на часах цифры, мы
должны отремонтировать часы и вернуть
Дети берут
круглые карточки с цифрами, находят
нужное место
и возвращают
цифру на место.
Закрепили
местоположение цифр,
спрятанных на
циферблате.
12
цифры на место. А часы эти не простые, на
них видны все цифры, которые есть на циферблате и которые спрятались, а мы с вами
знаем, где какая цифра живёт.
(На часах на доске появляется часовая
стрелка)
6. Физминутка
Воспитатель предлагает отдохнуть.
Физминутка «Часики»
А часы идут, идут,
Тик-так, тик-так.
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт. (Наклоны влевовправо)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью. (Приседания)
Стрелки движутся по кругу. Не касаются
друг друга. (Вращение туловищем вправо)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа
ходьбы)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются)
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Сняли
напряжение.
Повысили
двигательную
активность.
7. Игра
«Цветок
времени»
На столе лежат часы со стрелками и цветок
времени, на каждом лепестке с обратной стороны время.
Нам встретился в дороге вдруг времени цветок,
Скажу вам по секрету, он не простой росток,
Возьмите лепесток и время посмотрите,
На циферблате тут же его установите.
После задания на часах появляется минутная стрелка.
Дети берут
лепестки с временем на обратной стороне
и на циферблате (у каждого, выкладывают время.
Дети закрепили умение
определять
время по часам с точностью до 1 мин.
8. Игра
«Пословицы и поговорки о времени»
Воспитатель предлагает вспомнить пословицы и поговорки о времени.
Дети называют поговорки и пословицы о времени и часах и
объясняют, как
они их понимают.
1. Всему своё
время.
Дети вспомнили поговорки о времени.
2. Деньги
пропали –
наживёшь,
время пропало
– не вернёшь.
3. Лучше
поздно, чем
никогда.
4. Кто с петухами встаёт, от
часов не отстаёт.
5. Время –
лучший лекарь.
9. Итог На доске появляются волшебные часы.
Воспитатель рассказывает, что справились
со всеми заданиями и осталось перевести
часы на полночь. Переводит, часы бьют полночь, и дети опять становятся детьми, а злые
волшебники исчезают.
Скоро, ребята, вы пойдёте в школу, и время
будет вашим верным другом и помощником.
Желаем вам удачи!
До свидания, до новых встреч!
Дети делятся
впечатлениями.