Нина Безрукова
Конспект НОД «Чудо-мастерская Хохломы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Чудо-мастерская Хохломы»
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие", "Речевое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Физическое развитие".
Цель: формирование и развитие основ художественной культуры детей через народное декоративно-прикладное искусство Хохломы.
Задачи:
образовательные - закрепить знания об особенностях хохломской росписи - ее производстве, истории;
Публикация «Конспект НОД „Чудо-мастерская Хохломы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
развивающие - учить детей создавать узоры на полосе из знакомых элементов хохломской росписи на силуэтах посуды; упражнять в прорисовке главных и дополнительных элементов узора; упражнять в рисовании всем ворсом, концом кисти, ватной палочкой, пальцем; развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов;
воспитательные - воспитывать у детей любовь к природе, своей Родине, народному творчеству.
Коррекционно-речевые задачи:
развитие связной речи, продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе, употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, активизация прилагательных, глаголов в речи;
развитие мелкой моторики рук посредством работы с кистью, пальчиковой гимнастики;
активизация слов: хохлома, элемент росписи, изделие, мастер, вытачивают, расписывают, и т. д.
Предварительная работа: знакомство с народным декоративно-прикладным искусством Хохломы, организация мини-музея изделий хохломской росписи, беседа о Хохломе, рассматривание альбома «Русское народное творчество», чтение стихов, прослушивание песен о Хохломе.
Демонстрационный материал: хохломская посуда, таблицы: «Последовательность изготовления хохломских изделий», «Последовательность рисования хохломских узоров», карточки с элементами хохломской росписи.
Раздаточный материал: шаблоны разделочной доски, кисточки №2, №3, баночки с водой, салфетки, ватные палочки, гуашь (желтая, красная, зеленая, черная, книга «Хохломская роспись», деревянная посуда для росписи
Техническое оборудование: записи мелодий (народные инструменты).
Ход образовательной деятельности.
1. Воспитатель. Сегодня мы с вами побываем в дивном мире Хохломы, в мире праздника, музыки, в мире сказок. Я приглашаю вас в свою художественную мастерскую.
(Звучит тихая, русская народная музыка. На столах разложена хохломская посуда. Дети любуются ею.)
Воспитатель. Посмотрите, как красиво в моей мастерской. Что украсило ее?
Дети. Мастерскую украсила посуда.
Воспитатель. А что мы можем сказать об этой посуде, какая она на вид?
Игра «Назови признаки».
Дети. Красивая, расписная, праздничная, яркая, веселая, блестящая, радостная, сказочная. (Предлагаю детям сесть за столы)
2. Воспитатель. Послушайте загадку и отгадайте ее.
Резные ложки и ковши
Ты загляни-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут не здешней красоты
Блестят они как золотые
А может солнцем залитые.
Воспитатель. Что это?
Дети. Хохломская посуда.
3. Воспитатель. А почему она называется хохломской? Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу птица-жар. Он её угостил. Жар-птица задела золотым крылом чашку с кашей, и чашка стала золотой. Это, конечно же, сказка. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров-живописцев.
Сложно сделать мастеру эту замечательную посуду. Сначала мастера вырезают из дерева ложки, чашки, тарелки. Затем их покрывают глиной, чтоб дерево не впитывало краску, покрывают льняным маслом, натирают алюминиевым порошком, расписывают посуду растительным орнаментом, который берут из природы (цветы, ягоды, листочки, травка). Затем ещё раз покрывают маслом и, наконец, обжигают. После обжига посуда превращается в «золотую».
Издавна в маленьких заволжских деревеньках делали и расписывали деревянную посуду. И везли ее в большое село Хохлома. А из Хохломы на ярмарки в разные города на продажу. Покупатели спрашивали: «Откуда посуда?», а мастера отвечали: «К вам приехала сама Золотая Хохлома». Стали посуду называть хохломской.
4. Воспитатель. Давайте посмотрим, как изготавливалась хохломская посуда. А поможет вам в этом вот эта таблица.
Игра «Что делают с изделиями до их росписи?»
(АЛГОРИТМ «Последовательности изготовления хохломских изделий».)
1. Вытачивают из дерева;
2. Покрывают жидкой глиной и сушат;
3. Шлифуют;
4. Пропитывают льняным маслом и сушат;
5. Покрывают алюминиевым порошком и сушат;
6. Расписывают узорами;
7. Покрывают лаком;
8. Сушат, «закаливают» в печи.
Воспитатель. Какие цвета используют в хохломской росписи?
Дети. В хохломской росписи используют черный (красный, зеленый, золотой - желтый) цвет.
5. Воспитатель. Давайте назовем элементы хохломской росписи.
- В хохломской росписи есть элементы осочка, травинка, усики, завиток.
- Хохломские узоры украшают капельками, листочками (простыми и сложными).
- В хохломской росписи рисуют цветочки, ягодки.
Воспитатель. - Главный элемент в хохломской росписи это центральная линия - ветка, с которой начинается весь узор.
6. Воспитатель. Вы заметили, что в хохломе все элементы называют ласково. Это потому, что люди очень любили природу, любили петь песни, мечтать, любоваться цветением трав, созреванием ягод. А ягоды в хохломе рисовали разные и называли их ласково. Давайте и мы с вами попробуем это сделать. Я буду вам показывать ягоды, а вы будете их ласково называть.
Игра «Назови ласково».
Дети. Ягодка, малинка, клубничка, земляничка, рябинка, смородинка, вишенка, ежевичка.
Воспитатель. А теперь давайте немного отдохнем.
7. Физкультминутка
Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево) Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз). Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз) Хохлома да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
А теперь проходим на свои места.
8. Воспитатель. Заговорилась я с вами, а у меня работы много, посмотрите, сколько посуды не расписано. Может, вы мне поможете? Давайте будем, как настоящие художники, расписывать посуду хохломскими узорами, создавать красоту своими руками. Чтобы правильно нарисовать элементы хохломской росписи, посмотрите внимательно, я покажу, как их нарисовать. Чтобы нарисовать кустик нужно делать вот так:
Берем кисточку, окунаем в черную краску, лишнюю снимаем о край баночки, провожу кончиком кисти линию, слегка ее изгибая, вот так, после рисую травинки этого же цвета, посмотрите, как я рисую травинки, сначала маленькие, после больше и больше. После того, как я нарисовала травинки до середины линии, я рисую травинки более крупные и с изгибом, вот так: кончиком провожу до середины травинки, после всем ворсом и вновь кончиком кисти.
Вот и получается наш кустик.
-Следующий элемент- это рябина, сначала вы рисуете маленький кустик, вот так, посмотрите внимательно, после рисуете ягоды рябины, они рисуются кончиком кисти, вот так.
У вас на столах лежат силуэты посуды, а материал, который вам потребуется, подберите сами.
Правильно расположить элементы узора хохломской росписи помогут вам карточки.
(Рисование проходит под тихую спокойную музыку. Во время работы слежу за правильной осанкой детей, за правильным размещением центральной линии, за различным изображением завитков, за правильным подбором средств, для изображения ягод и листьев.)
Воспитатель. Заканчиваем работу. Пусть наши пальчики немного отдохнут, а работы подсохнут.
9. Пальчиковая гимнастика «Цветки».
Наши алые цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Головой качают, тихо засыпают.
(Медленно разгибать пальцы из кулаков, покачивание кистями рук вправо, влево. Медленное сжимание пальцев в кулаки, покачивание кулачков вперед, назад.)
10. Воспитатель. Ребята, а сейчас давайте мы с вами украсим деревянную посуду для мини музея нашей группы.
11. Анализ работ. Какие из нас получились отличные мастера, какую красоту мы сегодня создали! А давайте мы поделимся своей красотой с другими? Мы с вами устроим ярмарку Золотой Хохломы и выставку ваших работ в приёмной группы, пусть все гости полюбуются и порадуются вместе с нами. Спасибо вам, ребята, за такую красоту!
12. Воспитатель подводит итог:
1. Какая красивая у вас посуда получилась! Как красиво украшена!
2. Напомните мне, как же она называется?
3. А какого цвета ваша посуда?
4. Какие узоры вам понадобились, чтобы украсить посуду?