Людмила Егорова
Конспект интегрированной НОД детей подготовительной группы на тему «Какие бывают цветы»
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление детей с окружающей средой. В апреле 2013г. по календарно - тематическому планированию была тема "Какие бывают цветы".Работая над этой темой, хотелось сформировать у старших дошкольников 6 - 7 лет способность сосредоточить внимание не только на цветах ближайшего окружения, но и тех, которые находятся за пределами нашего государства, в разных странах. Познакомить с царством растений: цветковыми и их биологическим значением; показать значимость растений (цветов) в жизни человека. Развить у воспитанников умения рассказывать о строении цветка на живых объектах, на гербарном материале, рисунках, видеофильме. Развивать любознательность.
Публикация «Конспект интегрированной НОД детей подготовительной группы на тему „Какие бывают цветы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2013
Воспитать эстетические чувства, любовь к природе, природоохранительные аспекты.
Так были созданы: конспект ННОД детей, презентация, скачан видеофильм "Лилия Амазонки".Дети были очень удивлены. Для них этот материал был новым открытием: узнать о существовании совершенно разных цветковых растений, которые живут по своим природным правилам.
Желаю вам приятного просмотра.
Конспект ННОД детей на тему : «Какие бывают цветы»
Цели:
1. Познакомить с царством растений: цветковые и их биологическим значением.
2. Показать значимость растений в жизни человека.
3. Развивать умения рассказывать о строении цветка на живых объектах, на гербарном материале, рисунках; развивать любознательность.
4. Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе, природоохранительные аспекты.
Оборудование:
презентация «Какие бывают цветы»; видеофильм «Лилия Амазонки», картинки «Цветы», музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов»; видеоматериал; живые цветы, цветы в горшочках, гербарий, икебана.
Ход деятельности
Организационный момент.
-Ребята, возьмите со стола разрезные картинки, соберите их. Скажите, что у вас получилось? (Цветы)
- Вы хотели бы отправиться в царство растений? (ответы детей)
-Окружающий нас мир растений невероятно богат и разнообразен. Одна из групп растений – цветковые.
- Где можно встретить цветковые растения? Где они произрастают? (ответы детей)
-Цветы – символ прекрасного, они – улыбка матушки природы.
«Давай пройдемся медленно по лугу,
И «Здравствуй!» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтобы рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать». (Вургун С.)
Изучение новой темы.
-В мире цветов остаётся много тайн, загадок, открытий. Результаты исследований, проведённые с разными растениями, изумляют даже самых опытных учёных.
Растения могут не только украшать нашу жизнь, но и устанавливать настоящие мировые рекорды! (слайд 1). «Вальс цветов» П. И. Чайковского (звучит, когда идёт показ презентации)
-Познакомьтесь с растениями — рекордсменами: (слайд 2)
«Гигантская водяная лилия с Амазонки представляет собой самое крупное водное растение. Ее листья, достигающие 2 м. Прочные ребра под листьями помогают им держаться на плаву. У лотоса амазонского цветок цветёт полчаса.
-Скажите, кто лежит на листьях лилии? (слайд 3)
-А теперь посмотрите фильм об этом рекордсмене (просмотр фильма).
-Какого размера достигают цветы лотоса?
-По признанию самих ботаников, нет более удивительных и загадочных растений на земле, чем орхидеи. Их причисляют к разряду «самых — самых» не без основания: цветок цветёт от 45-50 дней.
-Ребята, поднимите руки и ответьте, у кого из вас есть орхидеи, опишите их (слайд 4)
-У меня дома тоже есть орхидеи. Их называют ещё фаленопсис. Одна тёмно фиолетовая, другая – белая в крапинку. Посмотрите на экран (слайд 5).
-Наиболее древнейшие и загадочные растения нашей планеты - это папоротники. Раз в году наступает ночь, когда все, что ты загадываешь — сбывается. Ты можешь стать травой, водой, зверем или духом воздуха. Один раз в году нам позволено вернуться к язычеству, поклоняться давно забытым богам, сражаться с нечистью, очищаться огнём. В день Ивана Купала не действует календарь и останавливаются часы. (слайд 6)
Самым большим цветком на земле является Раффлезия Арнольди в поперечнике имеет 1 метр, а весит 10 кг, а его запах напоминает запах гниющего мяса (слайд 7).
-Каким он цветом? Где растёт?
Самый красивый цветок считается у кактуса «Царица ночи» цветёт два часа, но запах прекрасней не бывает (слайд 8)
-Подумайте и ответьте: на какой цветок похож цветок кактуса? (Он похож на цветок водной лилии).
-В 150 лет 1 раз цветёт пуйя раймонда, обитатель Анд, и потом погибает (слайд 9)
Это удивительное и редчайшее растение произрастает лишь на небольшой территории Анд Боливии и Перу. У этого растения самое большое соцветие в мире : 12 метров в высоту и до 3-х метров в диаметре! В соцветии насчитывается около 10 000 простых цветков!
Даже есть растение, которое побывало в космосе и цвело : арабидопсис
(слайд 10)
-Исследователи считают, что растения наделены чувствами, интеллектом, обладают памятью, чувством времени, могут различать цвета и общаться между собой или предостерегать друг друга. Все растения — живые существа и они чувствуют отношение к себе и как всякое живое существо, способны возвращать нам наши же чувства, помноженные в несколько раз.
Физкультминутка» Ромашка»
Цветок любимый, (гадаем на ромашке)
Цветок красивый, (руки подняли вверх, кружимся по часовой стрелке)
Растёт он всюду (руки в стороны)
На радость людям.
Ромашкой белою
Умойте личико, (умыть лицо)
И станет каждое
Нежнее листиков. (погладить ладошки)
Простуду жуткую (показать озноб)
Прогонит прочь, (показать ладонью)
Болят животики (погладить живот)
Рада помочь.
-Ребята, а как вы думаете, когда на земле появились цветы? (ответы детей).
-Цветы появились 125 млн. лет назад в раннемеловой период. Тогда их было мало, только 15 млн. лет спустя они расселились по всей земле. 235 тыс. видов растений имеют цветы.
- Народная мудрость гласит «кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы и преумножении естественных богатств. Прекрасные представители флоры, к сожалению, убывают, и от нас с вами зависит не дать им исчезнуть навсегда. Многие цветы занесены в Красную книгу. Их нужно беречь.
-Вспомните названия цветов, занесённых в Красную книгу? (Подснежники, кувшинка, ландыши, сон – трава)
-Перечислите «Правила друзей природы».
-А теперь отправимся на «полянку загадок» и узнаем, какие цветковые растения там произрастают. (На ковре разложены цветы.)
-Отгадаете загадку, найдёте на полянке отгадку.
Отгадай загадки о цветах и найди отгадки на картинках.
Синенький звонок висит,
Никогда не говорит. (Колокольчик)
Цветок ярко-синий, пушистый.
На поле пшеничном родится,
А сам же в еду не годится (Василёк)
Белым шариком пушистым,
Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок-
И остался стебелек. (Одуванчик)
На клумбе у окошка
Посажена картошка.
Цветки её огромные
И светлые, и тёмные (Георгин)
Куст оконный и балконный.
Лист - пушистый и душистый,
А цветы на окне -
Словно шапка в огне (Герань)
На шесте - флаги,
Под шестом – шпаги (Гладиолус)
Белые горошки
На зелёной ножке (Ландыши)
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)
Стоят в лугах сестрички —
Золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)
-О цветах сочинили стихи, загадки, музыку; рисовали картины, а ещё сложили очень много легенд. Послушайте одну из них: о цветке нарциссе.
«Жил очень красивый и стройный юноша - Нарцисс, он очень себя любил, и везде старался увидеть свое отражение, чтобы полюбоваться собой. Однажды он сидел у ручья, ничего не делая, и никого вокруг не замечая. В это время бог проходил по земле и поздоровался с ним, юноша не ответил. И тогда разгневанный бог превратил его в нарцисс, сказав при этом:
- Ты никогда не поднимешь голову к солнцу, будешь вечно смотреть вниз»
-С тех пор цветок нарцисс всегда наклоняет головку вниз (показ картинки)
-Вспомните, ведь названиями цветов называют людей. Перечислите эти имена (Роза, Василек, Маргарита, Анюта, Жасмин, Иван-да-марья)
-Цветы обладают ещё одним магическим свойством: раскрытие и закрытие цветов по времени (слайд 11)
-Долго следил Линней за растениями, устанавливая сроки «пробуждения» и «засыпания». И вот однажды в его саду появилась необыкновенная клумба. На ней росли самые разнообразные растения. Они отличались друг от друга внешне. Линней посадил такие растения, которые закрывались и открывались в разное время. Причем поочередно и в строгой последовательности. У него на клумбе росли «часы". Полюбоваться на это чудо приходили и приезжали люди из дальних мест. А чуда-то, по сути дела, никакого не было. Просто Линней был терпеливым наблюдателем, и ему удалось составить таблицу раскрытия и закрытия цветов. А потом он подобрал цветы так, чтобы часы «шли» без перерыва. Так возникли «Цветочные часы».
-Ребята, подумайте и ответьте, есть ли у этих цветов стрелки? (слайд 11)
(слайды 12 - 17)
4-5 утра цикорий,
чуть позже – осот, Мак цветет в июне и в июле. Каждый цветок живет два дня, после чего опадает. Открываются лепестки венчика в 5 часов и закрываются в 14-15 часов.
6 - одуванчик, лен,
7 утра – картофель,
8 полевая гвоздика,
9- ноготки,
10 белая лилия,
19 час - распускается душистый табак,
20- ночная фиалка,
22 – лунник,
24- царица ночи.
-И ещё одна закономерность, срок цветения одного растения в разных странах разный (слайд 18,19)
- Правильно идут эти часы только в шведском городе Упсала. В какое бы время ни открывались и ни закрывались - существует строгая очередность. Никогда, например, соцветия цикория не раскроются позже соцветия ястребинки зонтичной, а цветы мака позже бессмертника.
-У меня на столе различные композиции из цветов – икебана. Это искусство составления букетов из живых или засушенных растений, распространенное в Японии. Посмотрите, какие красивые композиции составляют знатоки цветов (слайд 20)
Изучив это искусство, получив новые знания, вы тоже сможете составлять такие композиции.
Изучение строения цветка (слайд 21)
-Мы рассмотрели много видов цветов. Скажите, что у них общее, а что разное?
(ответы детей).
Слайд «Строение цветка», рассматривание гербарий
Итог деятельности:
-В каком царстве побывали?
-Что нового узнали о цветковых растениях?
-Какое значение в природе и жизни человека имеют цветы?
(Способствуют образованию семян, т. е. размножению; украшают природу;
вырабатывают нектар, собираемый пчелами; лекарственные средства; забавные цветочные часы)
-В цветах есть розовое масло. Из него получают духи.
-В нашу жизнь прочно вошло слово икебана — традиционное японское искусство аранжировки цветов (составления букетов). Икебана – вторая жизнь цветов.
Интернет - источники :
https://fialka.tomsk.ru/index.php/zag
https://www.kostyor.ru/student/?n=348
https://www.websib.ru/fio/works/098/group3/nebesnie.htm
https://www.florets.ru/tainy-rastenii/mirovye-rekordy-rastenii.html