Анна Козачкова
Конспект НОД для детей с ТНР «Народная культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи
Тема «Народная культура и традиции»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- расширять представления детей о быте русского человека в далёком прошлом;
Публикация «Конспект НОД для детей с ТНР „Народная культура и традиции“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
- активизировать речь детей словами: горница, рушник, каравай, сруб, ухват, горнило, чугунок; подпечье, лежанка;
- обогащать речь детей пословицами и поговорками;
- продолжать углублять знания детей об русской народной одежде;
- закрепить умение детей отвечать на вопросы полными предложениями.
Коррекционно-развивающие:
- развивать творческие способности детей;
- совершенствовать общую и мелкую моторику, координировать движения в соответствии с текстом;
- формировать умения действовать по словесным инструкциям;
- создавать положительный эмоциональный настрой.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать доброжелательное отношение друг к другу;
- воспитывать умение работать и играть в коллективе;
- прививать уважение к традициям своей страны;
- воспитывать любовь к своей родине, желание больше узнать о своих предках.
Материал и оборудование: горница, каравай, рушник, русская печь, ухват, чугунок, кочерга, сундук, игра «Что сейчас стало – что раньше было», мелодия русской народной песни «Коробейники».
Предварительная работа: разучивание физминутки «Мы по лесу гуляли», пальчиковая игра «Мы варили суп», игра «Гори, гори ясно», платочек, рассматривание иллюстраций старинных предметов, два короба, мелкие игрушки (7-10шт.,
Ход НОД:
Дети с воспитателем идут в стилизованную горницу. В горнице ребят встречает логопед, одетый в русский народный костюм.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Зовут меня Анна, искусница я. Вы узнали ребятки куда вы попали?
Дети: Изба
Логопед: Молодцы! В старину, входя в избу, люди желали здравия и делали низкий поклон. Давайте и мы пожелаем здравия. Присаживайтесь на лавочки.
Логопед: В русском языке есть слово, которое трудно найти в других языках. Слово это - хлебосольство, оно состоит из двух слов… каких?
Дети: Хлеб и соль.
Логопед: И произносят его, обычно, когда хотят подчеркнуть гостеприимство, т. е. человек всегда готов поделиться всем, что есть у него дома. А самыми ценными продуктами для русского человека всегда были… Как вы думаете какие продукты?
Дети: Это хлеб и соль.
Логопед: Не зря говорили: «Хлеб – всему голова». Хлебосольство – это одна из русских традиций русского народа. Гость должен был отломить кусочек хлеба, макнуть его в соль и съесть.
-Хлеб-соль, гости дорогие!
Дети отламывают хлеб и едят.
Логопед: Этот древнерусский обычай сохранился до сих пор. И вы можете наблюдать такие встречи на ТV.
Логопед: Как вы думаете из чего строили давным-давно дома на Руси?
Дети: Дома на Руси стоили из дерева, глины, камня….
Логопед: Молодцы! Давным-давно люди строили себе избы из бревен, ещё их называли срубами. Мы сюда пришли, чтобы узнать много интересного о жилище и быте наших прабабушек и прадедушек.
Ребята, отгадайте что же являлось главной частью русской избы?
Стоит девица в избе, а коса на дворе?
Дети: Печка!
Логопед: В народе говорили:
Всё начинается от печки,
В избе она всему глава.
Она накормит и излечит,
И не пусты эти слова!
Ещё печь ласково называли «Кормилицей». Потому что она действительно кормила людей – в ней варили кашу, щи, пекли хлеб, картошку… От вытопленной печки в избе оставалось тепло даже в самые лютые морозы.
Очаг печки назывался горнилом, в нем разводили огонь и готовили еду. Под печкой оставалось свободное место, оно так и называлось – подпечье. А использовалось оно для хранения печного инвентаря: ухватов (разного размера, кочерга, совок и т. д.
Над горнилом в русской печи располагалась — лежанка. Для чего служило это место?
Ответы детей.
Логопед: А также изгоняли простудные заболевания, на печи сушили одежду (валеночки, носочки и т. д.).
Ребята а чем нужно топить печь?
Дети: Дровами!
Логопед: А их в избе совсем нет! Давайте в лес за дровами сходим?
Физминутка
По лесу с тобой гуляли (шаги на месте)
И пилу с собой мы взяли,
Чтоб вместе распилить бревно (имитация распиливания)
Очень толстое оно,
Много дров мы напилили
Топором их разрубили! (Имитация рубки топором.)
Логопед: За дровишками мы прогулялись и теперь проголодались.
Слушайте внимательно и ответьте обязательно, в чём варили еду!
Загадка про чугунок.
В печи стоит, закрытый крышкой.
Огонь ласкает твёрдый бок.
Печь освещает пламя вспышкой.
Щи варит в печке… (чугунок)
Дети: Чугунок
Логопед: Почему он так назывался?
Дети: Потому что он чугунный.
Логопед: Чугун – это очень крепкий метал, он выдерживал любой огонь, и любой удар. Чугунок незаменим был в хозяйстве, служил вместо кастрюли.
Пальчиковая игра «Мы варили суп».
Мы варили суп-суп (трем ладошки друг об друга)
Из перловых круп-круп (отряхиваем ладошки)
Получилась каша (разводим руки в стороны)
То-то горе наше (хватаемся за голову и качаем ей из стороны в
сторону)
Замесили тесто (постукиваем кулачками по столу или
коленкам)
А оно ни с места (держим руки на тесте, замерев)
Замесили на дрожжах (снова постукиваем)
Не удержишь на вожжах! (пытаемся удержать рост теста, расставив руки в стороны, будто пытаемся остановить запряженную лошадку – «Тпрууу!»)
Логопед: Чтобы брать горячий и тяжёлый чугунок, нужен был ухват.
Логопед: Еще одна традиция русского народа:
Девушки и парни
При луне ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели,
Да водили хороводы.
- Любили и любят до сих пор русские люди водить хороводы.
- Мы тоже с вами умеем водить хоровод под русские народные песни. Поиграем в игру «Гори, гори ясно»
Игра «Гори, гори, ясно»
Логопед: В каждой избе был «красный уголок» — значит, красивое и главное место! В этом углу висели иконы, накрытые вышитым полотенцем — рушником. В красном углу стояли стол, лавки.
Логопед: Блестящий на столе стоял выпускал он жаркий пар древний чайник.
Дети: Самовар.
Логопед: Самовар — был очень нужен для семейного уюта и дружеского общения. Чаепитие – это еще одна из традиций русского народа.
Логопед: Люди в старину очень много трудились, почти все делали своими руками. Как выдумаете, какую работу выполняли прабабушки и прадедушки?
Ответы детей.
Логопед: Русский народ считается очень трудолюбивый. В зимнее время женщины и девушки пряли пряжу, шили одежду, вязали.
Мужчины с сыновьями рукодельничали: из дерева вырезали различные детские фигурки, разделочные доски, кадушки и т. д, а ещё лапти плели, а в летнее время в полях трудились, рыбу ловили.
Посмотрите вот на таких прялках пряли пряжу. Подвязывали кудель (шерсть, лен) и с помощью веретена пряли в нити.
Женщины пряли пряжу да приговаривали: «Мы прядём, а ниточка тянется, нам работа наша нравится.»
Логопед: Скажите, а как использовали пряжу?
Ответы детей.
Логопед: Какую одежду носил русский народ?
Дети: Рубахи, косоворотки, платки, сарафаны и т. д.
Логопед: Обувью в старину были лапти, которые зимой плёл хозяин.
Логопед: Как говорится в пословицах «Сделал дело, гуляй смело. Делу — время, а потехе — час» Как вы понимаете их?
Дети: После выполненных работ, можно и отдохнуть.
Логопед: Правильно! Выходным днём была суббота и называлась она «Субботинушка». Люди в этот день плясали, играли в различные игры, пели песни, водили хороводы!
Пойдемте и мы поиграем.
Народная игра «Коробейники» (под мелодию рус. нар. песни «Коробейники»):
Жили русские затейники,
Их прозвали коробейники.
Игра есть о них у нас,
Поиграем мы сейчас.
Правила игры: 2 команды. Участники берут в руки яркие короба, на которых разложены игрушки (7-10 шт.) Нужно пробежать по прямой до стульчика, обогнуть его и вернуться назад к линии старта, не уронив ни одной игрушки.
Логопед: Показывает на сундук. Ребята, смотрите, здесь красивый сундук стоит! Вам хочется узнать, что в нём? Давайте посмотрим! Открывают.
Посмотрите тут лежат картинки с предметами. Я буду их показывать предметы, а вы будете называть эти предметы так, как называли их раньше.
Игра «Что сейчас стало – что раньше было».
Рефлексия
Логопед: Ребята, вам понравилось в русской избе?
Дети: Да!
Логопед:
1. Что особенно запомнилось?
2. Какие новые слова вы запомнили, что вам было особенно интересно?
Ответы детей.
Логопед. Ребята, вам в группу возвратиться пора. Приходите ко мне ещё в гости. Буду очень вас ждать. До свидания, ребята!