Наталья Казанова
Конспект НОД для детей подготовительной группы «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД для детей подготовительной группы. «Богатыри земли русской»
Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Познавательные:
1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Публикация «Конспект НОД для детей подготовительной группы „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
2. Дать представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче.
3. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях.
4. Познакомить детей с оружием и одеждой богатырей.
Развивающие:
Развивать внимание, память, воображение.
Воспитывающие:
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Интеграция образовательных областей. Познание. Социализация. Коммуникация. Музыка.
Предварительная работа:
1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»
2. Чтение русских народных сказок, былин о богатырях русских.
3. Разучивание стихов, пословиц.
Оборудование:
1. Картина В. М. Васнецова «Богатыри»
2. Камень
3. Дидактическая игра– карточки с изображениями оружия богатырей и современного оружия.
4. Презентация.
Активизация словаря:
Богатырь, сказатель, кольчуга, былины, меч, булава, палица, кистень, копьё, лук и стрелы, булатный кинжал, гусли.
Содержание:
Воспитатель:
-Здравствуйте, красны девицы!
-Здравствуйте, добры молодцы!
-Мы приглашаем вас в удивительное путешествие по русской старине.
Наша родина очень красива и богата. Много у нас лесов, рек, животных и растений. Издавна привлекали все эти богатства наших врагов – хотели они завладеть нашими землями. Нашей стране очень часто приходилось защищаться от врагов. Как сейчас называется наша страна? (Ответ детей) Много лет назад было другое название –Древняя Русь, а столицей был город Киев. (слайд 1) Древние русичи подвергались набегам врагов, которые жгли дома, угоняли в плен женщин и детей, а мужчинам приходилось воевать. (слайд 2, 3) Воины Древней Руси назывались богатырями. Они собирались в дружины и бились с врагами (слайд 4). У них была специальная одежда и оружие
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют,
Её из колечек железных плетут (кольчуга) (слайд 5)
2. Железная шапка с острым концом,
А спереди клюв навис над лицом (шлем) (слайд 7)
На Руси его называли шелом, его изготавливали из металла, и украшали орнаментом, узором. А для чего он им нужен? Ответы детей
3. Чтоб грудь защитить от ударов врага,
Уж вы это знаете наверняка,
На левой руке у героя висит,
Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит) (слайд 8)
4 Оружие это трудно поднять,
Не просто поднять, а в руке удержать,
Снести им легко было голову с плеч,
Ну что догадались? Конечно же… (меч)
(слайды 9, 10, 11, 12) Было у богатырей и другое оружие – кистень, лук и стрелы, нож булатный, булава
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим о героях – богатырях Древней Руси, которые жили 1000 лет назад, а вот слава об их подвигах дошла до наших дней.
«Слава русской стороне! Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.»
Воспитатель: Ребята, а кто такой богатырь? Как о нем можно рассказать?
Воспитатель: Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далекой старине и прославились своими подвигами и делами?
Дети: Из былин, сказаний, из песен, стихотворений, из книг, мультфильмов.
Воспитатель: А что такое былина?
Дети: Былина произошла от слова быль, было.
Воспитатель: Кто слагал былины о богатырях? (русские люди, народ)
А кто рассказывал о былинах?
Дети: Сказатель.
Воспитатель: Сказатель ходил из города в город и рассказывал, как будто пел, о подвигах богатырей. Сказатель так и говорил: «Расскажу я вам про дела старые, да про старые, про бывалые, да про битвы, да про сражения, да про подвиги богатырские.»
Вот так слагалась былина. (Показ слайда камень)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это такое?
Дети: Это камень, у которого стояли богатыри и думали по какой дороге идти.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!
Как во славном городе Белая _ Калитва,
В детском саду жили- не тужили дружные ребята
Все красавцы - нету слов!
И правила там делами учеными
Княжна Наталья Анатольевна,
Вот решила как-то раз княжна издать такой указ. (развертывает свиток)
Воспитатель: Указ
Разудалые добры молодцы и красны девицы!
Собирайтесь-ка в дружины славные! Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
Позабавьте-ка вы нас рукою твердою да глазом зорким!
Воспитатель: Перед нами три дороги, и нам надо посмотреть, куда они ведут. (Проходим по первой дороге и подходим к стенду, где висит плакат со словами, характеризующие человеческие качества.)
Воспитатель: Давайте выберем те слова, которые имеют отношение к богатырям.
Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, жадный, щедрый, справедливый.
Воспитатель: Ребята, а какие пословицы вы знаете о смелости и отваге русских героев? Дид. игра «Доскажи словечко»
Дети: «Береги землю родную, как мать родную»
«Кто смел, тот на коня сел»
«Герой- за Родину горой»
«Где смелость – там победа»
«Для Родины своей ни сил, ни жизни – не жалей»
«Кто за правое дело стоит, тот победит»
Воспитатель: Молодцы, а давайте теперь немного отдохнем. Представьте себе, что вы все богатыри.
Физкультминутка
«Есть средь вас богатыри?
Вправо, влево посмотри. (смотрят из под ладошки)
Мы сегодня вместе с вами
Будем русскими богатырями. (маршируют)
1.2! Две ноги-
Обуваем сапоги (имитация обувания сапог)
3,4! На живот
Нам кольчуга подойдет. (гладят живот)
5,6! Латы здесь (хлопают по плечам)
7,8! Шлемы носим! (кладут руки на голову)
9,10! Это – меч,
Будем Родину беречь (вытягиваем руки вперед, изображая меч)
Богатыри готовы в путь,
Осталось лишь ряды сомкнуть. (становятся плечом к плечу)
Воспитатель: А теперь пойдем по другой дороге. Ребята, подвиги русских героев – богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов изобразил картину «Богатыри». Он писал ее 18 лет. Давайте рассмотрим ее.
(Воспитатель с детьми подходят к картине) (слайд)
Воспитатель: Посмотрите, ребята – это одна из лучших картин в русской живописи. Васнецов очень любил русские былины, сказания о богатырях русских. Много их было, богатырей, но любимые у художника Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.
- Скажите, ребята, одинаковые ли богатыри? Ответы детей.
- Чем они отличаются? Ответы детей.
- Чем отличаются их кони? Ответы детей.
Воспитатель:
- Как вы думаете, который из богатырей Илья Муромец.
Что вы можете рассказать о нем, о его коне? Ответы детей.
Воспитатель: Сидит Илья Муромец уверенно на своем могучем коне, копье наперевес держит, вдаль вглядывается – не видать ли злого врага. По преданию, родился Илья недалеко от древнего города Мурома, поэтому и прозвали его Муромец. Просидел он 30 лет на печи и такая в нем сила накопилась. Послушайте, как сказатель рассказывал о богатырях :
Под славным городом Киевом
На тех на стенах днепровских
Стояла застава богатырская,
На заставе был богатырь Илья Муромец,
А конь под Ильей словно лютый зверь.
А и был на заставе Добрыня Никитич,
И мог его конь добрый богатырский
С горы на гору перескакивать.
- Как вы думаете, который из богатырей Добрыня Никитич, что вы можете о нем сказать? И о его коне? В 12 лет Добрыня оседлал коня и поскакал в чистое поле, одолел даже Змея Горыныча.
Воспитатель:
И был там Алеша млад,
Что из красна города Ростова.
- Что вы можете рассказать об Алеше Поповиче и его коне? (ответы детей)
Алеша Попович был самым веселым богатырем. Врагов поражал не только силой, но и умом, хитростью. Алеша защищал от врагов Киев и поборол огромного змея.
Воспитатель: И у нас с вами осталась последняя дорога. Давайте посмотрим, куда она ведет.
Подвижная игра «Воевода»
Дети стоят по кругу и передают мяч со словами: -Катиться яблоко в круг хоровода,
Кто его поднял тот воевода…
- Я сегодня воевода,
-Я бегу из хоровода! (ребенок бежит за кругом и кладет мяч между детей)
-Раз,два не воронь и беги как огонь! (говорят дети стоящие в кругу)
Двое детей между кем мяч разбегаются в разные стороны и кто первым прибежал на свое место поднимает мяч и говорит слова:- - Я сегодня воевода,
-Я бегу из хоровода!
Воспитатель: Вот и кончились заданья. Да большие испытанья! Наше путешествие подошло к концу.
А на память я хочу вручить вам грамоты, выданные школой князя Владимира, чтобы вы были такими же сильными, смелыми, решительными, чтобы горячо любили и защищали свою Родину, как это делали былинные богатыри.