елена емельдяжева (данилина)
Конспект НОД «Цветочный дом», подготовительная к школе группа, с использованием ТРИЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Цветочный дом
Интеграция образовательных областей: художественное творчество, музыка, познание, коммуникация, социализация, безопасность, физическая культура.
Задачи:
1. Познание
• Закреплять знания детей о том, что комнатные растения – это живые организмы, часть живой природы;
• Уточнить представления детей о растениях различных экологических систем: внешний вид, характерные особенности.
• Формировать представления о взаимосвязях растений со средой обитания. Формировать опыт правильно соотносить представителей мира растений с местом их обитания (ТРИЗ).
Публикация «Конспект НОД „Цветочный дом“, подготовительная к школе группа, с использованием ТРИЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
• Формировать опыт классифицировать растения по группам (ТРИЗ)
• Расширять знания о комнатных растениях и по уходу за ними, формировать опыт читать пиктограммы.
• Уточнять знания детей о значение комнатных растений в жизни человека.
• Закреплять умение соотносить количество предметов с числом.
2. Коммуникация
• Формировать опыт правильного употребления числительного с существительным.
• Развивать связную речь, задавать вопросы по ходу игры и давать полные ответы на них
• Расширять словарный запас детей
• Активизировать в речи детей научные названия растений
3. Социализация
• Формировать опыт брать роль ведущего, работать в парах.
• Продолжать формировать умение договариваться со сверстниками при выборе материала для творческой работы
• Создание дружеской обстановки во время творчества.
• Воспитывать чувство взаимопомощи.
4. Музыка, физическая культура
• Отрабатывать умение выполнять движения под музыку: танце-вальный шаг, шаг с припаданием, по сигналу бежать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга и занимать определенное место. Развивать песенное творчество.
• Закреплять в игре основные виды движений, развивать двигательную активность.
5. Художественное творчество
• Дать детям понятие дизайн.
• Создать условия для свободного экспериментирования с художественным и бросовым материалом.
• Подвести к самостоятельному обдумыванию содержания своей работы (дизайн цветочного горшка, осуществлять замысел, ис-пользуя полученные ранее умения и навыки, в том числе нетрадиционные техники: декупаж, печатание по трафарету.
• Развивать творческую инициативу, чувство композиции, цвета.
• Воспитывать художественный вкус детей.
6. Безопасность
• Формировать опыт безопасного пользования ножницами, клеем, спортивным инвентарем.
Методы и приемы: беседа, игра, рассматривание, разгадывание загадок, составление рассказов
Материалы и оборудование:
Игры и пособия ТРИЗ : «Рассуждалки с именами признаков», «Объекты экосистем», «Кольца Луллия», куб ТРИЗ «Системный оператор», карточки «Имена признаков»
Карточки на классификацию объектов природы, карточки с изо-бражением чисел, цветов, комнатных растений
Лейка, символы пиктограмм, декорации «Лесная поляна», шапочки цветов роз
Спортивный инвентарь: 2 дуги, мостик, круги 30 см, волнистая дорожка
Магнитофон, записи «Пять февральских роз», «Вальс цветов» П. И. Чайковский, народная хороводная песня «Мы на луг ходили», музыкально-ритмическая композиция «Поход»
Горшки для комнатных растений круглой и квадратной формы
Художественный и бросовый материал по выбору детей: бамбуковые салфетки, бумажные салфетки для декупажа, прищепки деревянные, бусины деревянные, остатки разных тесемок, фантики от конфет, трафареты бабочек и стрекоз, краски гуашь, кисти №2, баночки с водой, клей ПВА, розетки для клея, ватные палочки и поролоновые тычки, ножницы, палитры
Логика НОД:
1. Поисковая деятельность детей
Воспитатель: Дети, ребята соседней группы посоветовали мне вме-сте с вами посетить одну интересную страну. Но какую не назвали, а загадали ее название через волшебный куб – «Системный оператор». Хотите побывать в этой стране?.
Работа с «Системным оператором» (см приложения)
Дети работают с кубом ТРИЗ, стоя вокруг стола.
В: О чем нас спрашивает куб ТРИЗ?
Дети задают вопросы в произвольной последовательности, опираясь на анализаторы «умной головы» :
- Объект, какой ты на ощупь: по влажности, по температуре, по структуре поверхности?
- Объект, какой ты по цвету, величине, форме, по строению?
- Объект, ты можешь издавать звуки, то какие?
- Объект, какой ты на вкус?
-Объект, как ты пахнешь?
Детям отвечает воспитатель. Его ответы зависят от того, какое комнатное растение помещено в куб
Воспитатель: Давайте вспомним все сведения об объекте, который находится в кубе ТРИЗ?
Ответ одного ребенка:….
Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать? Что там лежит?. Ответы детей: ….(комнатное растение)
Воспитатель: Значит, мы отправимся в страну растений. Но прежде чем отправиться в страну растений, предлагаю определить их место в мире предметов.
2. Работа детей с карточками на классификацию
Дети работают стоя вокруг стола.
Игру (см приложения) проводят знатоки природы Егор и Лена. Они выставляют карточки и задают другим детям вопросы.
Ведущие дети:
- Наш объект принадлежат рукотворному миру или природному?
- Наш объект относятся к неживой природе или живой природе?
- Наш объект представитель животного мира или мира растений?
- Наш объект к какой группе растений относится : деревья, кустарни-ки, цветы, травы, грибы?
- Как еще можно охарактеризовать наш объект? (комнатное)
Воспитатель: Давайте обобщим все ваши ответы.
Ответ одного ребенка:….
Воспитатель: Чтобы отправиться в страну растений, давайте закроем глаза и тихо скажем волшебные слова.
Ты волшебный наш цветок
Прибыл с юга на восток
Облетел ты полземли,
Быть по-моему вели:
Вели, чтобы мы оказались в стране растений!
Все вместе говорят волшебные слова.
3. Сюрпризный момент
(Раздается звон колокольчика и шаркающие шаги. Появляется домовенок Кузя с лейкой в руках.)
Домовенок Кузя: На моем окошке настоящий сад!
Крупные сережки фуксии висят.
Лезет финик узкий – листики свежи.
А у пальмы русской листья, как ножи.
Вспыхнул угольками скромный огонек.
Весь под волосами кактуса пенек.
Прыгают синицы под окном моим.
Радуются птицы – ведь приятно им
Посмотреть на это милое окно,
Где зимою – лето, где цветов полно.
Ах, ты мой садик, Ах, ты мой чудесный. Хозяйство мое ухоженное. Кругом то у меня порядочек. Ни один цветочек не забыт.
(Домовенок Кузя замечает гостей – ребят.)
Ой, что это? Ой, кто это? (пытается спрятаться)
Воспитатель: Подождите, уважаемый. Кто вы такой?
Домовенок Кузя: Я Кузя, потомственный домовой. А вы кто такие?
Ребенок: Мы дети из детского сада «Елочка». А это наша воспита-тельница Елена Викторовна. Подскажите, пожалуйста, куда мы попали? Ведь мы собирались попасть в страну растений.
Домовенок Кузя: Вы попали в мой чудесный комнатный сад. Вам нравится мой сад?
Ребенок: Да. Видим, Кузя, какое у тебя богатое и ухоженное хозяйство!
Домовенок Кузя: Я очень люблю растения и много о них знаю. А вы?
Ребенок: Мы тоже знаем о растениях не мало.
Домовенок Кузя: На это еще надо поглядеть, что вы знаете.
Слушай ребячий народ,
Собирайся на сход!
В пары поскорей вставайте,
Игру со мной начинайте!
Ребенок: Кольца Луллия помогут нам
Расставить все растения по местам.
4. Игра «Объекты экосистем»
с использованием пособия «Кольца Луллия» (ТРИЗ)
Дети играют в игру, сидя на стульях вокруг стола
Игру «Объекты экосистем» (см приложения) проводят с знатоки природы Настя и Коля. Ведущие поясняют детям, что необходимо соотнести представителей мира растений с местом их обитания, то есть с экосистемой. Игра проводится в парах два раза: сначала один ребенок работает с кольцами Луллия, а второй проверяет. Затем меняются местами и на другом материале повторяют игру.
Цель: Уточнить представления детей о растениях различных экологических систем: внешний вид, характерные особенности. Формировать представления о взаимосвязях растений со средой обитания. Формировать опыт: правильно соотносить представителей мира растений с местом их обитания.
Ребенок (в конце игры) : Растения – живые организмы.
Их очень много на большой Земле.
Они и на лугах, в степях, в пустынях, в тундре,
Они живут в лесах, морях – везде.
Домовенок Кузя: Надо бы ребят еще проверить. Давайте сыграем в мою игру. Называется она «Лужок».
5. Игра «Лужок»
Дети встают в круг на ковер. Игру (см приложения) с детьми про-водит Домовенок Кузя. В центре раскладываются карточки с изо-бражением цветов рубашкой вверх. По краям ковра раскладываются карточки с изображением цифр. Дети идут по кругу танцевальным шагом, исполняя закличку. По сигналу берут карточку из центра и подбегают к своей цифре, соответствующей количеству цветов на взятой карточке.
Цель: закреплять умение соотносить количество предметов с числом, формировать опыт правильного употребления числительного с существительным. Отрабатывать умение выполнять движения под музыку: танцевальный шаг, шаг с припаданием, по сигналу бежать в рассыпную, не наталкиваясь друг на друга и занимать определенное место. Развивать песенное творчество.
Дети поют хороводную песню: Мы на луг ходили,
Хоровод водили.
Вот так на лугу
Хоровод водили.
Вот так на лугу
Хоровод водили.
Домовенок Кузя: Раз, два, три, карточку в кругу возьми и свою цифру найди.
Дети в процессе игры обосновывают, почему подошли к этой цифре. Игра проводится два - три раза: меняется расположение цифр, меняется танцевальный шаг на шаг с припаданием.
Домовенок Кузя: Да, не догадывался я, что вы можете так много знать о растениях. Хочу спросить вас, ребята, что означают таинст-венные знаки, которые начертаны на горшочке вашего цветка.
6. Рассказы детей
Дети рассказывают по пиктограмме особенности комнатного растения
Домовенок Кузя: Эй, смышленая детвора,
Есть еще одна игра.
Вы картинку с растением возьмите
И все о нем расскажите.
7. Игра «Рассуждалки с именами признаков» ТРИЗ
Дети играют, сидя вокруг стола
Воспитатель: ТРИЗ поможет нам опять,
Любим с ним мы поиграть.
Кто нам правила расскажет,
Как в игру играть расскажет?
В игре (см приложения) предусмотрено выполнение трех заданий: от простого к более сложному.
1 задание для детей с низким уровнем знаний: описать одно расте-ние по признакам, расположенным на игровом поле.
2 задание для детей со средними знаниями: описать и сравнить два растения по признакам, расположенным на игровом поле.
3 задание для детей с высоким уровнем знаний: описать и сравнить три растения по признакам, расположенным на игровом поле.
Дети играют в парах, дополняют ответы друг друга или исправля-ют ошибки товарища.
Дети берут карточки с изображением растений, размещают их на игровых карточках.
Цель: формировать опыт детей описывать растение по определенным признакам, а так же сравнивать 2-3 растения по этим же признакам.
8. Проблемная ситуация
Домовенок Кузя: Ой, беда, беда огорчение!
Слышу жалобу про твое мучение:
Друга надо мне спасать,
Цветочек из беды выручать.
Воспитатель: Постой Кузя, мы тебе поможем. С тобой пойдем, верно ребята?
Ответ детей…
Домовенок Кузя: Растения, вы мое утешенье,
Посмотреть, так просто загляденье.
Вы моей душе даете отдохнуть,
Позволяете мне в сказку заглянуть.
9. Физкультминутка
С детьми на ковре проводится динамическая пауза «Поход».
Дети выполняют под музыку движения по тексту.
Воспитатель: По сказочной тропе вперед!
Много нас открытий ждет.
Домовенок Кузя: Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились.
Воспитатель: Мостик в стороны качался,
А под ним ручей смеялся.
На носочках мы пойдем,
На тот берег попадем.
Дальше – глубже в лес зашли,
Вдруг болото впереди.
Перейдем преграду вмиг
И по кочкам прыг, прыг, прыг.
Прыгать дружно мы умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз и два, раз и два –
Позади уже вода.
Домовенок Кузя: Под кустом пролезть не страшно
И под елкой не опасно.
Друг за другом успевайте,
Только ветки не ломайте.
Вдруг мы видим у куста
Птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
Воспитатель: Лес дремучий, ниже ветки,
Испугались наши детки.
На коленях поскорей
Страшный путь преодолей.
Домовенок Кузя: Зайчик быстрый скачет в поле.
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-ребятишки.
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем.
Голову не опускаем.
Дышим ровно, глубоко.
Видишь как идти легко!
10. Театрализованное действо «На лесной поляне»
Домовенок Кузя: Смотрите, здесь изба стоит,
Очень странная на вид.
Зов цветка сюда ведет.
Кто же в той избе живет?
Баба-Яга: Ты не плачь, ты замолчи
Для себя дом не проси!
Плачешь все сухой опять,
Тебя что разве надо поливать?
Ну, Кощей уж удружил,
Мне цветочек подарил.
Что же делать мне с тобою?
Кто поможет мне с бедою?
Домовенок Кузя: Здравствуй Баба Яга!
Лесная тропка к тебе привела.
Посмотри на свой ты дом:
Как темно и грустно в нем,
Нет цветочка на оконце,
Не заглядывает к тебе и солнце.
Посмотри ты на наши цветы,
Как прекрасны они!
11. Танец «Пять февральских роз»
Девочки надевают шапочки «роз».
Дети исполняют танец «Пять февральских роз».
Домовенок Кузя: Посмотри, Баба Яга, все комнатные растения нуждаются в уходе и в своем отдельном домике – горшочке.
Баба-Яга: Что ж у каждого цветка
Должна быть своя изба?
Для чего же столько старанья
И зачем ему столько вниманья?
Домовенок Кузя: Баба Яга, детки расскажут тебе о пользе растений.
12. Рассказы детей по картинкам (ТРИЗ)
Дети рассказывают по картинкам с опорой на карточки ТРИЗ (см приложения) : название, родина растения, польза для человека.
1 ребенок:
Каланхоэ - многолетнее вечнозелёное травянистое тропическое рас-тение из семейства толстянковых. В роду каланхоэ - около 200 видов растений, которые произрастают в диком виде в тропической Азии, Южной Африке, на острове Мадагаскар и в тропической Америке.
Некоторые виды каланхоэ только декоративны, другие ещё и лекарственны.
Каланхоэ перистое применяется в медицине. Его стебли и листья со-держат витамины С, Р, яблочную, щавелевую, уксусную, лимонную, кислоты, алюминий, железо, кальций, медь вещества.
Сок каланхоэ обладает бактерицидным, кровоостанавливающим, противовоспалительным действием, быстро очищая раны от отмирающих тканей.
Каланхоэ довольно быстро расправляется с гриппом, простудой и насморком. И является отличным профилактическим средством.
Ученые утверждают, что в доме, где растёт каланхоэ, воздух более чистый и люди, живущие в этом доме, реже болеют и почти не стра-дают от беспокойства и плохого настроения.
2 ребенок:
Алоэ - это многолетнее вечнозеленое растение из семейства лилейных. В диком виде на своей родине, в Южной Африке достигает высоты до 10 м, а в домашних благоприятных условиях — до 4 м. В нашей стране в диком виде алоэ не встречается, но широко распрастранено в зоне влажных субтропиков в Закавказье, а также в некоторых регионах Средней Азии. Алоэ широко известно в домашней культуре. В быту его называют столетником и чаще всего разводят как комнатный цветок. Обладает противовоспалительным, антибактериальным, противоожоговым и ранозаживляющим действием, улучшает аппетит и пищеварение. Обладает способностью повышать защитные функции организма, усиливать восстановительные процессы в поврежденных тканях.
3 ребенок:
Перец красный острый или перец чили, или горький перец) — тропический полукустарничек, пряность, имеющая жгучий вкус. Родина этого растения — тропическая Америка. В настоящее время острый перец выращивают в большинстве стран, расположенных в тропиках, но больше всего — в Индии и Таиланде. Красный перец обладает сильным пряным ароматом и вкусом от пряного до острого. Красный перец можно выращивать и в домашних условиях в цветочных горшках.
В красных перцах содержится самое большое овощных культур количество витаминов С и А. Поэтому широко используется при приготовлении пищи.
В медицине применяется как средство останавливающее кровь.
Красный перец обладает уникальными свойствами - расширяет сосуды, когда они сужены; суживает когда они расширены.
4 ребенок:
Хлорофитум – растение семейство лилейных. Существует около 215 видов многолетних корневищных растений, распространенных в субтропиках и тропиках Южной Америки, Африки, на острове Мадагаскар, в Южной Азии и Австралии.
Хлорофитумы принадлежат к самым неприхотливым комнатным растениям. В культуре наиболее известны два вида: хлорофитум капский и хохлатый.
Специалистами установлено, что хлорофитум очищает воздух от вредных примесей и угарного газа. Его рекомендуется выращивать на кухне.
5 ребенок:
Бальзамин – одно из наиболее старинных комнатных растений. Он был завезен в Европу давно и уже более четырехсот лет растет на наших подоконниках. Происходит бальзамин из тропических лесов Занзибара, что у восточного берега Африканского континента. Встречается бальзамин и в Ост-Индии, а некоторые его виды растут в Средней Азии, где из его корней получают желто-красную краску хну. Любят и любили бальзамины у нас настолько, что дали им имя – наше русское: Ванька! «Ванькой мокрым» зовут в народе этот цветок – в ненастную погоду, с приближением грозы, во время тумана, а также при обильном поливе на острых кончиках и краях его светло-зеленых листьев выделяются капельки воды – растение становится действительно мокрым.
Зовут его по-другому «огоньком» – в темной листве «горят» его цветочки-огоньки : белые, розовые всех оттенков, лососевые, оранжевые, жёлтые, красные, лиловые – одноцветные, а также с «глазком» или полосками, – «горят» в любую погоду, 6-8 месяцев в году. Какое еще растение будет цвести столь же долго?
Ребенок подводит итог: растения служат источником кислорода на земле, источником пищи для людей и животных, источником ле-карств, и хорошего настроения.
Домовенок Кузя: Чтобы комнатные растения приносили столько пользы, им нужен красивый и уютный дом – цветочный горшок. Баба Яга, и твоему растению очень нужен «цветочный дом».
Баба Яга: Как сделать «цветочный дом» красивым и уютным?
Воспитатель: Найдется ли у тебя, Баба Яга, какие – либо емкости, прищепки, веревочки и бусины, краски и кисти и разная другая ме-лочь?
Баба Яга: Уж и не знаю.
Ребенок: А ты бабушка загляни в свой сундучок, может что и найдется.
Баба Яга: И то верно.
Баба Яга приносит сундучок.
13. Сундучок Бабы Яги
Дети рассматривают его содержимое, уточняют прямое назначе-ние предметов из сундучка, так и нетрадиционное его использование в дизайне горшка.
14. Знакомство с новым понятием
Дети знакомятся с научным понятием слова «дизайн» из толкового словаря Ожегова.
Дизайн — творческий метод или процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека, как утилитарным, так и эстетическим.
Иными словами: Дизайн — творческая работа по улучшению объекта.
15. Обсуждение дизайнерских идей
Дети обсуждают варианты украшения горшков для растений, вы-полняют наброски дизайнерских идей.
16. Выбор материала и творческая работа
Дети с подносом в руках отбирают материал, уточняют правила безопасного использования некоторых предметов (клей, ножницы и др.) Каждый ребенок воплощает в работе свою дизайнерскую идею по украшению цветочного горшка.
17. Выставка «Цветочный дом»
Дети выставляют свои творческие работы на столе. Баба Яга рассматривает горшочки, украшенные детьми, вместе с домовенком Кузей. Они восхищаются.
Баба Яга: Я и подумать не могла,
Что из моего старого добра
Можно чудо сотворить,
Всех на свете удивить!
Дети дарят Бабе Яге цветочные дома, для того, чтобы в ее избе был уют и красота.
Баба Яга (уходя) : Вот спасибо, детвора!
Ухожу, уж мне пора!
Расцветайте поскорей, мои красавицы!
Пусть моя забота вам понравиться.
Посажу я вас в красивые горшочки.
Не забуду поливать и мыть листочки.
Вы моей душе даете отдохнуть,
Позволяете мне в мир растений заглянуть.
Домовенок Кузя: Путешествию конец
А кто слушал молодец!
Ты волшебный наш цветок
Прибыл с юга на восток
Облетел ты полземли,
Быть по-моему вели:
Вели, чтобы я оказался у себя в комнатном садике, а ребята оказались у себя в детском саду!
Дети садятся на «полянку», закрывают глаза, звучит мелодия «Вальс цветов» П. И. Чайковского. Домовенок Кузя прибирает материалы и сундучок. Сворачиваются декорации.
18. Итог
Дети оказываются в группе, обмениваются впечатлениями.
Воспитатель: Где мы с вами побывали,
И кого мы повстречали?
Какую проблему решали,
Что вы нового узнали?
Как вы помощь оказали,
На кого вы повлияли?
Дети отвечают на вопросы, подводя итог.