Наталия Костомарова
«Деревья». Конспект НОД детей средней группы по познавательному развитию с использованием технологии «Ситуация»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение в ситуацию
- Скажите, вы любите ходить в гости?
- К кому вы ходите и ездите?
- Наши знакомые сестра с братом Таня и Ваня собираются в гости к своей бабушке.
- Хотите поехать с ними?
2. Актуализация знаний
Дид/задачи: уточнить и актуализировать знания о деревьях
- Как вы думаете, на чём можно поехать? (подвести к выбору поезда)
- Из чего состоит поезд?
- Чтобы зайти в нужный вагон, надо расставить по порядку картинки.
Дети подходят к столу, на котором лежат картинки с изображением дерева в разное время года (лето, осень, зима)
- Какого времени года дерево в центре (осень)
- Почему вы так решили? (в центре настоящее, сейчас осень)
- Каким дерево было до этого? (зелёным, лето было)
- А каким будет в будущем? (голым, будет зима)
- Значит, в какой вагон мы должны зайти? (во второй, осенний)
Игра "ПОЕЗДКА"
Дети изображают, что они едут на поезде.
- Вот мы и приехали (подходим к мольберту, на котором расположена картина с изображением леса, деревни).
- Как вы думаете, где живет бабушка Тани и Вани? (в деревне, около леса)
- Почему вы так решили? А гле мы живём? (в городе Липецке)
- Как вы думаете, где лучше: в городе или в деревне?
Игра "ХОРОШО-ПЛОХО"
(находим плюсы и минусы - дети самостоятельно расставляют знаки плюс и минус и объясняют свой выбор - проживания в деревне и в городе, в конце подвести к тому, что в деревне есть лес, где чистый воздух, много деревьев)
3. Затруднение в ситуации
Дидактические задачи: формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, выявления его причины.
- Таня и Ваня захотели пойти в лес и собрать из листьев красивый букет, в нём все листья должны быть разными.
- Хотите им помочь?
- Сможете?
Дети на ковре собирают букеты из листьев (лежат дубовые, кленовые, рябиновые, берёзовые, ивовые листья)
- Собрали букеты, принесли их бабушке, а она спрашивает, от каких деревьев эти листья. А Таня и Ваня просят вас помочь ответить бабушке.
- Можете им помочь? (дети называют березовый, кленовый, с названием других затрудняются)
- Смогли ответить? (нет)
- Почему? (потому что не знаем, с каких деревьев листья и как они называются)
- Значит, что нам нужно сделать? (узнать, как называются неизвестные нам листья и с каких они деревьев)
4. Открытие нового знания
Дидактические задачи: формировать представление детей о различных формах листьев деревьев
- Как это можно сделать? (спросить у того, кто знает)
Игра "ПОДБЕРИ ЛИСТ К ДЕРЕВУ"
Дети садятся за столы
Создать атмосферу для самостоятельного поиска ответа: на отдельном столе лежат картинки с изображением тех деревьев, листья которых есть у детей, дети пытаются по известным им признакам соотнести лист и дерево
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- Сравниваем результаты работы детей и образец (рядом с каждым деревом принадлежащий лист)
- теперь мы можем помочь Тане и Ване ответить на вопрос бабушки?
Проговариваем название деревьев и их листьев.
5. Введение нового знания в систему знаний
Дидактические задачи: организовать двигательную деятельность детей; развивать речь, закрепить полученные знания.
Игра "СОБЕРИ ДЕРЕВО"
- Бабушка Тани и Вани хотела бы посадить около своего дома аллею.
- Хотите помочь бабушке и внукам?
- Что такое аллея? Давайте представим, что каждый из вас - дерево (саженец, станьте в красивую аллею.
Дети становятся в две шеренги, изображая деревья. Каждый называет, какое дерево он (она) изображает и какие у него (нее) листочки.
- Получилось, смогли помочь? (Да)
- Молодцы! Бабушка говорит вам спасибо. А теперь пора возвращаться домой.
Игра "ПОДАРОК МАМЕ"
- По пути мы заедем в лес и соберем букет для мамы.
Дети садятся за столы по 4 человека, на которых лежат трафареты листьев, карандаши, чистые листы бумаги.
- Выберете трафарет того листика, из которого будете составлять букет для мамы, в нем все листики одинаковые. Обведите по трафарету и раскрасьте листочки красками осени.
Дети самостоятельно выполняют задание, после чего каждый говорит, какой у него букет. Например: "Я собрал для мамы букет из ивовых листьев"
Букеты дети забирают с собой.
6. Итог
Дидактические задачи: формировать опыт осмысления собственной деятельности
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где вы сегодня побывали?
_Кому смогли помочь?
- Что узнали нового?
- Кому вы об этом расскажите?